Триумф Арктики

13.12.2015

Давайте сменим географию и тему. Поднимемся по карте Европы на тысячи километров вверх. На север. Туда, где лежит наша Арктика. На этой неделе на архипелаге Новая Земля на дежурство заступил новый зенитный полк. Он стал первой полноценной воинской частью Северного флота на островах Северного Ледовитого океана. Это важно для наших национальных, в первую очередь, экономических интересов, потому что это вопрос охраны Северного морского пути и наших арктических шельфов. Но главное - архипелаг стратегически важен для обеспечения безопасности северных границ страны. По-настоящему возвращаться в Арктику мы начали только в последние годы. Как сказал Сергей Шойгу, создание арктической группировки войск будет полностью завершено к 2018 году, но событие этой недели - важная часть этой большой программы. Наш специальный корреспондент Анатолий МАЙОРОВ хорошо знает Арктику, бывал там, снимал репортажи, видел, как строились военные городки и новые базы. Сегодня он дает оценку первого дежурства зенитного ракетного полка. Политическую, разумеется.

Внимание, внимание! В Арктику прилетели птички. Большая стая села на архипелаге Новая Земля. Вероятно, в таких формулировках, с грифом срочно и совершенно секретно на этой неделе разлетались письма из штаб-квартиры НАТО. По кодификации Альянса, “big birds”, то есть большие птицы российские радиолокаторы системы ПВО. Вот они - машут крыльями, сканируя сотни километров арктической пустыни.

Военнослужащий РФ: «Цель в зоне, цель «чужой», уничтожить».

Конечно, никого пока не уничтожают - большие птицы просто проверяют режим захвата целей для своих же фаворитов. Модернизированные комплексы С-300 “Фаворит”, в случае реальной боевой угрозы, способны сбивать баллистические ракеты в радиусе 40, а самолеты с вертолетами в радиусе 150-ти километров.

Военнослужащий РФ: «На защиту заступить, флаг поднять».

Таких приказов здесь не было четверть века. С тех самых пор, как в начале 90-ых, развалили части зенитно-ракетных войск, охранявших Арктику. Военных отправили на материк, технику - бросили, оголив тем самым не только стратегически важный архипелаг, но и все северные рубежи России. Для этого периода можно придумать красивую метафору - “период полураспада”, в реальности же - это был период полной беззащитности перед любой угрозой. Ключевое слово - был. С возвращением военных, у Новой Земли началась новейшая история.

Михаил Ходаренко, военный эксперт, главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер»: «Развертывание зенитно-ракетного полка С-300ПМ это своего рада возвращение в арктический регион. И это вклад наш в укрепление обороноспособности страны и контроля за северным ледовитым океаном».

Виктор Гуськов, начальник арктической гидрометеостанции: «Это - телетайп. Когда телеграммы идут - здесь выводят».

Виктор Филиппович Гуськов - офицер ВВС в отставке, сейчас начальник арктической гидрометеостанции на берегу Карского моря. В подчинении - два человека, задача - прогнозировать погоду. На советском оборудовании, которое само не должно работать уже лет 20 как.

Виктор Гуськов, начальник арктической гидрометеостанции: «Волка ноги кормят, где-то со свалок собираем какие-то запчасти».

Их история - точная калька периода полураспада Новой Земли. С конца 50ых до начала 90-ых поселок Амдерма был оазисом в безлюдной арктической пустыне - здесь стоял полк ВВС и ПВО, прикрывавший границу и акваторию северного ледовитого океана от американских самолетов-разведчиков. Сам Виктор Филиппович обслуживал советские истребители, получал по 400 рублей в месяц, день за два и был доволен жизнью.

Виктор Гуськов, начальник арктической гидрометеостанции: «Жизнь бурлила, здесь были военные, 11 тысяч человек жили, в 93-ем полк убрали и стали вымирать».

3 эскадрильи МИГов улетели за неделю, большинство гражданских перебрались на материк. Кому ехать было некуда - остались здесь. Сейчас в поселке Амдерма - едва наберется полторы сотни человек. Ближайший жилой город – Воркута, а до нее 300 километров по безлюдной тундре. Так и живут - с белыми медведями, на осколках советского наследия, вдали от большой земли, но с большой надеждой.

Виктор Гуськов, начальник арктической гидрометеостанции: «Амдерма - стратегический объект, и все равно он возродится. Придет время – возродится».

И это - не просто гадание на кофейной гуще. Еще пару лет назад никто не верил, что строевым маршем солдаты российской армии пройдут по территории базы ПВО архипелага Новая Земля. Здесь же - восстановлен аэродром Рогачёво - по иронии судьбы его еще и называют Амдерма-2. В первой Амдерме тоже осталась взлетно-посадочная полоса, техническое состояние которой почти на голом энтузиазме поддерживали весь период полураспада. Как-будто зная, что настанет время, и опорные точки обороны Арктики снова будут нужны России.

Иван Коновалов, директор центра стратегической конъектуры: «Появление баз, восстановление советских аэродромов - все это звенья одной цепи. Потому что лучше демонстрировать силу, чем ее применять».

За Арктику начинается международная борьба. Арктика - это не только льды, белые медведи и безлюдная пустыня. Это - 30 процентов от мировых запасов газа, северный морской путь - кратчайший путь из Европы в Азию и важнейший регион для выполнения оборонных задач - с точки зрения траекторий полета баллистических ракет. В Советские годы мы обозначали свое присутствие десятком военных баз и никто даже не пытался оспорить наше право на север. Сейчас - каждая страна, чьи границы омывает северный ледовитый океан, пытается заполучить свой арктический кусок. Поэтому тактика бездействия - провальная. Даже при том, что Арктика - это наша законная, историческая земля.

Михаил Ходаренко, военный эксперт, главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер»: «Если мы не присутствуем на островах и побережье Северного Ледовитого океана - другие страны могут поставить вопрос – «ну мы видим что это вам не надо».

Наш полк ПВО - не просто законное возвращение на архипелаг, но и ответ некоторым странам арктического блока на открытое наращивание сил в этом регионе. Канада не смогла толком засекретить сверхсекретные разработки бесшумных снегоходов, Норвегия - уже создала арктический спецназ. США критикует каждый шаг России в Арктике. В нашем арсенале - кроме потенциальных объектов реконструкции советского наследия - построенные или строящиеся базы на Новосибирских островах, Северной Земле, на Чукотке и Земле Франца Иосифа - самой дальней сухопутной точке в северном ледовитом океане. Отсюда до Северного полюса - меньше девятисот километров, и кроме самой северной погранзаставы в мире здесь есть самая северная в мире воинская часть. Где приходится мириться не только с дефицитом кислорода и компанией хищников в белых шкурах. Снежные бураны - вот еще одна главная опасность службы в суровом регионе.

Вот один из таких арктических сюрпризов. Циклон здесь ждали, правда, на прошлой неделе, а он обрушил всю свою мощь сегодня ночью. В итоге, не только отменил авиасообщение с большой землей, но и внес существенные коррективы в передвижение гражданских. Покидать заставу, в таких условия, когда ветер больше 20 м/с строго запрещено. Гулять можно, но только на этом небольшом участке под светом от прожекторов. На личном опыте скажу, что желание наслаждаться местными красотами пропадает буквально через 5 минут. Очень хочется в тепло. Свою вторую - северную половину жизни, Виктор Филиппович Гуськов называет ежедневной борьбой за выживание. Здесь - трудно, но, как говорят местные, однажды приручив север, уже никогда не вернешься на большую землю. Кадровый офицер в отставке мечтает, чтобы заболеть Арктикой смогло и следующее поколение. Нужно только чтобы в окнах этих мертвых кварталов пятиэтажек снова зажегся  свет. По аналогии с новейшей историей архипелага Новая земля, ее большими птицами и фаворитами с-300. Русский Север ждет Триумф. Это еще и название новейших комплексов С-400.  


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ