Психическая атака

20.05.2018

70 процентов тренингов оказались опасны для здоровья. Такую пугающую статистику опубликовали учёные. А ведь рынок подобных лекций и семинаров растёт рекордными темпами.

За десятки, а то и сотни тысяч рублей вас научат зарабатывать деньги, управлять фирмами и манипулировать людьми. Народ охотно верит, а шарлатаны набивают карманы.

Как выяснилось, две трети услуг оказывают проходимцы и дилетанты. А клиенты теряют не только деньги и здоровье, но даже жизнь. Мой коллега Алексей ПОЛТОРАНИН погрузился в мир иллюзий и обещаний.

Казалось, что самому психологу Александру Ройтману сейчас нужна помощь квалицированного специалиста. При виде камеры он становится слишком агрессивным и кидается на нашу аппаратуру. Такую реакцию вызвали мои вопросы о его сомнительных методах работы.

Алексей Полторанин, корреспондент: «Почему вы используете такие методы?»

Еще несколько минут назад на очередной встрече с клиентами, куда записались и мы, Ройтман был абсолютно спокойным. Его пациенты откровенно на людях рассказывали о своих личных проблемах. Вот первая клиентка пожаловалась на трудные отношения с супругом. Ройтман тут же погрузил ее в мир более сильных переживаний.

Александр Ройтман, психолог: «Ты знаешь, что он умрет?»

«Что он что?»

Александр Ройтман, психолог: «Умрет? Никогда об этом не задумывалась?»

«Я задумывалась об этом. Что он когда-то тебя предаст».

В контексте

02.09.2018

Мошенники работали на протяжении 6 лет.

На глазах девушки - слезы. Она признается, что уже готова наложить на себя руки. А Ройтман не унимается, словно не чувствует чужой боли. Продолжает истязать клиентку.

Александр Ройтман, психолог: «Ты готова любить его, зная что он умрет?»

«Последнее время…»

Александр Ройтман, психолог: «Я тебе сказал – он точно умрет».

А потом просто и легко расскажет про свой трехдневный марафон, который проводит в России и Израиле. Больно. Дорого. И без гарантий.

Александр Ройтман, психолог: «Это значит, что пауза, на некоторых группах молчание продолжается 9 часов». 

Александр Невеев - известный эксперт в области деструктивных тренингов - уверяет - процедуры Ройтмана никому и никогда не помогут.

Александр Невеев, эксперт по культам, сектам и деструктивным тренингам, кандидат психологических наук: «Стресс становится непреодолимым и разрушительным. возникает ситуация вынужденной беспомощности из с которой выход один шагнуть в окно или перерезать себе вены».

Именно так сделала дочь Натальи Татьяна Легеза. Шагнула вниз с 13 этажа.

Наталья Легеза, мать Татьяны Легезы: «Брату и вот этой девушка сказала. Я бы улетела. Ну, улетела. Она каждый месяц летала. Никто не мог подумать, что это что-то».

Она закончила школу с золотой медалью, получила два высших образования и устроилась стратегическим аналитиком в одну из крупных компаний в столице. На тренинги пошла, чтобы быть готовой расти дальше. За два месяца до гибели Татьяна пожаловалась на свое состояние руководству тренингового центра.

Наталья Легеза, мать Татьяны Легезы: «Из внешних признаков эмоциональное отупление, заторможенность, гормональный сбой. Пика депрессии достигла в апреле. Это был ад. Я начну сейчас плакать».

Уголовное дело по факту ее смерти следователи открывать не стали, а тренинговый центр продолжил работать. Здесь и сегодня - шумная атмосфера.

Алексей Полторанин, корреспондент: «Вот там сейчас происходят занятия».

«Тренировка?»

Алексей Полторанин, корреспондент: «Какая там тренировка? Люди орут кричат».

Всем участникам на занятиях, по словам специалистов, обычно предлагают примерить не свойственные для себя роли. Например, образ проститутки или еще страшнее.

Татьяна Карпачева, специалист по новым религиозным движениям и культам: «Именно на этом тренинге присутствует вот это упражнение на второй ступени, когда человек должен представить свою смерть и попрощаться». 

И спрос на такие тренинги в нашей стране сейчас огромный - говорят эксперты.

Станислав Полторак, ведущий научный сотрудник отделения неврозов и психотерапии НИИ им. В.М. Бехтерева: «Те кто участвует в подобных тренингах, — это люди, которые не хотят ответственность брать на себя, они хотят переложить как бы на родителей, в роли которых выступают ведущие тренингов».

Люди, по словам специалистов, подсаживаются на марафоны как на наркотики. И вернуться к нормальной жизни потом очень трудно. У человека исчезают навыки самостоятельного мышления, принятия решения, появляются психические заболевания. Ирина несколько лет посещала марафоны Ройтмана. Теперь - признается она - нуждается в реабилитации.

Ирина Герасимова: «Просто расщепил меня надвое, это стала причиной острых психотических состояний на протяжении нескольких лет».

За последние три года количество тренингов возросло в России в два раза - с трех до шести тысяч. Скольких они покалечили - одним врачам известно. А все потому, что деятельность таких курсов не контролируется ни одной организацией - и главный принцип «не навреди» отдан на откуп самому специалисту. 

Сергей Калашников, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, кандидат психологических наук: «Любой недоучившийся человек, вообще не имеющий никакого отношения к психологии артист балета я знаю одного может снять помещение и сказать, что он проводит психотренинг на что угодно».

Сергей Калашников - один из разработчиков нового закона о сертификации работы психологов. По его инициативе, контролировать деятельность врачевателей человеческих душ будут специальные организации, в которую войдут квалифицированные психологи. Когда будет принят закон - неизвестно. Пока же эксперты советуют - перед тем как пойти на консультацию поинтересуйтесь хотя бы образованием специалиста. И соответствующими документами самого центра.​


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ