Первым делом самолеты

28.01.2018

В России может появится новейший сверхзвуковой гражданский самолёт. Такое предложение сделал Владимир Путин на встрече с рабочими Казанского авиационного завода.

Президент увидел в деле военную технику и поделился мнением, что достижения оборонной промышленности можно с успехом применить в мирных целях.

Модернизация ВПК позволит создать новые рабочие места, а сразу несколько отраслей получат новые перспективные разработки.

РОМАН ИШМУХАМЕТОВ о будущем отечественного авиастроения. 

Вот он, самый крупный и самый мощный в мире сверхзвуковой самолёт Ту-160. «Белый лебедь» в небе над Казанью. За демонстрационным полётом наблюдает Владимир Путин. К этому самолету у главы государства - отношение особое, в 2005 Путин совершил на нем пятичасовой полёт, находясь за штурвалом. Ту-160 может нести до 12 крылатых ракет, а дальность полёта – в двенадцать тысяч километров - практически снимает всякие ограничения по выполнению боевых задач в любой точке земного шара. Сегодня – задачи другие.

Владимир Путин: «Надо сделать гражданскую версию. Ту-144 почему сошел с производства — билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет».

А ведь когда-то, первые советские пассажирские лайнеры Ту-104 и Ту-114 тоже были переделаны из реактивных и стратегических бомбардировщиков.  И пока аналитики просчитывают - целесообразность, выгоду и спрос на такой пассажирский сверхзвуковой самолёт, который, к слову, в Советском Союзе был, но проект закрыли из-за нерентабельности - в России полным ходом идет программа по диверсификации. Переход оборонных предприятий на «мирные рельсы» - это не выпуск ложек и сковородок, а производство современной высокотехнологичной продукции. Военные заказы тоже будут, но уже не в тех объемах. 

Владимир Путин: «Честно сказать – думаю, что и вы со мной согласитесь, – иногда даже не верится, что мы это всё делаем, что мы смогли организовать производство такого уровня, такого класса. Но оно не должно простаивать в будущем, когда объёмы гособоронзаказа неизбежно, в связи с прохождением пика заказов со стороны Минобороны, будут сокращаться. Нам нужно добиться перехода на гражданскую продукцию, во всяком случае, в значительной части, обеспечив при этом её качество и конкурентоспособность».

А вот Уфа, цех сборки двигателей для самых современных российских истребителей «Сухого», в том числе и пятого поколения. В 90-ые здесь выпускали ширпотреб –как раз те самые ложки, вилки и столовые подносы – квалифицированных сборщиков и инженеров отправляли в отпуска, те, кто оставался - работали по три часа в день. Сегодня в коллективе - 25 тысяч человек, здесь работают целыми семьями, зарплата опытного сборщика - сто тысяч, на предприятии открываются новые цеха - с автоматизированным производством.

Алексей Лопухин, оператор станков: «Новый цех, новое оборудование».

Заказов - хоть отбавляй. Производственные мощности - загружены. В разговоре с трудовым коллективом, вспоминая 90ые, Президент успокоил трудовой коллектив, в будущем работы меньше не станет. 

Владимир Путин: «Мы сейчас принимаем программу - уже приняли вооружения и гособоронзаказа до 2027 года. Поэтому там всё стабильно, ритмично, будете работать. Ваша продукция очень востребована».

Предприятие успешно работает еще и по программе импортозамещения – Россия сейчас осваивает производство деталей и агрегатов, которые раньше закупали за рубежом - на той же Украине. Этот - для целого класса вертолётов семейства «Ми» и «Ка» - уже через пару лет - его будут изготавливать в нашей стране – только из отечественных комплектующих и деталей. Особая гордость конструкторов - впервые за 25 лет в России с нуля был создан двигатель нового поколения для пассажирского самолёта. Вот оно - сердце магистрального самолёта 21 века. Перспективный двигатель тягой 14 тонн - ПД-14. Правда, представлен он здесь частично и в разобранном состоянии. Будущие владельцы российского авиалайнера смогут выбирать между двигателем отечественного производства и американского. ПД-14 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже и им уже заинтересовались в СНГ, Азии, Африке, Латинской Америке - странах-потенциальных покупателях нового российского лайнера. Уже в конце года его привезут на завод «Иркут» для проведения лётных испытаний. Новый пассажирский лайнер поднимают в воздух пока «два американца».  За испытаниями без преувеличения сейчас следит весь мир.

Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт»: «Российские конструкторы, сделав ставку на самые современные установки - оснастили МС-21 крылом, сделанным из композиционных материалов, благодаря чему МС-21 - получил лучшую в мире аэродинамику среди одноклассников».

В Туле, параллельно с заказами Минобороны, начали выпускать медицинский прибор «Ангел», который просто незаменим в глубинке. Он может сделать сразу несколько десятков анализов, определить предынфарктное и предынсультное состояние, связаться с больницей, получить оттуда протокол лечения, и даже ввести в организм больного нужные препараты. Таких высокотехнологичных разработок должно быть больше.

Владимир Путин: «Надо сформировать стартовые заказы, которые помогут предприятиям более уверенно пройти начальный этап диверсификации. И здесь, безусловно, особая роль принадлежит компаниям с госучастием: вместо зарубежной продукции они должны ориентироваться на закупку существующих и создаваемых отечественных аналогов. Нужно покупать самое лучшее в мире, но нужно добиваться того, чтобы отечественная продукция такой и стала».

Президент поставил - конкретную задачу. К 25 году повысить на предприятиях ОПК долю гражданской продукции до 30%, а к 2030 - до 50%. И эта «новая индустриализация» станет движущей силой для всей промышленности.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ