За отмену барьеров

27.03.2016

Исполнить приказ Вашингтона по антироссийским санкциям, но при этом обойти его - немало стран Евросоюза уже второй год ломают голову, как решить эти две взаимоисключающие себя задачи. А для Финляндии это проблема почти кричащая. Россия - не только северный сосед, но и давний, стабильный бизнес-партнер.

Однако за два последних года былые успехи почти забыты: торговля упала вполовину, бизнес терпит убытки, да и туристы из России стали прохладнее относиться к поездкам в эту страну. В результате - под угрозой планы и связи, которые успешно развивались последние четверть века.

Нужны срочные меры. Из Финляндии наш специальный корреспондент Дмитрий ПИЩУХИН.

От шума сигнализации закладывает уши и, кажется, что скоро точно так же взвоет и вся экономика Суоми. Один из крупнейших гипермаркетов Финляндии – яркая иллюстрация. Владелец вынужден закрыть свой магазин. Не спасли ни грандиозные скидки, ни максимальная близость к российской границе – шопинг-турист теперь почти не ездит к северному соседу, а те, кто еще отваживаются – стали гораздо экономнее.

Мустафа Дарвич, генеральный директор сети магазинов: «Раньше в этот магазин приезжало за покупками около пятидесяти тысяч человек в месяц. Спустя два года число наших клиентов снизилось в десять раз. При этом люди стали меньше тратить - средний чек составлял не больше 50 евро. В таких условиях держать магазин не выгодно».

Мустафа Дарвич, генеральный директор сети магазинов: «Сорок процентов, тут шестьдесят процентов.

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Ого скидка 70 процентов!».

В контексте

13.06.2016

Венеция, Лигурия, Ломбария - кто следующий?

Мустафа Дарвич, генеральный директор сети магазинов: «Да это очень популярные товары».

Торговые сети Финляндии на распутье. Чтобы сохранить бизнес, приходится тотально снижать цены, закрывать магазины и сокращать сотрудников. Хотя раньше, наоборот, с удовольствием брали тех, кто знает русский язык.

Софья Парвяйнен, продавец: «Видно сколько в центре закрытых магазинов. Были – теперь их нет. Значит, люди без работы остались. Мне кажется, вся Европа страдает».

Для удобства покупателей в магазинах уже лет пять принимают любую валюту, включая рубли. В эти дни Финляндия празднует Пасху, и продавцы, кажется, впервые готовы пожертвовать законными выходными, чтобы не потерять работу.   

Мустафа Дарвич, генеральный директор сети магазинов: «Вот эти санкции, мне кажется, они безумны, потому что обе стороны страдают. Все финны ждут, когда отношения наладятся, и будет все хорошо».

Тем временем финский бизнес готов подстраиваться под любые прихоти русских. Страна тысячи озер активно развивает медицинский туризм. Финская система здравоохранения считается одной из самых эффективных в Европе - местные клиники ничем не уступают немецким или, скажем,  израильским. Одни заманивают туристов бесплатными саунами, другие готовы построить рядом с границей несколько крупных казино. А власти города Котка на днях предложили и вовсе отменить визы с Россией. Правда, всего на 72 часа и только тем, кто прибывает в страну на пароме, но этот дружественный жест явно говорит о том, что финнам без русских приходится не сладко.  

Киммо Ярва, мэр г. Лаппеенранта: «Мы невероятно зависим от российских туристов. В лучшие времена к нам приезжало до двух миллионов человек в год. Сейчас эта цифра в два раза меньше. Соответственно наши доходы также серьезно упали. Разумеется, что мы первые, кто  заинтересован в том, чтобы курс рубля оставался неизменным, и со своей стороны готовы предложить вдвое больше услуг в сфере туризма».

Из всех стран Евросоюза санкционная война отразилась на Финляндии наиболее болезненно. За последние двадцать пять лет в стране рекордный уровень безработицы – каждый десятый финн стоит на бирже труда. Товарооборот заметно сократился. Промышленность несет серьезные убытки.

Валерий Шлямин, торговый представитель РФ в Финляндии: «За два года, за 2014-15 год, уменьшение товарооборота российско-финляндского составило 54 процента. Я думаю, по совокупности причин, финны потеряли в общей сложности около 20 тысяч рабочих мест в российско-финляндской торговле».

Впрочем, самые заметные потери в сельском хозяйстве, которое в основном и было ориентировано на Россию. Фермеры на грани отчаяния. Две недели назад они вывели на центральную площадь Хельсинки сотни тракторов. Главный лозунг – «Нет фермеров – нет еды!». Только за прошлый год фермеры не досчитались четырехсот миллионов евро. Обещанную компенсацию власти выплачивать не торопятся, а лишь предлагают «жить по средствам». Впрочем, альтернативы российскому рынку – нет. Бывший глава МИД Финляндии Эркки Туомиоя еще во времена, когда был министром, настаивал: стране не нужно постоянно оглядываться на мнение Брюсселя, пора налаживать диалог с Россией самостоятельно. 

Эркки Туомиоя, министр иностранных дел Финляндии 2011-2015 гг.: «Безусловно, в первую очередь больше всего от санкций пострадало сельское хозяйство Финляндии. Но нужно понимать, что санкции и контрсанкции являются обузой, как для России, так и для Евросоюза. Поэтому обе стороны должны быть заинтересованы в том, чтобы снять эти ограничения».

Знаменитое финское экономическое чудо было построено еще на сотрудничестве с Советским Союзом. Правда, между странами никогда не шла речь об интеграции или братских отношениях. На первом месте всегда стоял здоровый прагматизм – мы вам рыбу, молоко и мясо, вы нам – инвестиции и новые рабочие места. Но санкции разрушили эту привычную схему. Суоми оказались в заложниках геополитической ситуации и сейчас расплачиваются за европейскую солидарность. Это открыто признал финский президент Саули Ниинистё. На этой неделе он встречался с Владимиром Путиным и обсуждал, как восстановить былой товарооборот между странами.

Владимир Путин, президент РФ: «Что касается снижения нашего товарооборота, здесь много причин: это европейские санкции, наши ответные меры, общее снижение экономической активности в мире и в Европе, снижение цен на наши традиционные российские экспортные товары, курсовая разница валют. И всё это привело к тому, что Россия утратила первое место в торговле с Финляндией, пропустив вперёд Германию и Швецию. Но и Финляндия несёт определённые издержки. По нашим подсчётам, это чуть больше одного процента ВВП. И, уверяю вас, это никому не нравится».

В отличие от стран Прибалтики, Финляндия готова закрыть глаза на прежние обиды, уступки и потери, ради хороших отношений с Россией. Наша страна продолжает обеспечивать энергетику северного соседа. Суоми, в свою очередь, инвестирует в нашу экономику – в России  работает около пятисот финских компаний, для которых потеря нашего рынка равносильна катастрофе.   

Венла Лаакконен, директор по развитию строительной компании: «Оборот в России 270 млн евро. Примерно 15 процентов от оборота концерна. Россия играет важную роль».

Финляндии пока удается балансировать между собственными интересами и соблюдением общеевропейских директив. Но если так пойдет и дальше, экономика северной страны окончательно уйдет в минус. Справедливости ради, стоит сказать, что финны изначально были против санкций и еще два года назад предупреждали -  вводя ограничения против Москвы, европейские союзники вводят их,  в первую очередь, против Хельсинки.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ