Посягнули на святое

21.05.2017

На этой неделе Рада готова была принять еще один закон, который, пожалуй, переплюнул, бы по наглости, все вышеперечисленные запреты. Он чудовищен по своей задумке и касается не идеологии и политики, а очень тонких, личных вещей - веры людей. На Украине разгорелась с новой, невиданной силой, борьба с церквями. Нашими. Православными. Но поскольку эту войну ведут тоже под православными знаменами, то в ней надо разобраться.

Конечно, Украина в своей основе православная страна. В ней тысячи соборов и церквушек. Именно Русская православная церковь -  часть многовековой истории этих земель. Самостоятельная, украинская, но входящая в Московский патриархат. И хотя церковь живет по другим законам, не связанным с делением или распадами государств, в начале 90-х случился и здесь тяжелый раскол.

И на церковь нашлись бандеровцы в рясах. Слово «Московский» затмило им разум и объявили они свою власть на Украине. За что самоназванный патриарх Филарет на архиерейском соборе Русской православной церкви был предан анафеме, лишен сана и прав служить и совершать таинства. Но и сегодня служит. А гонор раскольничий был так велик, что там стали захватывать храмы. И сегодня по всей Украине стоят рядом церкви - московские и киевские. Конечно, прихожане вольны сами выбирать место, где им преклонить колени. Но согласно новому закону именно наша церковь должна была подвергнуться своего рода люстрации. Немыслимо.

Виктор ЧЕРНОГУЗ изучал историю этого раскола и следил за тем, как на этой неделе мир ответил Украине на этот закон.

Атаку на тех, кто осмеливается ходить не в их храмы, они ведут по всем правилам войны. Сначала разведка боем.

«Ваш поп Кирилл, это московский поп!»

И главное сразу дать понять: с этими можно не церемониться. Если враг не сдается, его уничтожают.

«Это хунта, половина хунты там, пришли на нашу родину москали, я костьми лягу, а москальской хунты тут не будет».

Убедившись, что по ту сторону одни священники, старики, и женщины, уже не страшно начать зачистку. Штурмом взять храм, избить братьев по вере, обматерить мимоходом священника ... для постмайданной Украины норма. Уже захвачено более 40 приходов, которые не согласились жить по новым правилам. Эта война за души верующих идёт уже четверть века. Но ни оголтелый национализм, ни риторика псевдопатриотизма не помогли раскольникам. Большинство приходов, а значит и паствы, сказали им нет. Теперь они идут Ва-банк. 11 марта 2017-го – новая дата в истории православной Украины. В разгар Великого Поста случилось то, что казалось немыслимым. В главный храм страны – Успенский собор Киево-Печерской лавры ворвалась группа радикалов под предводительством священника-раскольника.

Священник: «Тебе прославляет церковь наша святая украинская».

В контексте

29.04.2018

Зачем Порошенко хочет узаконить непризнанную церковь и к чему это приведёт?

Если бы в четверг Рада утвердила пакет антицерковных законопроектов, такие действия вполне могли бы стать легальными. По сути, в документах был узаконен механизм рейдерского захвата храмов. Бизнес на вере – так по-мирски. Пожертвования граждан, крестины, похороны, доходы от туристов, наконец. А еще роскошная церковная утварь, уникальные иконы и предметы искусства. Учитывая, что служить раскольникам отказались более 11000 приходов и почти 2 сотни монастырей – захват православных храмов может принести космические суммы.

«Поклонимся святому христову воскресению».

Людское море на площади у Верховной Рады. Священники, иноки, простые прихожан со всей Украины – к Парламенту вышли тысячи, чтобы, объединившись в молитве, показать: страна против антицерковных законов.

Местный житель: «Они же православие убивают, единственная церковь каноническая была, которую мировое православие признает, эта наша церковь, а теперь не будет церкви, если они запретят, будем без церкви как в советское время. Разрушение православие, служение антихристу вот это их цели».

Почему самопровозглашённый Киевский патриархат так и не признан в православном мире – одна из самых постыдных тайн сторонников Филарета. Она уходит корнями в недалекий 1992-й. Тогда на Архиерейском соборе Русской православной церкви решался вопрос, предоставлять ли автокефалию церкви украинской. Уличенный в многочисленных прегрешениях, и не получивший поддержки большинства архиереев, в том числе Украины, тогда митрополит Филарет на кресте и Евангелии пообещал сложить с себя полномочия. Чтобы избежать церковного раскола. Аудиозапись этой клятвы чудом сохранилась в архивах

Филарет (Денисенко), предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата: «Я подам прошение архиерейскому собору УПЦ о том, что я прошу взять от меня полномочия права предстоятеля УПЦ и избрать на это место нового предстоятели».

Но вернувшись в Киев, Филарет быстро передумал, и продолжить раскалывать православную церковь Украины. Клятвопреступник и раскольник – митрополит понес тяжелейшее наказание.

Сергей Фирсов, религиовед и историк: «Он был лишен всех степеней священства и сана, как говорили до революции приведен в первобытное состояние, то есть мирское. Поэтому с церковной точки зрения Филарет не может считаться как легитимное лицо, однако его адепты так не считают».

С тех пор у попа-расстриги, не признанного в православном мире, один только шанс удержаться у власти -  во всем поддерживать киевский режим. Одобрять действия ультранаци? Поддерживать блокаду Крыма? Желать смерти жителям Донбасса? Никаких проблем.

Филарет (Денисенко), предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата: «Не нужно думать, что население Донбасса невинно в их страданиях. Виновно! И свою вину должно искупить страданиями и кровью! Голосовали на референдуме за федерализацию? Голосовали? Грешили, грешили!»

Такой пастырь, конечно, очень удобен власти. Низвести всю православную общину до подобного же унизительно-подчиненного состояния и было еще одной задачей антицерковных законопроектов. Церковь должна подписать с властью некий договор и согласовывать свои действия – одно из ключевых требований депутатских инициатив. На практике это может означать, например, запрет на упоминания имени святейшего патриарха Кирилла в молитвах. А потом, возможно, в молебен добавят пожелания здравия рабу божьему Петру Порошенко. Или заставят славить героев АТО, по сути палачей украинского народа. Во всех этих вопросах Киевский патриархат давно идет навстречу властям Незалежной.

Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата: «Предлагаемое законодательство является попыткой включить УПЦ в гражданское противостояние на Украине, подорваться ее нейтральный статус, ее способность быть духовным авторитетом для всех украинцев».

И, понятно, что так напугало власть. Прошлым летом православная церковь провела на Украине крестный ход. Сотни тысяч людей прошли по всей стране, молясь о мире. В стране, где войну и насилие по отношении к своим, возвели в культ. Тогда напуганные деятели киевского режима стерпели. Но другое массовое шествия – на 9 мая уже закончилось нападениями на ветеранов. При полном попустительстве государства. Не допустить объединения доведенных до отчаянья людей, уставших от этой власти, - вот задача номер один для правящей элиты Незалежной. Но учитывая, что прихожан у Украинской православной церкви в два раза больше, чем у последователей раскола - то есть Киевского Патриархата власть пока боится открыто применять силу против верующих. Сначала нужно заставить людей ходить в «правильные» храмы. Чтобы в будущем подавить любые попытки инакомыслия.

Михаил Погребинский, директор киевского центра политических исследований и конфликтологии: «В окружении президента есть очень сильное лобби влиятельное, которое добивается уничтожения этой церкви фактически на Украине. План существует, и он как будто бы имеет какие-то корни в администрации президент».

Против невиданного в новейшей истории вмешательства в дела церкви выступили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, его поддержали влиятельнейшие мировые организации, например, Всемирный совет Церквей. Но главное, сотни тысяч верующих Украинцев. Увидев такое единение, власть взяла паузу. 

Епископ Климент, представитель Украинской Православной церкви Московского патриархата: «Чиновники, депутаты, политики – популисты одной рукой скидывают памятники Ленину. Другой рукой делают абсолютно то же, что делал Ленин и его соратники. Сейчас, через 100 лет после религиозного террора начинаются такие же походы против церкви».

Но, скорее всего, это лишь передышка перед главным боем. Понятно, что киевская власть не оставит попыток поставить под контроль русские православные приходы страны. По сути, последний независимый общественный институт на Украине. Сами верующие в будущее смотрят спокойно. Римские императоры, варвары-язычники, потом немецкие – гонения на христиан длятся не первое тысячелетие. Но перед истинной верой отступали даже могущественные империи, что уж говорить о нынешней украинской власти.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ