Армянский протест

29.04.2018

Всю неделю мы внимательно наблюдали за событиями в Армении. Внутриполитический кризис в республике заставил людей выйти на улицы, а итогом мирного протеста стала отставка действующего правительства. Демонстрации уже сейчас практически сошли на нет, впереди переговорный процесс. И теперь во многом от политиков зависит будущее армянского народа.  В России рассчитывают на консенсус между политическими силами республики. А точки на i должны расставить грядущие премьерские выборы, которые состоятся 1-го мая. Дмитрий Акимов отправился в Ереван и увидел всё своими глазами.

Новый клаксон в Ереване сегодня не достать – старые сгорают десятками. Армения гудит уже две недели. Протест в Армении начинался именно отсюда. С этой площади Нико Пашинян в начале апреля вышел в сторону Еревана. Пешком с тридцатью-сорока сторонниками. Сейчас он вернулся и здесь его встречают десятки тысяч людей. Пашинян отправился в поход на столицу, когда было объявлено – президент Серж Саргсян, который управлял страной последние 10 лет, не сдержал слово. Пообещал уйти в марте, а потом отказался. Теперь политологи говорят – Саргсяна подвело собственное окружение.

Степан Григорян, политолог: «Все время он был в системе, последние 10 лет он был в системе, ему что надо было так уйти? Чтобы вся Армения скандировала сержик, кераци – сержик, уходи. Опозорили человека».

Каждый день на улицах становилось все больше людей. Требование было одно – отставка Саргсяна. Полиция начала пресекать протесты. Президент встретился с лидером оппозиции, но разговора не получилось. И вот 23 апреля, Саргсян со словами «ситуация может иметь несколько исходов, но ни один мне не подходит», покидает свой пост.

Степан Сафарян, политолог: «Это означало, что он не будет применять силу, что он не будет вовлекать армию в внутриполитических процессах».

День, в который Саргсян сделал свое заявление, выбран не случайно. 24 апреля слишком важная дата для любого армянина.

«Как можно это не вспоминать? Если мы будем забыть, то забудут все. Если будут забывать, то будут повторять тоже и тоже другими нациями».

В день памяти геноцида армян опять весь город на улице. Многокилометровая очередь тянется к мемориалу. Ни лозунгов, ни транспарантов – скорбная тишина и, кажется, миллионы цветов. И - по-настоящему единая нация. Отстояв полуторачасовую очередь и попав сюда, к мемориалу жертв геноцида, отчетливо понимаешь, почему украинский сценарий не возможен в Армении. Люди, которые помнят и так чтят свою историю никогда не пожелают своей стране зла. Но уже на следующий день протесты вспыхнули с новой силой, правда тональность стала принципиально иной. Мирные акции неповиновения по всему городу. Сарксян ушел, но люди все равно перекрывают улицы, только делают это – с улыбкой на лицах. Требования, правда, становятся жестче – отставка всего правительства, а также – исключение правящей сейчас демократической партии из политической игры. Улица выбрала нового вожака. Пашинян ходит по улицам в окружении многочисленных поклонников и требует назначить премьером «кандидата от народа», то есть себя самого.

Никол Пашинян, лидер протестного движения, депутат Парламента Армении: «У нас есть главный мандат — это мандат народа армерии и вообще армянского народа и парламент должен иметь ввиду волю народа. Толпа с восторгом его поддерживает. Исполняющий обязанности премьер-министра Карен Карапетян, недоумевает.

Карен Карапетян, исполняющий обязанность премьер-министра Армении: «Премьер-министр может быть избран только в Парламенте, не на улице. Я не знаю страны, в которой премьера бы избирали бы на площади».

Но люди на улицах слишком очарованы «новым чегеварой»…«Как Нико скажет, так и будем делать»

Кепка, футболка цвета хаки и рюкзак за плечами – вот он, политик от народа. Образ, который так полюбился армянам – крайне удачная находка политтехнологов. В стране, кажется, забыли, что Пашинян – не первый год в политике. Вот же он совсем недавно. Обычный костюм чиновника и гладко выбритое лицо.

Арен Апикян, предприниматель: «Мы очень позитивно настроены, по крайней мере то, как это до сегодняшнего дня идет, все будет достаточно плавно, и я надеюсь, что очень скоро страна войдет в свой нормальный рабочий ритм».

Организовывать протест Пашинян умеет. Но как он будет руководить страной, неизвестно. Кредит доверия огромный, но сможет ли он оправдать ожидания?

Александр Искандарян, политолог: «Улица за Пашиняном, он явно взял улицу. Каким будет рейтинг господина Пашиняна через год это только господу богу ведомо».

Одно сейчас понятно точно – отношения с Россией останутся такими же теплыми. Армянам никто не мешает вести бизнес, они накачивают свою экономику русскими деньгами. Братской стране ругаться не выгодно, да и не хочет этого никто – экономические и культурные связи слишком тесные:

«Мы с Россия всегда были и есть братья, но хотим, чтобы в нашей стране был демократия и чтобы я не поехал в Россию работать. Я хочу здесь работать».

Власть в стране может окончательно смениться уже 1 мая. В парламенте будут выбирать нового, пока временного, премьера. Оппозиция обещает невиданные раньше акции – победные или протестные узнаем совсем скоро.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ