Легенда разведки

25.06.2017

В среду, 21 июня, ушел из жизни Юрий Иванович Дроздов. Легендарный советский разведчик, человек, много лет отдавший подготовке особой элиты нашей разведки нелегалов. Он прожил долгую жизнь, 92 года. Но официальная биография разведчика крайне скупа на подробности. Закрытой была и церемония прощания.

Это и понятно: такая у него и у тех, кто пришел отдать ему последнюю дань уважения, работа, где не подлежат огласке имена и чины, и где самые важные этапы их опасной работы на многие годы останутся по грифом «совершенно секретно».

Юрий Дрозов, начальник управления "С" ПГУ КГБ СССР (1979-1991 гг.) : «Я думаю, что та обстановка, что нагнетается сегодня вокруг нас, она подтверждает намерение наших противников, откровенно высказанное англичанами, откровенно повторенное нашими американскими партнерами, что простой жизни нам с вами не видать. И как бы это тревожно не было, подумаем о том, где мы живем, почему живем, ради чего решали все эти вопросы».

Он говорил так: даже между большими войнами всегда есть война тайная. И она нужна, чтобы не гибли тысячи, а то и миллионы. Все страны, которые заботятся о своей безопасности, занимаются разведкой и развитием агентурной сети.

Нелегальная разведка живет по своим законам и правилам. Это жизнь под чужими именами в чужих странах. Риск? Всегда. Да, нередко про подвиги разведчиков мы узнаём после их провалов - когда они рассекречены.

Но вот профессиональное совпадение: именно на этой неделе 21 июня исполнилось 60 лет со дня ареста в нью-йорской гостинице легендарного разведчика Рудольфа Абеля, о котором сегодня знают, в том числе по фильму Мертвый сезон:

Рудольф Абель, разведчик: «Конечно, страна не названа, изменены фамилии, имена, но основа этой картины подлинная. Как подлинна та борьба, которую мы ведем, мы - люди, которые стремимся предотвратить войну».

Как это перекликается с тем, что говорил Дроздов. А ведь именно вызволение Абеля (настоящая фамилия Фишер) и его знаменитый обмен на летчика Пауэрса в 62-м году было первым большим заданием молодого разведчика. Он был частью засекреченной операции, «легенды» Абеля. Как его кузен именно Дроздов вел переговоры с адвокатом Джеймсом Донованом.

Николай Долгополов, писатель, историк спецслужб: «Он всегда, я подчеркиваю, всегда присутствовал при сложных разговорах, которые шли в последние дни перед обменом, и он говорил только на немецком, потому что он играл немца. Это была его первая, я бы сказал нелегальная роль. И я спрашивал: «И вот с Абелем вы потом встречались?» - «Вот знаете, Николай Михайлович, вот скажу вам... (он очень всегда был откровенен) Скажу вам честно - один раз встретился. У нас знаете как, один приезжает, другой уезжает, то мы там, то мы здесь, тем более нелегальное управление, нелегальная служба». Я думаю, что Родина никогда не узнает о большинстве подвигов, потому что такая профессия это очень штучная профессия, а зачем Родина о них должна знать, я тоже сказать иногда сомневаюсь надо ли? Ведь за ними стоят десятки людей, с которыми они работали, иностранцев, наших друзей, может быть рассказывать только о том, что можно рассказать. Вот я за то, чтобы рассказывать об этих людях, но рассказывать то, что считается возможным рассказать. Это дает, поверьте мне, очень хороший примеры. Я могу сказать, что это люди были высшей касты, высшей пробы, понимаете. И когда они общались с молодыми людьми, мне было на это очень приятно смотреть, интересно. Было с кого брать пример, было с кого делать биографию. Не обязательно становиться разведчиком, совсем нет. Разведчиков горсточка, маленькая, крошечная. Это не массовая профессия, понимаете, но то, как они любят Родину, то как они почти бескорыстно, я подчеркиваю, почти бескорыстно обеспечивают ее безопасность, понимаете, это честь обеспечивать безопасность твоей Родины. Это честь».

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ