Новое лицо террора

24.12.2017

На этой неделе мы увидели редкий в последнее время пример сотрудничества со стороны США. Информация, которую получили от американских коллег наши спецслужбы помогла предотвратить теракт в самом сердце Петербурга.

Владимир Путин лично поблагодарил за это Дональда Трампа. Разоблачение группы, готовившей взрыв в Казанском соборе, заставило говорить о новой тактике террористов.

Экстремисты всё чаще переключаются на молодых людей с модными профессиями. В зоне особого внимания - школьники и студенты. Именно таким оказался и главный обвиняемый, причастный к подготовке теракта в центре Петербурга. Наш корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ записал эксклюзивное интервью с его матерью, чтобы понять, как попадают на крючок ИГИЛ*.

Таких квартир в России миллионы. Скромный рабочий стол, рядом небольшой диван. Здесь жил, спал, сидел в интернете и обдумывал теракты простой парень Евгений Ефимов.

Оксана Ефимова, мать Евгения Ефимова: «Он очень добрый, он всегда таким был, он очень открытый». 

Конечно, сейчас она убита горем, но в глубине души ждала чего-то подобного. Год назад Евгений начал меняться. Стандартная история: переписка в интернете, странные видеоролики в телефоне, потом у сына появились новые друзья.

Оксана Ефимова, мать Евгения Ефимова: «Имен он никогда не упоминал, единственное, вот он, да, всегда упоминал одно имя, оно у него звучало с начала лета. Это некий Холед, Халид».

Евгений перестал есть свинину, отказался отмечать Пасху и другие христианские праздники. Психологи называют такое поведение душевным инфантилизмом. Когда в жизни так хочется перемен, но для того, чтобы работать над собой не хватает силы воли. Проще слепо идти за кем-то.

Татьяна Яничева психолог, доцент СПБГУ: «В интернете море информации, в интернете этот самый подросток или юноша один на один с этой информацией, рядом нет с кем это обсудить, он находит там то, за что можно зацепиться, куда ему можно включиться, такое чувство приобщённой».

Поделить мир на черное и белое излюбленный прием экстремистов. Вокруг все - враги, и только ты и такие как ты - избранные: неофитам внушают это каждый день. После того, как Оксана услышала от сына подобные рассуждения, она начала водить его по психологам, обращалась и в компетентные органы.

Оксана Ефимова, мать Евгения Ефимова: «Нас вызвали в детскую комнату милиции, там проводили беседы, со мной проводили беседы, с ним проводили».

Экстремизм - это нехорошо, а радикальный ислам еще хуже: все эти разговоры в детской комнате у Жени кроме раздражения не вызвали ничего. Он уже попался на крючок.

Сергей Кривошеев, директор аналитического центра ветеранов госбезопасности «Вымпел» ветеран ФСБ: «Вербуют либо на интересе к исламу, либо на корыстных интересах заработать на терроризме».

Евгения зацепили для понятном интересе к чему-то запретному. Бунт против системы - в 18 лет это так естественно. Вот только одно дело стать ультралевым, анархистом или вегетарианцем, например. Совсем другое: встать рядом с теми, кто отрезает головы и сжигает заживо… Кажется, парень в определенный момент сам понял дело, что заходит слишком далеко.

Оксана Ефимова, мать Евгения Ефимова: «Я помню, как он поднял на меня глаза, у него слезы были на глазах, и я поняла, просто в глазах увидели, что у него как будто какой-то крик души, что как будто что-то хочет мне сказать, но боится, и все».  

Возможно, для него это был последний шанс - вернуться в мир. Но Евгений справился с муками совести и смог заставить себя проигнорировать отчаянные мольбы матери. Он продолжил ходить в тайные молельные комнаты, где под видом истины его учили ложным трактовкам Корана, которые не имеют ничего общего с настоящим исламом.

«Он прошмыгнет туда, прошмыгнет обратно, это, а там тихо занимался».  

В последние перед задержанием месяцы Евгения часто видели здесь, за дверью с таким безобидным рисунком, он давал пробные уроки английского языка. Куда исчез кандидат в преподаватели, руководство курсов узнало от уже нас.

«Собирался совершить теракт в городе Санкт-Петербург, я должен был сделать взрывчатку и ну как бы расфасовать ее по бутылкам, ну и прикрепить какие-то поражающие элементы».

Недоумение - осознание - ужас, когда приходит понимание:  Евгений был в шаге от того, чтобы устроиться на должность преподавателя.

Ирина Малышева, руководитель курсов иностранных языков: «Договора были ему выданы, он готовил документы. Все сканы, паспорта, проверили оставалась только справка о судимости от него

Возможно, именно необходимость иметь справку из милиции уберегла детей от такого, истинно верующего преподавателя. Так и не успев подписать рабочий контракт, Евгений был задержан оперативниками ФСБ. Поиски веры и общение с новыми знакомыми закончились для Евгения Ефимова здесь. В этом контейнере по версии спецслужб вчерашний школьник готовил бомбу, которая должна была уничтожить десятки мирных граждан. Внутри при обыске нашли остатки взрывчатого вещества, электрические цепи и банку с гвоздями. Которые террористы используют для усиления поражающего эффекта. Он признался сразу. Теперь его единственный шанс выйти из тюрьмы молодым - это получить срок только за незаконное изготовление взрывчатых веществ.

Александр Почуев, адвокат Евгения Ефимова: «Мой подзащитный явно не является организатором банды террористов, которые хотели взорвать казанский собор. Да, он является молодым человеком, который исповедовал ислам».

Сейчас Евгений задержан, в ближайшее время ему должно быть предъявлено обвинение. Теперь суд решит, чем была его история: юношеским радикализмом вчерашнего школьника или терроризмом по-взрослому. Что же касается Халида, который, видимо, и помог Евгению выбрать путь джихада - в списке задержанных человека с таким именем нет. Так что вполне возможно, что в эти минуты он пишет какому-нибудь простому школьнику: «Привет! ты не хочешь узнать больше об истинной вере».

 

*запрещённая в РФ организация

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ