Разбор полётов

01.10.2017

Проблемы у «ВИМ-Авиа» начались давно, но вместо того чтобы рассчитываться с долгами она продолжала продавать билеты, только усугубляя ситуацию. К тому же у предприятия нет собственных самолётов, все арендованные!

25-го сентября, компания призналась, что денег больше нет и чартерные рейсы прекращаются.

А позже собственник «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев заявил, что готов отдать проблемную авиакомпанию за один рубль, поскольку ему «надоело работать в авиации». Семён ЕРЁМИН о цинизме бизнесменов, которые в погоне за длинным рублём устроили ЧП национального масштаба.  

Сотрудник «ВИМ-авиа»: «Мы же вам дали контакты, узнавайте! Вот контакты ВИМ-авиа, узнавайте!»

Олег Абрамов, пассажир авиакомпании «ВИМ-авиа»: «Я звонил уже, сбрасывают! Позвонить невозможно». Им срочно надо в Благовещенск. А в билете - злополучное «ВИМ-авиа». «Возврату не подлежит» 

Олег Абрамов, пассажир авиакомпании ВИМ-авиа: «Нордстримом» улетим до Хабаровска, из Хабаровска сядем на поезд, доедем до Благовещенска». Сутки пути, вместо шести часов. И потеряно не только время. Билеты пришлось купить новые.

Семен Еремин, корреспондент: «Это сколько лишних денег получилось?»

Владимир Федоренко,пассажир авиакомпании «ВИМ-авиа»: «Да прилично, где-то тыщ по 20 на человека».

И слоган на стойке авиакомпании звучит как издевательство. А ведь эти пассажиры еще легко отделались. По-настоящему «приземлили» тех, кто остался за границей. Около сорока тысяч человек застряли в аэропортах по всему миру после того как воздушного шара, накачанного их деньгами, не стало. Держать компанию на лету - продавать как можно больше билетов. Но и траты не малые - горючее, аэропортовое обслуживание, лизинговые платежи, налоги, заработная плата... Не всем и не всегда этот баланс удается держать.  В какой-то момент возникает желание подналечь на насос, и не стравливать. Пока шарик... нет, не обязательно лопнет. Он улетел, наплевав на все обещания. И вряд ли вернется по доброй воле. Владелец «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев сбежал из страны, как только запахло уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере. А ведь каким был экономным, год назад даже перевел головной офис из столицы на окраину небольшого татарского села Богатые Сабы. А теперь, прихватил остатки того, чем надувал свой шарик, и напоследок выдавил некое подобие раскаяния.

Рашид Мурсекаев, владелец авиакомпании «ВИМ-авиа»: «Приношу извинения всем пассажирам задержанных рейсов. К сожалению, вынужден констатировать, что у компании «ВИМ-авиа» сложилась сложная экономическая ситуация».

Эта запоздалая устная исповедь совсем не клеится с тем, чего не вырубишь топором. Например, в налоговых отчетах. 

Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации: «И эта проверка была проведена. Нам предоставлены документы, в установленной форме бухгалтерской отчетности и эти документы свидетельствуют о том, что она в благополучном состоянии».

А на деле - 7 миллиардов рублей долгов шести банкам. И даже когда было не на что заправлять самолеты, билетов по инерции продали еще на миллион рублей. Теперь в базовом для «ВИМ-авиа» аэропорту Домодедово перед обманутыми клиентами отдуваются простые кассиры. Кассир «ВИМ-авиа»: «Если подходит ко мне пассажир, я сама не знаю, что ему сказать! У нас нет никаких инструкций».

Вскрыли проблему именно в «Домодедово», которому Мурсекаев и компания задолжали полмиллиарда рублей. Аэропорт отказал в обслуживании. Тут же были арестованы несколько бортов в аэропортах Турции, Франции и Бельгии. Но почему столько тянули? Мраком коммерческой тайны покрыты все долги. Осталось только привести в порядок бухгалтерию. И объявить распродажу. По некоторым данным туроператорам стоимость кресла в чартерах ВИМ-авиа вышла чуть ли не вдвое дешевле среднерыночной. ЮрийСытник, заслуженный пилот РФ, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если тебе дают такие льготы, ну ты подумай, что это такое! А естественно, когда компания падает, им сорвать хоть какие-то деньги, что бы была предоплата».

Конечно же, скупили все что было. Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров России: «Я подчеркиваю: депозиты! Они не просто рейсы оплатили, они заплатили депозиты – несъемные деньги, которые перевозчик не имел права трогать. Куда подевались депозиты – неизвестно. Перевозчик говорит, что их нет».

«Где деньги?» – самый популярный вопрос в этой истории. Следствие теперь задает его генеральному директору и главному бухгалтеру авиакомпании. Обвинение уже предъявлено. И виновных, наверняка, определят. Но кто ответит на второй по популярности вопрос: «Как все это допустили»?

Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации: «Мы видели, что бухгалтерская отчетность замечательная, но понимали, что задержки не бывают вот такими длительными и систематическими, если с финансированием все хорошо». Речь о задержках рейсов. Еще в конце мая их стало так много, что пятую часть чартеров пришлось отменить. Но даже такая разгрузка парка «ВИМ-авиа» не спасла. Проблемы не заметили ни в Росавиации, ни в налоговой службе, ни в министерстве транспорта. И не в первые. В 2008-м так же банкротился «Эйрюнион», всего два года назад – с теми же симптомами лопнул крупнейший перевозчик «Трансаэро».

Олег Смирнов,председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР: «Вырисовывается несовершенство государственных органов регулирования гражданской авиации. Первое, что надо делать – менять эту государственную систему гражданской авиации. Отказываться от этой тройки министерство-агенство-служба и определять хозяина государственного отрасли». Президентский разнос - это черная метка чиновникам, от Минтранса ждут предложений. А пока брошенных за границей пассажиров вывозят в том числе и президентскими самолетами – задействован специальный летный отряд. Еще 7 российских авиакомпаний и две зарубежные. Госбюджету это обойдется в 200 миллионов рублей. За скупость туроператорам свои чартеры придется оплатить повторно. Ежесуточно, таким образом, будут вывозить по две тысячи пассажиров, пока к середине следующего месяца не обслужат все 35. Тем, у кого туры куплены с 16 октября, билеты придется сдать. Что будет с «ВИМ-авиа», пока не ясно. Ликвидация 10-го по налету перевозчика – это подорожание билетов, говорят эксперты. И рост спроса. А вместе с ним растет и риск того, что и в других авиакомпаниях переберут с соблазнительными контрактами. 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ