Покушение на Ивана Грозного

27 май

В эту пятницу громкий инцидент произошёл в Третьяковской галерее. Вандал испортил легендарную картину Ильи Репина "Иван Грозный и его сын". Один из посетителей музея разбил защитное стекло и повредил полотно.

Нападавший уже задержан. Возбуждено уголовное дело по статье уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.

Сотрудники галереи в шоке, а реставраторы уже думают над тем, как будут восстанавливать картину. К работам привлекут ведущих специалистов страны. Ксения Некрасова с подробностями.

О том, что в стенах Третьяковки было совершено покушение – не знали ни сотрудники музея, ни посетители, спешащие в субботу на встречу с прекрасным. Внутри выставочного пространства – обычный для выходного ажиотаж. Лишь зал номер 30 - пуст. Ни людей. Ни знаменитой картины Репина «Иван Грозный и цесаревич Иван» – одного из шедевров русской классики. На стене, где висела картина Репина - остались только крепежи. Вход в зал закрыт. Тем, кто пришёл увидеть полотно, вынуждены объяснять: что экспозиция закрыта по техническим причинам. Все произошло накануне вечера. Перед самым закрытием музея - когда внутри, практически никого не осталось, один из посетителей – задержался. Мужчина схватил металлический столбик ограждения, что стоял в зале, и замахнувшись на шедевр, нанес три удара по центральной части полотна.

«Толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали Лица и руки героев картины он не повредил».

Сотрудники музея уже провели неотложные работы. Все осколки из холста извлечены. Установлена и личность нападавшего. Вандалом оказался 37-летний мужчина из Воронежа. Игоря Подпорина доставили в Замоскворецкий суд Москвы, в понедельник ему изберут меру пресечения. Мужчине грозит до трех лет лишения свободы. Впрочем, сам задержанный, оправдается - ненависть к искусству, в нем спровоцировал алкоголь.

Игорь Подпорин: «Поехал, приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, сходил в буфет, выпил 100 гр. Водки и че-то… водку не пью, вот видно и накрыло».

«Тяжесть поступка своего осознаете?»

Игоря Подпорин: «Да».

Из соображений безопасности, эту картину Репина - Иван Грозный и цесаревич Иван - Третьяковка никогда не выдавала на выставки. А тут – в родных стенах!!…Так что, к музею, у следствия, судя по всему тоже будут вопросы. Как несколькими ударами, мужчине удалось разбить вдребезги бронированное стекло. Которое защищало, видимо, только по бумагам.  

Сергей Заграевский, художник, искусствовед, председатель профсоюза художников России: «Ну конечно надо было учесть и то, что вызывает Иван Грозный и тоже закрывать его бронестеклом, а не обычным стеклом, на котором даже говорят не было даже специальной противоразбиваемой пленке, т.е. просто обычное стекло обычное, которым закрывают любые картины практически».

Тем более что именно это полотно – вошло в историю русской живописи - как первое подвергшееся нападению. В 1913 – иконописец из старообрядцев нанес три ножевых удара по лицам царя и царевича.

Никас Сафронов, заслуженный художник РФ: «Смотритель, который отвечал за этот зал, покончил жизнь самоубийством, прыгнул под поезд – вот понимаете насколько у него было потрясение, он был человеком, который любил искусство. Для него убийство картины, как убийство своих близких». 

Тогда, Илье Репину пришлось переписать картину. То, что в ней есть нечто мистическое признавал сам автор, не раз прекращавший работу из-за необъяснимого беспокойства и чувства страха. После завершения работы у Ильи Репина отнялась рука. А друзей художника, позировавших для картины – начали преследовать беды. Один из них сошел с ума, а хранитель и вовсе покончил жить самоубийством. Полотно, даже пытались запретить к показу. По суеверным соображениям

Маслов Константин, кандидат искусствоведения, реставратор: «Я хотел бы отметить, что эта замечательная картина Репина уже с самого начала, со времени ее создания превратилась в особый социальный феномен. Она была написана в 83-85 гг., в 85 она была Александром 3 запрещена. Только благодаря показу в Третьяковке, благодаря художнику Боголюбскому, который был учителем Александра 3, все-таки она была выставлена».

Когда теперь, картина будет доступна для посетителей, не берутся сказать даже сами реставраторы. На восстановительные работы могут уйти даже не месяцы - годы. Что, очевидно, кажется и на стоимости шедевра - она может упасть в разы. Ведь стопроцентным оригиналом – картину классика уже не назовешь.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

9 сен

За что платят посетители тренингов Тони Роббинса?

9 сен

Что делят Петросян и Степаненко?


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Для того чтобы написать комментарий, Вам нужно войти

Забыли пароль? Регистрация


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ