1. Пятый канал
|
Карина Халикова
Карина Халикова Карина Халикова Журналист Вконтакте
420

Белла Ахмадулина — о любви, стихах и ценности жизни

Советская поэтесса и писательница.

Белла Ахмадулина — о любви, стихах и ценности жизни

Фото: ИТАР-ТАСС Максим Шеметов, коллаж: Пятый канал

10 апреля 1937 года родилась поэтесса и писательница Белла Ахмадулина. 5-tv.ru собрал умные мысли, которые звучали в интервью Беллы Ахатовны.

Большая часть нас, пишущих стихи людей, просто не умеет без этого обходиться

На одном из творческих вечеров Белла Ахмадулина рассказала, что побуждает ее писать стихи.

«Я полагаю, я или другой человек свою склонность к стихам осознает не как преднамеренное желание писать стихи, а ощущает ее как невозможность без этого обходиться. И себе ли самой, молодой когда-то, или тем молодым поэтам, которые обращаются ко мне за советам, на вопрос, нужно ли мне писать стихи, я отвечаю, что если есть возможность не писать стихи, тогда следует без этого обойтись. Но к сожалению, большая часть нас, пишущих стихи людей, просто не умеет без этого обходиться».

Любовь есть высшее состояние души и ума человека, и чем больше мы можем вместить ее в себе, тем лучше для нас и для всех остальных

Так однажды ответила Ахмадулина на очередной вопрос о любви. Сама поэтесса не оставалась без мужского внимания. Первый муж — знаменитый поэт Евгений Евтушенко, их брак продлился всего три года. Со вторым мужем, писателем Юрием Нагибиным, Белла прожила восемь лет. В гражданском браке с Эльдаром Кулиевым у Ахмадулиной родилась дочка. А через год, после появления ребенка, Белла вышла замуж за Бориса Мессерера, с которым не расставалась до самой смерти.

Поучительность этих двух совпадений, ничтожности и бренности успеха и драгоценности живой, пусть малой, жизни… Эта поучительность осталась во мне навсегда

Белла Ахмадулина рассказывала, что ей не нравились ее детские стихи. Поэтесса отмечала, что были другие дети, которые гораздо более чувствовали гармонию и писали лучше. Писательница поделилась, что она чувствовала, когда получила первую похвалу.

«Когда-то выпал мне в жизни мой первый бедный успех. Я, как подрастающий ребенок, читала стихи, и множество людей вдруг оказались добры ко мне. Просто по снисходительности к моему возрасту и расположению к пишущим детям. И вот я читала, и мне выпала похвала, и аплодисменты. Нужно сказать правду, что несмотря на несуетность того моего возраста, этот первый успех подействовал на меня. Я помню, как я шла по Покровке и Маросейке, от Дома пионеров до своего дома. И помню, как снегопад испепеляла вокруг меня — так полыхало мое лицо, так я была возбуждена, так желала большего.

Вошла в свой подъезд и увидела кровь на лестнице. Она сопутствовала мне до пятого этажа, где я жила. Это моя собака попала под автомобиль и погибла. Много лет прошло с тех пор, но поучительность этих двух совпадений, ничтожности и бренности успеха и драгоценности живой, пусть малой, жизни… Эта поучительность осталась во мне навсегда. И может быть, другим способом, другим уже умом не раз я вернусь к этому раздумью. Не раз соотнесу ценность двух совершенно разных вещей — никакую ценность славы и совершенную драгоценность живой и чужой жизни».

Пейзаж скорбной голубой лошади — это четкое место Родины

Белла Ахмадулина опубликовала первое стихотворение о Родине в 1955-м. В одном из интервью она раскрыла, с чем у нее ассоциируется Россия.

«Недавно я вспоминала самое начало войны, мне четыре года. У меня была корь, и меня нельзя было отправить в эвакуацию. И мне запомнилась глубокая осень, такой осенний простор, как будто я такого больше никогда не видела. Может быть, это было связано с печалью… Такие пустые скорбные поля… И вдруг вдалеке бредет одна серо-голубая лошадь. Я ее запомнила, и вот этот пейзаж скорбной голубой лошади… Вдруг как-то я ощутила, что это четкое место Родины — места, к которому я обращена».

Я бы желала долго жить. Только до той поры, чтобы преуспеть в том, что я хочу, обрести в стихах моих внятность и ясность

Белла Ахмадулина умерла в 73 года. В молодости она рассказывала, сколько хотела бы прожить и отмечала, что в этом вопросе не будет оригинальной.

«Я бы желала долго жить, но не до чрезмерности. Только до той поры, чтобы преуспеть в том, что я хочу, обрести в стихах моих внятность и ясность. Сказать одно слово, которое было бы совершенно округло и важно для жизни людей. До этого хотела бы дожить».