Сети терроризма

21.05.2017

А теперь об опасности, которая меняет формы и обличия. И это снова разговор про новые коммуникации - интернет, соцсети, мессенджеры. Тактика терроризма меняется. Война в Сирии, Ираке, Афганистане становится затяжной и проигрышной. И происходит то, о чем мы, Россия, предупреждали - сбрив бороды и убрав оружие, они возвращаются домой. В Россию, в Европу. В мир обычных людей.

Но зло не исчезает, оно трансформируется. Ушли времена тайных ячеек и общих молитв. Сегодня террористы уходит в сети. И это очень серьёзная опасность. Именно через аккаунты сегодня идет огромный объем информации или вербовка. Да, их находят и блокируют. Это трудная работа. И важно всем нам точно понимать, что сегодня интернет-пространство, это в первую очередь новый вид оружия. Значит, вопрос выживания - разработать и успешно применить от него защиту. Максим ВАХРУШЕВ изучал эту проблему.

«Моджахеды, шагайте вперед, и не тайте под солнцем, как лед. Бить неверных теперь наш черед. И не бойтесь, друзья - рай зовет».

Песня, в которой звучит прямой призыв к насилию в свободном доступе в социальных сетях и на всевозможных музыкальных порталах. Экстремистов воспитывают не подпольщики на сходках в каких-то квартирах, не вербовщики во время намаза в мечети. В головы потенциальных террористов проникают через смартфоны.

Пропаганда через субкультуру работает куда эффективнее, чем слова бородатого старца, сегодня больше похожего на героя восточных сказок, а не идеолога всемирного джихада. Исполнитель теракта в метро Петербурга – Джалилов – ни в какие лагеря подготовки в Сирии не ездил. Но именно оттуда при помощи специальных программ, так называемых мессенджеров WhatsApp и Telegram он получал инструкции по созданию адской машины и указания перед самим подрывом. Спецслужбы всего мира только и мечтают, лишить террористов этих практически не поддающихся контролю каналов связи.

Эксперт в области исламского экстремизма: «У каждого полевого командира террористов есть свои приятели со стороны правительственных войск, и все находятся в постоянном общении всех это устраивает и поскольку многие могут быть запрещены используется программа, которая позволяет обойти все эти ограничения».

В начале мая Роскомнадзор запретил на территории России работу четырех популярных во всем мире в том числе у террористов мессенджеров в том числе так называемого IMО, которым пользовались, к примеру, вот эти трое, готовившие теракты в Москве. Их владельцы регистрироваться в России в качестве средства распространения информации отказались, требование суда предоставить данные и переписку пользователей проигнорировали.

Фёдор Скуратов, основатель сервиса для аналитики групповых чатов и каналов: «Основная причина, по которой они не идут на сотрудничество – это репутационные риски! Потому, что клеймо: «сотрудничают с российскими властями» в остальном мире, в первую очередь в Западном, воспринимаются крайне негативно».

На грани запрета в России оказалась и популярная у террористов платформа Telegram. Ее создатель, когда-то придумавший соцсеть ВКонтакте Павел Дуров теперь живет за границей и один запрос Роскомнадзора уже проигнорировал. После второго – черный список. И это при том, что в Telegram, к примеру, некие добровольные активисты формируют базу военных объектов России. Кто-то выкладывает в общий доступ инструкции по изготовлению взрывных устройств. Получается создатель мессенджеров свои репутационные потери ставит на одну чашу с человеческими жизнями.

Евгений Сатановский, президент института Ближнего Востока: «Проблема в том, что когда идет борьба с терроризмом ваша частная жизнь заканчивается. Заканчивается тайна вкладов и переписки. Потому что приходится отслеживать тех, кто дает террористам деньги».

Международный опыт говорит о том же. Никакого прайваси в сети нет в Китае и Иране. Там жесткий и тотальный контроль. Великобритания готовит закон, по которому интернет-провайдеры будут обязаны хранить всю историю запросов, посещений и переписку пользователей и предоставлять правоохранителям по первому требованию без решения суда. Те, кто говорит, что попытка взять под контроль мессенджеры – это нарушение прав людей на конфиденциальность переписки – очевидно, верят в сказки. Никаких кодов знать не нужно, если у тебя есть доступ прямо в операционную систему телефона, куда можно проникнуть и прочитать все, что хочешь. Да и слова о зашифрованности в разных средствах обмена сообщениями – тоже чаще всего лишь частично правдивы. Skype принадлежит Майкрософт, которая в свою очередь никогда не отказывает спецслужбам. WhatsApp владеет дружественный американским властям Facebook, и уже известно, что еще при разработке в эту супер-популярную программу заложили возможность перехвата сообщений. Конечно, скептики могут парировать, мол, в мире столько всевозможных мессенджеров, все не запретишь и есть масса способов обойти блокировки. К тому же известно, что исламисты прямо сейчас ведут работу над созданием своей социальной сети. Но при этом не создавать препятствий для их деятельности нельзя. Слишком высока цена промедления.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ