Дорогой ты мой бензин
03.06.2018
На этой неделе в России резко подорожал бензин! 92-ой пробил 42 рубля за литр, 95-ый умчался к отметке 45 рублей. В некоторых городах даже прошли стихийные акции протеста. Такой скачок цен нельзя списать на сезонность. Да и мы уже привыкли, что цены на топливо растут постоянно, неважно дорогая нефть или дешевая, сильный рубль или слабый.
Но, извините, не такими же темпами! Госдума уже обратилась в Федеральную антимонопольную службу.
В итоге нефтяники пообещали заморозить цены, а Правительство готово снизить топливный акциз. Мой коллега Семён ЕРЁМИН выяснял, как это отразится на наших кошельках.
«Я готов и губернатору, и председателю заксобрания коней тоже подогнать!»
Если бензин снова подорожает, на работу, в Заксобрание, депутат собирается… в прямом смысле поехать на коне. Почти полтинник за литр «народного» 92-го. Камчатка в лидерах ценового антирейтинга. В мае - рост на пять рублей. Дороже только на соседней Чукотке. Чем западнее, и, соответственно, ближе к нефтеперерабатывающим заводам, тем дешевле. Но и здесь немало тех, чьи машины вот-вот станут недвижимостью. До лучших времен. Просто «покататься» даже оператору заправки теперь не по возможностям.
Александр Смазкин, оператор АЗС: «Только так если по нужде куда, вот на работу езжу и если куда надо, а так уже экономишь».
Последствия новогоднего увеличения акциза - налога на производство топлива. И производители, конечно, тут же повысили оптовые цены. А продавцы в след за ними - розничные на заправках. Акциз с 1-го июня правительство экстренно снизило. На две тысячи рублей за тонну бензина, и на три - солярки. Но этого мало, настаивают эксперты.
Павел Баженов, президент независимого топливного союза: «В текущих экономических реалиях цены должны вырасти еще рублей на пять розничные, учитывая текущие оптовые цены».
Дорожает бензин - дорожает все. В Дагестане, к примеру, без видимых причин сразу же - моторный газ. Им заправляется общественный транспорт, а значит поползет вверх и стоимость проезда.
Ильяс Магомедгаджиев, водитель маршрутного такс: «Раньше если я на 600 заправлял, сейчас 800».
А вот так может закончиться попытка сэкономить. Двигатель этого мотоцикла буквально раскрошился. Больше половины горючего в России продают компании, не имеющие собственного производства. И вместо дорогого теперь в закупке качественного топлива, некоторые заправщики льют дешевый суррогат. И поймать Их за руку не так-то просто.
Андрей Челышев, руководитель СЗМТУ Росстандарта: «Законодательство заставляет нас практически во всех случаях уведомлять их за сутки или трое, или за полгода, если говорится о плановых проверках о том, что мы к ним придем. За это время можно закрыть заправку».
Выручает общественники. При средней столичной стоимости в 44 рубля за 95-й, на этой заправке - 42. И это Дмитрию Курзанцеву кажется подозрительным. Он занимается контролем качества топлива.
«Шас мы заливаем дизельное топливо свежекупленное…»
Бутыль пломбируется, впереди экспертиза по букве закона. Но даже по разнице данных в чеке и в торговых документах эту заправку уж можно оштрафовать.
«Дизель, «Е» - это межсезонка, класс пятый. Что мы видим здесь? Топливо дизельное, летнее, сорт «С»!»
Бензин - во вторую бутыль. Обычному автомобилисту эта процедура, конечно, не доступна, но простейшая проверка - вполне. Если вы усомнились в качестве бензина на заправке, куда заехали - из-за запаха, например, (он слишком резкий, отдает бытовой химией или ацетоном), то сделайте хотя бы элементарную проверку с помощью листа белой бумаги. Нужно немного пролить на него бензина. Если он хороший, то испарится полностью. Если там есть какие-то примеси, останется пятно - темное или жирное. 3142
Таким образом, конечно, себя выдаст только откровенная бурда. Такая попадается редко. «Химичат» по-разному.
Дмитрий Курзанцев, глава общественной организации «Гражданский контроль качества топлива», эксперт ОНФ: «Разбавляют вместо дизеля печное судовое топливо, бензин газоконденсатом, либо присадками доводят 80-й догоняют до 95-го».
Наши образцы оказались из таких, которые приводят к поломке постепенно. Лаборатория выявляет запредельный избыток серы.
Ольга Кузнецова, доцент кафедры общей и неорганической химии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина: «В бензине 317 миллиграмм на килограмм, то есть превышение в 30 раз! В дизельном топливе - 5552 миллиграмма на килограмм. То есть превышение в 500 раз».
И чем дороже будет заводское топливо, тем больше - суррогата на колонках. Мировой рост цен на нефть делает более выгодной продажу нефтепродуктов зарубеж за доллары, чем тут - за рубли. И в антимонопольной службе, уверены: пора менять правила игры.
Дмитрий Махонин, начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС: «Нужен комплекс мер в виде снижения акцизов, наполнения рынков объемами, превышающими спрос, сокращение экспорта, по валюте надо принимать определенные решения».
Акциз уже снизили, но это самое простое, что можно сделать. И пока чиновники ломают голову над остальным, лучше действительно выбирать транспорт поэкономичней. Хотя одна лошадиная сила - это уже скорее глупость, чем практичность.
ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ