Под контролем президента

18.06.2017

Мы всегда знаем, что прямая линия - это реальная возможность для любого из нас если не вступить в прямой диалог, то что-то сказать лично президенту (а говорят и пишут не только комплименты, но и весьма критичные вещи - как мы видели по тем же цитатам на экранах в студии). В этом смысл прямой линии. Но очень часто за обращением на прямую линию стоит отчаяние, разбитая надежда решить законным путем какую-то важную проблему - с жильем, здоровьем, школами, зарплатами.

Конечно, 70 прозвучавших вопросов и два миллиона незаданных - несопоставимые числа. Но ведь и прямая линия не заканчивается этим многочасовым разговором: все вопросы или жалобы - по телефону, скайпу, в смс - обязательно поступят в обработку и далее примут вид либо поручений правительству, либо запросов главам регионов и ведомств, но - уже под грифом Администрации президента. А это, согласитесь, само по себе придаст ускорение в решении ваших проблемы. Впрочем, мы и так знаем, как внимательно и нервно следят за этим диалогом жителей со своим президентом в разных начальственных кабинетах. Не дай бог, сейчас будет звонок из их деревни, города или области. Не сносить тогда головы, не избежать позора. А ведь нередко причина этих обращений как раз в том, что вы этих людей однажды не услышали, вы закрыли перед ними дверь.  Потому и стоят они на прямых включениях на фоне своих затопленных домов или заброшенных больничных корпусов так, будто живут в пустоте, где нет ни одного чиновника, ни одного депутата. А ведь проблемы у них - кричащие.

Конечно, когда после прямого эфира начинаются чудеса невиданной щедрости и расторопности - тут же чинят дороги и дарят квартиры - это, конечно, хорошо. Хотя бы так. Только уже неискренне. После публичного позора. Проблемы россиян, которые смог решить только президент, изучал Виктор ЧЕРНОГУЗ.

На ее фоне теряется даже Балашиха, между прочим, самый большой в Московской области город. Это даже не свалка, настоящая мусорная планета, ее из космоса разглядеть можно. Полвека тут складируют все то, что выбрасывают москвичи и гости столицы. А ведь старожилы еще помнят: когда-то это было одно из самых красивых в Подмосковье мест.

Людмила Зеленцова, житель Балашихи: «Электричка тихонько к Кучино подходит, мы спускаемся, зелено, тихо и папа говорил мы рай приехали, он художник понимал и ценил природу, а сейчас это ад».

И это не преувеличение: на свалке обитает весь микрорайон, хуже всего приходится жителям ближайших домов. Их построили всего в паре сотен метров от зловонных груд мусора. При этом покупателей квартир, по сути, обманули.

Екатерина, житель Балашихи: «О том, что здесь находится свалка мы не знали, покупали на котловане, внизу посмотрели недалеко от Москвы место вроде хорошее».

Теперь жизнь Екатерины, как и сотен других, определяет... направление ветра. Если дует оттуда, окна можно даже не открывать.

Екатерина, житель Балашихи: «У нас стоит такой автоматический ароматизатор, который раз в полчаса прыскает, так спасаемся».

Но самое страшное - свалка постоянно горит. Дым, содержащий чуть ли не половину таблицы Менделеева, в прямом смысле отравляет жизнь. В семье Анастасии Базаровой после переезда в Балашиху диагноз рак поставили сначала бабушке, потом самой Анастасии. Год назад врачи подтвердили страшную догадку: болен и ее сын. 

Анастасия Базарова, житель Балашихи: «У нас в подъезде в одном человек 10. Я разговаривала с людьми в соседних домах то же самое, то есть онкология здесь зашкаливает».

Пожалуй, свалка в Балашихе стала самым масштабным вопросом, решенным в ходе прямой линии. Ликвидировать очаг возможной экологической катастрофы необходимо, распорядился президент. Но делать это нужно постепенно, резко закрывать полигон нельзя, иначе Москва просто утонет в мусоре. Компромисс: строительство мусороперерабатывающих заводов и утилизация отходов. Местные власти, лично губернатор Воробьев, конечно, приехал на свалку еще, когда президент продолжал отвечать на вопросы россиян. Глава Московской области пообещал местным жителям, которые смогли достучаться до Владимира Путина - ускориться.

Андрей Воробьев, губернатор Московской области: «Осенью мы начинаем работы по созданию полигона, мы надеемся, что первые карты будут готовы к концу 18 года, и мы перенаправим поток мусора туда».

Таким образом, через 2 год должна исчезнуть проблема, которая до этого не решалась десятилетиями. И это касается не только Подмосковья. В стране уже не первый год действует государственная программа по улучшению экологической обстановки. Помогает и общественность, в частности, ОНФ запустил проект «Генеральная уборка». За 3 месяца принято почти 7 000 сообщений от граждан о стихийных свалках, несколько сотен уже ликвидированы. 

Андрей Нагибин, эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса: «Народный Фронт создал интерактивную карту свалок и сейчас там более, занесено по России более 9 тысяч свалок. Это только лишь начало. Но там есть очень хорошая динамика».

Вот и в Подмосковье после прямой линии с президентом свалку хотя бы попытались немного облагородить, наконец, начали мыть колеса заезжающих грузовиков. Впрочем, это, конечно не поможет уйти от ответственности тем, кто выдал разрешение на строительство домов прямо рядом с полигоном. Прокуратура уже начала проверку. Типичная реакция: взять на особый контроль, провести расследование – так заканчивалось фактически каждое обращение граждан к президенту. Вот, например, комментарий представителей генпрокуратуры к истории жителей села Краснокумское Ставропольского края.

Александр Куренной, начальник управления Генеральной прокуратуры РФ по взаимодействию со СМИ: «Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка дал поручение прокурору Ставропольского края провести проверку исполнения законодательства органами власти региона при ликвидации последствий наводнения в селе Краснокумском».

В прямом эфире жители села Краснокумское рассказали президенту: они уже почти месяц не могут дождаться компенсаций за утраченное и поврежденное имущество - в конце мая четыре сотни домов здесь были затоплены паводком. При этом федеральный бюджет оперативно перечислил региону необходимые средства.

Владимир Путин: «Я хочу задать вопрос своему двойному тёзке, губернатору Ставропольского края. Владимир Владимирович, где деньги?» 

Губернатор Владимиров домчался до Краснокумского к вечеру. По пути местные СМИ уже успели отправить его в отставку, но потом оказалось, что до этого пока не дошло.

Владимир Владимиров, губернатор Ставропольского края: «Я работаю очень давно уже и губернатором, уже 4 года работаю, я никогда ни от одной трудности не уходил, написав заявление и хлопнув дверью».

Но, конечно, прямое указание президента привело в чувство местных чиновников. Положенную компенсацию начали выплачивать молниеносно.

Валентина Саковская, житель села Краснокумское: «Сегодня я была в Сбербанке, проверяла, 60000 пришли, поступили».

Эти дома - от паводка не пострадали, но выглядят ничуть не лучше. Ижевск, улица Чапаева. В таких вот полусгнивших бараках ютятся десятки человек. Жить в этих комнатах смертельно опасно.

Местный житель: «У нас под подоконниками не было нормальных бревен, сгнившая трухля с насекомыми».

Дом, конечно, был признан аварийным, и чиновники даже обещали его расселить аж в 2029 году. Но как жить в таких условиях еще целых 12 лет? Бюрократы знают как. 

Сергей Чернышев, начальник управления ЖКХ администрации Ижевска: «Когда комиссия принимает решения она не может поставить конкретный срок в связи с тем, что нет механизма, который позволяет расселять дома в конкретные сроки».

Но теперь придется поторопиться. Президент не просто потребовал расселить людей как можно быстрее, но пообещал лично в скором будущем заехать в Ижевск. А местные следователи уже проверяют работу чиновников. Подозревают, что в их работе была допущена халатность. А это уже статья. 

Владимир Шевкунов, житель г. Нягань: «Хотим, чтобы хотя бы под старость лет пожить в нормальных условиях, не ходить в 50 градусов, как в этом году, на улицу в туалет, чтобы нормальные условия, горячая - холодная вода».

Ханты-Мансийский округ, город Нягань, почти 1000 километров от Ижевска. А проблемы во многом те же. Здесь почти 3000 человек еще со времен строек коммунизма живут в таких вот вагончиках. Расселение идет крайне медленно. Теперь, после вмешательства президента, всё должно измениться. Расселение ветхого и аварийного жилья, а его в стране почти 80 миллионов квадратных метров - одна из главных национальных задач, отметил Владимир Путин.

Энджи Барсукова, житель г. Нягань: «Итог, что будет ковровый снос вагонгородков Нягани, потому что в 21 веке жить в таких железных халупах неприемлемо».

Общение граждан с Владимиром Путиным как экзамен на профессионализм для региональных чиновников. По всей стране главы областей, городов и поселков с замиранием сердца следили за прямой линией, 2 миллиона вопросов - всплыть могут любые грешки и недоработки местных властей. Потому, анализируя заранее поступавшие в колл-центр звонки и письма и фиксируя активность прессы накануне прямой линии, пытались, что называется, соломку подстелить. А именно: сработать на упреждение и в пожарном порядке решить проблемы, которые до этого не решались годами. Доходило до курьезов.  Вот, например, Краснодар. Здесь экстренно в прямом смысле - латали дыры, ну а дождь это ничего.

Местный житель: «А потом удивляются, почему у на асфальт отходит, лопается».

Но не помогло - вопрос, почему дороги в городе находятся в таком ужасном состоянии все же прозвучал. Студент Валерий Лебедев показал, как выглядит одна из главных улиц Краснодара - Новороссийская. Местные чиновники тут же отрапортовали: ремонт уже ведется, но вот досада: репетируя бравурный доклад, один из них позабыл о включенной камере.

Андрей Алексеенко, заместитель губернатора Краснодарского края: «Окончание работ до конца года, о начале работ говорить некорректно, иначе придется врать».  

Впрочем, на следующий день Новороссийскую улицу оперативно перекопали: но к чему приведет такой вот авральный ремонт? Работники местного автосервиса, глядя на все происходящее, заранее знают ответ.

Местный житель: «Здесь ходят фуры - грузовики, они сейчас асфальт положат, отчитаются, а потом через 3 месяца будет тоже самое».

Лень, неэффективность, очковтирательство как общая характеристика работы некоторых чиновников на местах. Очень часто в ходе прямой линии звучало: деньги из госбюджета выделены, но почему они не доходят до людей? Случай с Клавдией Ставцевой - типичен. Инвалид первой группы, она нуждается в дорогостоящих лекарствах. Но на местном уровне ей отвечали: вам, федеральным льготникам положено всего 800 рублей в месяц на медикаменты.

Клавдия Ставцева, житель г. Орел: «Есть закон, его нужно выполнять, пациента не должно волновать, из какого бюджета что идет, просто он должен прийти и получить и никуда не должен ходить, писать жалобы изо дня в день и переживать, а где мне взять денег».

Конечно, президент пообещал помочь. В целом было видно, что вопросы медицинской помощи и в целом, здравоохранения, для Владимира Путина на особенном счету. Видимо, потому, пожалуй, самым эмоциональным получился диалог президента с жительницей города Апатиты. Молодая девушка - а ей всего 24 - почти рыдая, рассказала президенту: у нее четвертая стадия рака. Болезнь запустили потому, что местные врачи месяцами не могли поставить верный диагноз.

Дарья Старикова, житель г. Апатиты: «Владимир Владимирович, у нас не хватает узких специалистов, благодаря которым можно было бы вовремя ставить людям диагнозы. У нас закрыли роддом, у нас закрыли хирургическое отделение, у нас закрыли кардиологию. Прошу Вас помочь нам восстановить больницу».

Владимир Путин ответил историей из личной жизни. Оказывается, с его отцом произошло то же самое.

Владимир Путин: «Его лечили от болей в спине, делали массажи, прогревание и так далее. Мне мама сказала: знаешь, у меня отец по ночам кричит от боли. И только после этого я перевёл его в другую больницу. Там у него было всё то же самое, что у тебя. Но, кстати говоря, даже на этой стадии нашли средства – и это было уже много лет назад, но тогда уже нашли средства, – достаточно эффективные, и он ушёл из жизни не по той болезни, которая ему была диагностирована на самом деле. Так что и тебя прошу: надежду, пожалуйста, не теряй. Я со своей стороны тоже обращу на это внимание, в том числе и на то, как можно помочь тебе лично».

Конечно, такое эмоциональное выступление президента вызвало молниеносную реакцию. В Апатитах появились высокопоставленные гости. Роскошный кортеж губернатора мурманской области примчался в Апатиты на следующий день после прямой линии с президентом России.  Среди прочего Марине Ковтун показали и здание местной поликлиники. Внешне оно выглядит весьма достойно: отремонтированный фасад, новенькая вывеска, вот только сопровождающие чиновники забыли рассказать о том, что основной поток простых граждан попадает в здание через боковой вход. В этих коридорах - без всякого евроремонта и системы электронной регистрации мы увидели десятки обычных жителей. В углу, тихо почти беззвучно рыдала Татьяна Павловна, ее муж недавно перенес четвертый инсульт, парализованному старику нужна срочная консультация невролога. Но записаться к специалисту можно только на июль, не раньше.

Татьяна, житель г. Апатиты: «Следов не найдешь, чтобы мужа пришли, посмотрели, у него температура, отек мозга, вот я иду с утра, мне еще на работу ехать, ужасно!» 

Не хватает врачей, нет профильных специалистов, в расписании приема онколога - прочерк. Большинство врачей перевели в соседний Кировск. Вроде бы недалеко, полчаса на машине, но для стариков и инвалидов и такое путешествие - почти пытка. При этом в самом центре города уже давно высится огромный корпус новой больницы. А так здание будущей клиники выглядит изнутри, повсюду граффити, пустые бутылки, какие-то тряпки. Здесь явно собираются алкоголики, наркоманы, бездомные. Уже было несколько случаев самоубийств. Перекрытия вроде бы еще целы, хотя в некоторые местах видны дыры и не совсем понятно удастся ли в принципе реконструировать здание будущего госпиталя. Которое уже стало символом вопиющей безалаберности и бесхозяйственности.  Здание прекратили строить в 1995 году, за 20 лет власти так и не нашли денег на окончание работ. Теперь уже поздно. Так решили по итогам совещания у губернатора.

«Вот это здание еще можно восстановить, вот то здание никаким санпинам не соответствует, там уже трещины пошли».

Но шансы улучшить ситуацию в медицине еще остались. Власти планируют отремонтировать и открыть здание бывшего роддома в Апатитах. Здесь разместят отделение гемодиализа, травмпункт, расширят дневной стационар. И главное, должно быть налажено полноценное дежурство профильных специалистов в медучреждениях города. В общем, местной системе здравоохранения предстоит небольшая реформа. В связи с этим мы задали губернатору Мурманской области всего один вопрос.

Виктор Черногуз, корреспондент: «Почему происходит так, что людям нужно обращаться к президенту, для того, чтобы решить вопрос фактически даже не регионального, а муниципального уровня? И Владимир Владимирович в ручном режиме всем этим занимается?»

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: «Многие вопросы можно и нужно решать на муниципальном уровне, я тоже так говорю своим коллегами из муниципалитетов, когда мне пишут из поселков, городов: наладьте каналы прямой связи. Но многие считают, что звонок президенту отказывает более эффективное и быстрое действие».

К сожалению, Даша лично так и не увидела первые результаты своего обращения к президенту. В ночь после выступления на прямой линии ей стало хуже.

Юрий Ширяев, главный врач Апатитско-Кировской Центральной городской больницы: «Вчера поступила Даша к нам по экстренным показаниям, была помещена в реанимацию, стабилизирована и сейчас машиной санавиации отправлена в областную больницу города Мурманск».

Вместо Даши на встречу с губернатором пришла ее тетя - Любовь Васильевна. Говорили, конечно, о том, что привело к этой ситуации и можно ли было избежать таких последствий.  Уже решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении врача, который так и не смог диагностировать рак в начальной стадии. Но главное: за здоровье Дарьи Стариковой теперь будут бороться лучшие врачи. Из Мурманска ее перевезут в Москву или в Санкт-Петербург. А при необходимости обеспечат лечение и у иностранных специалистов. Теперь ей остается только одно - бороться.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ