Служба неспасения

20 янв

Тревожная новость пришла на этой неделе из счётной палаты. Оказывается, жизненно необходимый номер «112» полноценно работает только в 12-ти регионах страны. Аудиторы устроили проверку и были шокированы - сейчас воспользоваться экстренным номером может только треть населения России. Дело в том, что программа развернута не полностью - чувствуется острый дефицит цифровых технологий. А особенно негативно на проекте сказалось сокращение финансирования. Да и власти на местах не спешат вкладываться в развитие системы. Мы узнали, как номер «112» работает изнутри и открыли для себя много нового. Дмитрий Акимов тестировал три спасительные цифры.

- Что у вас случилось? – спрашивает оператор службы 112.

В момент звонка на экране появляется точное местоположение звонящего. Через несколько секунд вся эта информация – уже у оперативных служб, которые уже спешат на помощь. Примерно так, говорили нам чиновники, будет работать единая федеральная система 112. С тех пор прошло 10 лет. Получилось иначе.

- 12 Регионов на момент завершения федеральной целевой программы систему "112" создали, - сообщил начальник инспекции счетной палаты Михаил Поляков.

Счетная палата на этой неделе заявила – 112 спасет только 28% населения страны. Доказать работоспособность горячей линии не смогли 38 регионов, еще 35 – даже не начинали ничего создавать.

- Мы видим, что есть ряд регионов, которые впереди. Конечно, все профессионалы в один голос говорят о том, что примером является Московская область, - сказал председатель экспертного совета по безопасности и взаимоотношению граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков.

Подмосковье вложило в развитие «112» миллиард. Но сделать достойные зарплаты сотрудникам, а значит получить квалифицированные и надежные кадры, как-то не догадались, говорит один из операторов службы в Московской области.

- Моя зарплата конкретно если чистыми считать – 25 тысяч в среднем. Бывает 27, бывает 22, - рассказал оператор службы 112 по Московской области Александр Обыденнов.

За эти деньги, утверждает Александр, готовы работать только пенсионеры, которые иногда даже печатать толком не умеют.

- Обучение как происходило – я подсаживался к другому оператору, он мне объяснял более или менее, как, что нужно делать, показывал саму программу, даже может быть я пару звонков сам принимал таких незначительных, потом приходил еще на следующий день, и в принципе на этом обучение заканчивалось. Реальное, - заявил Александр Обыденнов.

Другой регион – отличник, Казань. Именно в здесь три года назад произошла история, которая поставила под удар саму идею создания единой службы 112.

- Пьяный придурок на пятнашке ударил меня в зад, машет кулаками и покушается, - поступил звонок в службу 112.

Сергей Лесин говорил с оператором, когда двое пьяных отморозков гнались за его машиной по полям. Оператор посоветовала перезвонить напрямую в полицию. Сергей не успел. Его догнали. Убили и сожгли.

Почему оператор не смог самостоятельно увидеть местоположение Сергея и вызвать туда наряд полиции, нам объясняют в одном из успешно работающих центров службы 112. Любой абонент может определить местоположение своего телефона в радиусе пары метров. У специальных служб разброс – 500 метров. В городе. На трассе или в лесу – до трех километров.

- А сколько у вас бывает максимальное время, что вы сидите ждете? Час? – спросил корреспондент.

- Ну нет, такого не бывает. Оператор 340 слушаю вас, - не успела ответить оператор и продолжила отвечать на звонки.

Но главный вопрос кадровый, говорят здесь, реально решить только в больших городах и только, если предложить конкурентные зарплаты.

В противном случае – типичная ситуация из Ростова-на-Дону. Двухлетняя Маша упала, ударилась головой об пол и потеряла сознание. Родители позвонили в 112. Оператор приняла всё слишком близко к сердцу.

- Тетя впала в шок, в ступор, у нее началась паника, она услышала, мы же на громкой связи и: как не дышит? Что? И начались причитания, тараторила – господи боже мой такая крошечка всего два годика, что же делать что же делать, - рассказала Дина Боброва – мать ребенка.

Женщина смогла собраться и работу свою сделала. Когда приехала скорая, девочка уже оклемалась сама. Но это счастливая случайность.

Еще одна проблема, о которой говорится в отчете счетной палаты – взаимодействие с самими экстренными службами. В Петербурге, например, работает электронный документооборот. Но чем дальше от столиц – тем сложнее. Типичный оператор типичной больницы маленького города прогресс просто игнорирует.

- Оператор 112 здравствуйте, что у вас случилось? – спрашивает оператор.

- Буквально 30 км от Санкт-Петербурга и ситуация меняется полностью. Это мониторинговый центр службы 112 в Ленинградской области. Его открыли совсем недавно. Здесь два зала. В этом работает четыре оператора, а второй зал – вот этот. Здесь порядка пятнадцати машин, но все они не работают и многие даже не подключены ни к чему. Даже пленку на клавиатурах сняли не везде, - рассказал корреспондент Пятого канала Дмитрий Акимов.

Катастрофическая нехватка квалифицированных кадров, категорическое нежелание работать по-новому и слишком маленькие бюджеты в большинстве регионов – три кита, на которых современная система 112 устоять никак не может.

- Причина здесь одна: во всех министерствах, ведомствах, ветвях законодательной и исполнительной власти, в нашем государстве, слишком много дармоедов, - сообщил директор тренинг центра команда 112, спасатель Артур Давыденко.

Чиновники на местах, сами все это прекрасно понимают, но продолжают твердить, что все хорошо.

- Вот у вас сейчас там сидит четыре человека этого достаточно для того чтобы охватить Ленобласть? – спросил корреспондент Пятого канала Дмитрий Акимов.

- Нет операторов в смене у нас 11 человек круглосуточно находится, ну просто операторы там, завтракают, - ответил первый заместитель председателя комитета по связи и информатизации Ленинградской области Сергей Демочко.

Зал с не готовыми к работе компьютерами, якобы используется для обучения персонала. А то, что людей мало – так больше утром буднего дня и не надо. Проверяем.

- Время ожидания в очереди составляет одну минуту, - прозвучало при звонке в службу спасения.

- Вот, одна минута. То есть сейчас какой-то локальный выброс. Должно быть 8 секунд, - прокомментировал Сергей Демочко.

- Извините пожалуйста, это тестовый звонок был. Минута тридцать восемь, - ответил корреспондент Дмитрий Акимов.

- Ну вот видите протестировали что у нас не все есть хорошо, - заключил первый заместитель председателя комитета по связи и информатизации Ленинградской области.

Вечером две минуты превратятся в пять, а, например, в новогоднюю ночь ожидание может растянутся до получаса. Жители приграничных с Петербургом районов придумали, как получить помощь быстрее.

- По-хитрому, они переходят через ж/д переезд и вызывают себе скорую уже в Санкт-Петербурге, - рассказала жительница Ленобласти.

Жителям России, которым до ж/д переезда с Петербургом, Казанью или Москвой далековато, специалисты советуют держать на холодильнике номера телефонов местной неотложки, дежурной и пожарной части. Не современно, зато надежно.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Для того чтобы написать комментарий, Вам нужно войти

Забыли пароль? Регистрация


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ