Большая семёрка

07.06.2015

Сегодня поутру в Альпах, в замке под усиленной охраной большие люди начали вершить судьбы мира. На два дня жизнь в этой части Баварии остановилась, потому что охрана по традиции перекрыла все подступы к этому месту. Не дай Бог, кто-то им помешает. Пока они спасают мир, их спасают от этого мира.

Уже второй год саммит встречается в формате Большой семерки. Однако исключение России из этого формата и, следовательно, ее неучастие в переговорах накануне саммита довольно бурно обсуждали аналитики в Европе и за океаном. «Вашингтон Таймс» писала, что политика изоляции Москвы не является лучшим способом справиться с массой проблем, стоящих перед развитым миром.

Немецкая «Ди Вельт» считает, что всегда лучше говорить друг с другом, чем друг о друге. А «Шпигель» будто подвел итоги этих выступлений и сделал свой вывод: «Сейчас очень легко презрительно относиться к тем, кто критикует тот факт, что русский президент Владимир Путин не примет участие во встрече влиятельных политиков. Но факт останется – Путина нужно было пригласить. Чтобы обосновать эту точку зрения, не нужно углубляться в агрессивную историю российской гегемонистической политики.  Не стоит ссылаться на скрипящих зубами страдающих немецких предпринимателей и на то, что без России нельзя решить ни одну важную глобальную проблему, начиная с изменения климата и терроризма до распространения ядерного оружия или конфликтов в Сирии, Ираке и на Ближнем Востоке. Пока в прекрасном Эльмау главы государств в единодушном отвержении России сидят за ужином, Путин смотрит на Запад и чувствует себя уверенным: они нас не хотят, поэтому и мы их не хотим. Это исключение из мирового сообщества, делает Путина у себя на родине еще популярнее. Военный конфликт не решается молчанием. Кто, как не семеро самых влиятельнейших людей на этой планете смогли бы убедить Путина. У них был этот шанс, и они его упустили». 

Какие шансы упущены и какие проблемы решены, об этом стоит говорить завтра, когда саммит закончится. А пока наш специальный корреспондент в Германии Константин РОЖКОВ наблюдал, как и под какими лозунгами собирался в замке Эльмау этот элитный клуб по интересам. Это один из тех уголков планеты, где никогда ничего не происходит.

За последние 100 лет уклад жизни в баварской глубинке вообще изменился мало. Для защиты от злых духов здесь до сих пор используют садовых гномов, а фасады домов украшают рисунками из Библии. И никто на эту жизнь не жалуется.

Барбара Маура, хозяйка фермы: «Посмотрите, в какой красоте мы живем. Вокруг нас живая природа. Здесь, в отличие от города, человек по-настоящему свободен. А если нам что-то нужно, мы всегда можем сесть в машину и доехать до Мюнхена».

У Барбары Мауры всегда на столе свежее мясо и колбаса СОБСТВЕННОГО производства. Никаких добавок и ГМО - овечки-то вот они - пасутся прямо за домом. Есть то, что живет или растет у тебя на заднем дворе - один из главных баварских пунктиков. 

Маргрит Шмитт: «Вот, посмотрите, у меня здесь салатик свой растет».

Недавно Маргрит Шмитт вывесила перед домом плакат - специально к приезду американского президента. Текст примерно такой:  «Мы против соглашения о Свободной Торговле». Речь о проекте отмены таможенных пошлин межу Европой и Соединенными Штатами, который Барак Обама собирается продвигать на встрече «Большой Семерки».  

Маргарит Шмитт, жительница города Крюн: «Мы выступаем против американского соглашения о свободной торговле. Мы в Баварии хотим питаться своими продуктами, а не этим ГМО, которое выращивают в Америке. Также нас беспокоят американские медикаменты, который могут хлынуть на наш рынок».

Но все это, конечно, выглядит скромно, по сравнению с протестами, которые для лидеров «семерки» готовят приехавшие со всей Европы анти-глобалисты. Немецким бюргерам на несколько дней придется забыть о тихой и спокойной жизни. Пока где-то в горах заседают политики, здесь на улицах провинциальных баварских городков будут идти массовые акции протеста. В ближайшие несколько дней мир увидит большой немецкий беспорядок.

В контексте

29.05.2016

G7: шесть статистов в one men show

Мужчина в традиционных баварских шортах на подтяжках, идущий по улице, на которой он, возможно, родился и вырос, должно быть чувствует себя чужаком. Вокруг толпы неформалов и вооруженной полиции. Местные жители совсем не так представляли себе мир большой политики. 

Майкл Хольцингер: «Я не очен рад, что саммит проходит у нас».

Константин Рожков, корреспондент: «Почему?»

Майкл Хольцингер: «Вы же сами видите, бизнес терпит убытки, все закрыто. И вообще есть ощущение, что все как-то не нормально».

В толпе, конечно, кого только нет. И красные, и зеленые. И даже представители сексуальных меньшинств. У всех накопились претензии к «большой семерке».

Цирка, участница демонстрации: «Мы называем себя «АКП».

Константин Рожков, корреспондент: «АКП?»

Цирка, участница демонстрации: «Да, Армия Клоунов-Повстанцев».

Константин Рожков, корреспондент: «И против чего вы выступаете?»

Цирка, участница демонстрации: «Мы хотим, чтобы было больше границ и больше стран, мы за разделение!»

И все же раньше такого не было. Некоторые демонстранты одеты в футболки с изображением российского президента. Их лозунг «Путин - ферштейн» или «Я понимаю Путина».

Матиас Заммер, участник демонстрации: «Я прекрасно понимаю позицию вашего президента по Крыму. Исторически полуостров принадлежал России. На самом деле весь украинский кризис стал следствием не российской политики, а политики НАТО, которое все время стремится к расширению».

О Северо-атлантическом альянсе вспомнили и авторы огромного осьминога. На конце одной из щупалец - карта Украины. Подпись: «еще одна колония НАТО». Такого интереса к теме украинского кризиса и отказу приглашать на саммит российского президента от антиглобалистов не ожидал никто.

Лоттар, участник демонстрации: «G8 лучше, чем G7. Они должны разговаривать с Россией и с Путиным. Они должны были пригласить российского президента. Только тогда можно добиться мира».

Впрочем, мировые лидеры увидят все это разве, что по телевизору. Поговаривают, что именно из-за боязни столкнуться с массовыми акциями протеста, встречу решили провести в люксовом отеле, спрятанном глубоко в альпийских горах. Мы попытались добраться туда на машине. 

Константин Рожков, корреспондент: «Мы журналисты. Хотели бы поснимать дворец Эльмау перед саммитом».

Полицейский: «Хорошо, вы можете проехать еще 200 метров, но дальше ни шагу».

Полицейских чисто визуально даже больше чем демонстрантов. Почти каждая встречная машина - с мигалками. Вдоль дороги, по которой пройдут кортежи, строят многокилометровый забор. «Большая семерка» хочет на пару дней оградиться от большого мира.

Полицейский: «Вы можете находится только здесь. Дальше к замку Эльмау вам идти запрещено».

Что же там прячется за высоким забором? Известно, что гостиница, где проходит саммит, была построена еще в начале 20 века и называют ее не иначе как Дворцом или Замком Эльмау. Внутри совсем немного номеров, почти все класса «люкс». Местные жители рассказывают, что обычно там останавливаются либо толстосумы, либо звезды. 

Барбара Маура, хозяйка фермы: «Это очень большой и красивый отель. Горы и леса, которые его окружают прекрасны. Как это сказать по-английски? В общем, картинка, как в кино, правда!»

Тем не менее подойти ближе, чем на 5 километров, нам не позволили. За несколько дней Дворец Эльмау превратили в неприступную крепость.

Нас вернули к начальному блок-посту. Это самый первый кордон, но и он выглядит внушительно. У полицейских огнестрельное оружие. Лично за нами следят двое человек в штатском. Живописные альпийские пейзажи, которые окружают Дворец Эльмау, станут фоном для большого политического торга. Теперь, в отсутствии России эти «семеро», как тут некоторые грубовато шутят, откровенно «козлят». Причем открыто. Барак Обама настаивает продлить санкции против России. Но многое будет зависеть от позиции лидеров Европы. В любом случае, обсуждать это за спиной российского президента удобнее, чем в его присутствии. Вот только решение не приглашать на саммит Владимира Путина в самой Германии раскритиковали не только чудаковатые демонстранты, но и серьезные политические и экономические игроки.

Лутц Брангш, политолог: «Критика в сторону Меркель об отсутствии президента Путина исходит в первую очередь из промышленных кругов, которые в Германии играют немаловажную роль. В Германии всё больше осознают, что невозможно долго протянуть без признания России в качестве полноценного партнера».

И даже в баварских пабах в эти дни ругают федерального канцлера. Типичная для здешних мест компания: 10-12 мужчин, одеты в национальные костюмы, на голове шляпы с перьями, - ничего необычного, просто в Баварии закончился рабочий день.

Посетитель бара: «У нас есть коктейль. Поллитра пшеничного пива, поллитра спрайта. Называется «русский».

Константин Рожков, корреспондент: «Русский»?

Посетитель бара: «Да, именно так».

После нескольких кружек нефильтрованного заходит разговор о политике. А не такие уж и дремучие эти немецкие крестьяне. 

Посетитель бара: «Простые люди, здесь в Баварии, ничего не имеют против того, чтобы Владимир Путин приехал. Это бы только пошло всем на пользу. Путина не хотят видеть только те, кто на самом деле ему завидуют».

За столом их даже больше, чем семеро. Все на равных. Никто никого не выгоняет, не подает тайных знаков под столом и не шепчет на ухо, чтобы другой не услышал. Большие политики так не умеют.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ