Бесчеловечная педагогика

23.12.2018

Пугающие новости пришли на этой неделе для родителей Златоуста. Печально известная учительница Татьяна Порсева возвращается в профессию и собирается открывать частную школу. Многие школьники до сих пор с содроганием вспоминают о том, как Порсева сеяла разумное, доброе, вечное. Некоторые ученики после её уроков оказались в больнице. И если вы думаете, что это единичный случай, то заблуждаетесь. Дмитрий Зименкин выяснял, почему жестокость и равнодушие всё чаще приходят на смену вечным педагогическим ценностям.

Татьяну Порсеву, бывшего педагога школы Златоуста, называют «злой училкой», «буйным преподом» и «сущим детским страхом». Она получила два года условно за причинение тяжкого вреда здоровью ребенку и запрет заниматься профессиональной деятельностью на пару лет. Но беда имеет обыкновение возвращаться. Татьяна Порсева вскоре будет снова учить детей, откроет уже частный образовательный центр, ведь в школе её возвращения не хотят. Многие младшие школьники, которые на всю жизнь запомнят нетрадиционную педагогику гражданки Порсевой.

Мария, мама ученицы средней школы № 10 г. Златоуста: «Кошмары, вскакивает во сне, кричит, боится. Боится ходить одна, везде ей видится учительница».

По материалам уголовного дела, восемь первоклассников признаны пострадавшими от физического насилия и десятки от психологического. Порсева била детей линейкой и даже шахматной доской, таскала за уши, оскорбляла.

Татьяна Порсева, бывший педагог средней школы № 10 г. Златоуста: «То, что там написано, я этого не делала!»

Сам учитель вины не признает и считает себя жертвой заговора со стороны родителей и руководства школы.

Татьяна Порсева, бывший педагог средней школы № 10 г. Златоуста: «Потому что я неугодная стала».

«Ну, почему, у вас же так всё шло вроде?»

Татьяна Порсева, бывший педагог средней школы № 10 г. Златоуста: «Почему… потому что задаю вопросы, потому что спрашиваю. Они просто хотели меня убрать».

Бывший ученик гимназии № 62 г. Омска: «Там было очень сложно… и над нами смеялись все».

В Омске в категорию «мучителей» попали сразу несколько учителей одной гимназии. Ярослав рассказывает следователю, почему ему пришлось перейти в другую школу. Педагог, говорит он, травила детей за неуспеваемость и подбивала одноклассников издеваться над троечниками.

Бывший ученик гимназии № 62 г. Омска: «Она говорила, что если мы не станем пятёрочниками, то будем тупыми, будем дворниками».

Елена Исаева, мама бывшего ученика гимназии № 62 г. Омска: «Образовательная организация должна обеспечить психологические условия для обучения, разрешать конфликты, помогать правильно?»

Но это по закону. А школа — это часто отдельное государство с особым режимом. Руководство той же гимназии покрывает жестокость учителей, считают родители. Один ребенок попал в больницу из-за травли. Он отказался убирать снег на улице во время урока — плохо себя чувствовал. Педагог этого не простила. Эксплуатацию детского труда позже осудила прокуратура, а вот травлю со стороны учителя — нет.

Наталья Граф, мама бывшего ученика гимназии № 62 г. Омска: «Перестала с ним здороваться, освобождала от уроков, отказалась потом вести уроки в нашем классе. У него случился нервный срыв, и нам потребовалась медицинская помощь».

Подросток уже третью неделю лежит в неврологическом отделении. Испортили здоровье и сыну Светланы Яковлевой.

Светлана Яковлева, мама бывшего ученика гимназии № 62 г. Омска: «Она его поднимала с места и постоянно: „Ты тупой, ничего не понимаешь“. И на этом фоне и аллергия обострилась и бронхиальная астма».

Юлия Жогло, мама бывшего ученика гимназии № 62 г. Омска: «Да, это система. Я тоже вынуждена была забрать своих двух детей. Со старшим тоже произошел конфликт. Устраивались публичные порки перед всем классом».

Дмитрий Зименкин, корреспондент: «62-я гимназия Омска. Десятки вопиющих случаев давления на детей уже давно сложились в систему. Гимназисты уходят отсюда с неврозами, психотравмами, потерянным интересом к учебе и потухшими глазами. Только в этом году, по различным причинам, из одного третьего класса ушло сразу шесть учеников. А руководство это особенно не заботит».

Следователи проводят проверку всех этих случаев. А директор и завуч гимназии, отправляют в пресс-службу департамента образования, но и там заняли глухую оборону.

Пресс-служба департамента образования: «Нет, мы не даем пока комментариев».

Дмитрий Зименкин, корреспондент: «Это будет нереально, пока идет проверка?»

Пресс-службу департамента образования: «Комментарии пока не даём».

Ульяна Меньшикова, мама ученика лицея № 101 г. Барнаула: «Когда представляю, что мой сын идёт темным вечером и каждую секунду ожидает того, что на него кто-то набросится, кто-то плюнет ему в лицо».

«Вы плохая мать, воспитали слабого ребенка». Такова позиция руководства уже барнаульского лицея в травле ученика группой ожесточенных подростков. Над мальчиком издевались несколько месяцев. Но лицею было проще переложить ответственность на родителей. Другому мальчику одноклассники вообще сломали ногу. А завуч того же учреждения обвиняет родителей в том, что ребенок, видите ли, ходит в лицей на костылях. Вот запись беседы.

Юлия Меньшикова: «Костыли ему просто для поддержки. Для реабилитации. Он же не на четвереньках ходит».

Завуч: «Да если бы на четвереньках он ползал, может, лучше бы было».

Юлия Меньшикова: «Это не первый случай в вашей школе. Ломали спину, у того же преподавателя, дети падают в обмороки. В вашей школе это было. А может, вы уже подумаете, да и примите меры-то?»

Завуч: «Я вас убедительно прошу, перестаньте диктовать нам, школе, то, что нам нужно делать».

Жестокость учителей и беспечность руководства школ, считают специалисты, это тенденция, которая, к сожалению, будет только усиливаться.

Людмила Морозова, психолог: «Система нашего образования, с точки зрения динамики современного мира, устарела лет на 20».

Пока в России не займутся проблемой агрессии учителей всерьез, считают эксперты, а именно на законодательном уровне, надеяться на здоровое общество бессмысленно. Ведь насилие над детьми — это урок, который нельзя забыть. И чаще всего, невозможно исправить.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ