Пулитцеру и не снилось

22.04.2018

Пришло время смириться с тем, что мы живём в эпоху политики постправды. Истина тут не важна.

Главное дать эмоцию, сыграть на чувствах, задавить напором, а вот факты можно просто спрятать, или не акцентировать на них внимание.

Кстати, отлично в этой ситуации работают социальные сети. А за фейковые материалы теперь даже дают награды. Так на этой неделе отличились организаторы Пулитцеровской премии. Виктор ЧЕРНОГУЗ о том, почему правда больше никому не нужна. 

Российская экономика переходит на режим военного времени, лояльность - утечки - и русские проститутки, Путин может по-настоящему отомстить западу и наконец -  Россия — спонсор терроризма? - пока еще с вопросительным знаком. Это заголовки ведущих мировых СМИ всего за один день - минувший четверг. Новая информационная реальность. В редакциях только что узнали, их материалы получили Пулитцеровскую премию. Это самая престижная для журналистов награда… была когда-то. Путь к успеху перестал быть тернистым. Не нужно месяцами расследовать коррупционные связи чиновников, анализировать уйму документов чтобы вскрыть правительственный заговор, все гораздо проще: нужно просто писать о России. Используя достаточно ограниченный набор шаблонов.

Дана Канеди, глава оргкомитета Пулитцеровской премии: «Награда присуждается редакциям Нью Йорк Таймс и Вашингтон Пост за насыщенное фактами освещение темы, которое привело к пониманию степени российского вмешательства в избирательную кампанию 2016 года».

Доказательства вмешательства русских в американские выборы в США ищут сразу 4 ведомства. Расследование идет третий год подряд... результат пока нулевой. Так что вместо юридически доказанных фактов, в статьях лауреаты Пулитцера опирались на мнения аналитиков, слухи, анонимные источники и ставшие уже притчей во языках – публикация в соцсетях. Вот теперь главный источник – короткий твит неизвестного никому пользователя.     

Дана Канеди, глава оргкомитета Пулитцеровской премии: «Эти смелые и вдохновенные журналисты успешно выполняют свою миссию по укреплению государства, по оздоровлению демократии».

Впрочем, этот подход - минимум фактов - максимум эмоций кажется вполне логичным. Основатель премии - Джозеф Пулитцер когда-то сколотил капитал именно на подобные рода публикациях. Больше всего медиамагнат любил объявлять так называемые «крестовые походы», проще говоря натравливать своих журналистов, на всех неугодных. В этом смыслы нынешние западные медиа пошли куда дальше.  

Джордж Галлоуэй, политический деятель, бывший член парламента Великобритании: «Наши медиа на автомате, как собаки Павлова сейчас следуют за мнением правительства и бизнес-элит. Отношения между ними и СМИ как отношения собаки и отары баранов. Куда собака показывает, туда бараны и бегут всем стадом».

В 70е юный репортер Проханов защищал интересы СССР в Афганистане, Никарагуа, Анголе. Тогда эти информационные войны вели куда наивнее и честнее. Советы - империя зла, США - оплот демократии... полвека назад пропагандистские штампы хотя бы старались обосновывать фактами. Теперь работают по-другому.

Александр Проханов, писатель, политический деятель: «Все очень просто высказывается достаточно эмоциональная и яркая точка зрения под эту точку зрения подверстывается мнимый или явный факт и потом под этот мнимый или явный факт идет усиленная, во стократ усиленная эмоциональная точка зрения».

Словно в доказательство этих слов – еще одна премия Пулитцера – за разоблачение Вайнштейна. Серия интервью, с женщинами, которые на волне скандала начали одна за другой вспоминать о своих похождениях с любвеобильным кинопродюсером. И выяснилось, что все они тогда страдали, но продолжали с ним работать. И пусть официально Вайнштейн так и не был осужден, свой вердикт общественность прочитав статьи уже вынесла. В этих информационных кампаниях специалисты без труда узнают знакомый почерк. Войск психологических операций армии США. Когда-то они были сформированы для войны во Вьетнаме.

Скотт Беннет, военный психолог: «Теперь мы видим, как эти технологии распространились и в гражданских медиа. Но раньше так работали в странах-врагах. А теперь с помощью психологических операций воздействуют и на тех, кто живет в США. Да и по всему миру. Мы вырастили настоящего монстра».

Один из классических примеров такой спецоперации - история кувейтской девушки - волонтера Наиры ас-Сабах. в 1990-м она рассказала в конгрессе США о зверствах иракских солдат на ее родине.

Наира ас-Сабах: «Они достали детей из инкубаторов, достали из инкубаторов и оставили детей умирать на холодном полу, мы ничем не могли помочь».

Показания Наиры цитировал сам президент Джордж Буш, они стали оправданием для начала операции буря в пустыне. Потом правда выяснилось Наира - на самом деле дочь посла Кувейта в США - врала от первого до последнего слова.  Но было уже поздно. Сделать то же самое сейчас стало еще проще - ведь в 90-х еще не произошла интернет-революция.

Станислав Смирнов, эксперт в области маркетинговых коммуникаций: «Любой читатель, пользователей соцстей может стать СМИ эта ситуация приводит к тому, что сейчас мы имеем больше половины публикаций в соцсетях, которые являются недостоверными».

Учитывая такие тенденции, вполне логичным кажется еще одно решение - впервые в истории присудить Пулитцеровскую премию реперу. Незатейливые тексты Кендрика Ламара о жизни в гетто, оценили так же высоко, как самые серьезные репортерские расследования и высокохудожественные произведения классики. Наступила новая реальность. В которой казаться стало важнее, чем быть.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ