Хроника войны

13.12.2015

Слова Путина, сказанные в пятницу на коллегии Министерства обороны, о том, что в Сирии надо действовать жестко, повторили и процитировали все. И повторят еще не раз. Как и о том, что «провокации против наших военнослужащих недопустимы» и любые «угрозы нашей группировке подлежат немедленному уничтожению». О чем говорил президент? Мне кажется, никакой дополнительной расшифровки его слова не требуют, никакого второго или третьего смысла тут нет. За 2,5 месяца сирийской операции мы почти привыкли к сводкам про сотни вылетов и пораженных объектах. Но вот только две подробности этой недели: в Москву доставили черный ящик с нашего сбитого СУ, а по объектам боевиков в Сирии впервые били крылатые ракеты с нашей с подлодки, причем из-под воды. Хроника войны в репортаже нашего специального корреспондента в Сирии Игорь МАКСИМЕНКО.

Всего в 20 километрах от беззаботной и мирной, на первый взгляд, Латакии — фронт. Серьезный и основательный. Жестокий и беспощадный. Сирийские ополченцы почти все — молодые смешливые парни. С набриолиненными, по местной моде прическами, и аккуратными бородками. Ведут себя так будто здесь не реальная война, а какие-то сборы после институтской военной кафедры. И словно в последние месяцы они не выдавливали по сантиметру из латакийского предгорья засевших там «игиловцев», а только и делали, что снимали друг друга на мобильники для щегольства в социальных сетях. Только шутки у этих юношей горькие.

Сирийский солдат: «Эй, давай, попрощайся, это последнее видео, на котором ты живой».

Сирийский солдат: «Мы, похоже попали в окружение. Нам тут скоро плохо придется. Привет всем, кто меня знает. Я вас люблю!»

Однако, они продолжают воевать. И делают это хорошо. Без них у правительственной армии, наверное, не было бы успехов, которые случились на этой неделе.

Али Майхуб, представитель вооруженных сил Сирийской Арабской Республики: «Армия Сирийской Арабской Республики освободила более 20 населенных пунктов в провинции Латакия. Под Дамаском обнаружен и взорван 350 метровый тоннель сделанный боевиками. Всего за неделю было уничтожено более 300 террористов ИГИЛ и Джебхат Ан-Нусры».

В контексте

01.10.2017

Два года назад Россия присоединилась к спецоперации на территории Сирии.

Но главная новость пришла в среду. Вооруженная оппозиция сдала правительственным войскам город Хомс — символ «сирийской революции». Здесь 4 года назад начался мятеж, который потом перерос в гражданскую войну. Именно поэтому, взятие Хомса - большая политическая победа законных властей.

Таляль Аль-Барзани, губернатор сирийской провинции Хомс: «На первом этапе договоренности прекращены все боевые действия. Сегодня город покинули 272 человека. С ними ушли члены их семей - 447 женщин и детей. В ближайшие дни будем вывозить остальных. Затем приступим к заключению перемирия в других городах».

Боевикам оппозиции дали уйти из Хомса вместе с оружием и своими семьями. Взамен они обещали больше не воевать против официального Дамаска. Гарантий, что эти обещания будут исполнены, конечно, нет. Но первый шаг к примирению, кажется, сделан.

Константин Сивков, президент академии геополитических проблем: « Сирийская армия согласилась на это по двум основаниям. Во-первых, это политические основания, вмешательство ООН. Во-вторых, возможность сберечь жизни сирийских солдат, которым предстоит воевать в других местах. А в третьих, избежать жертв среди местного населения, поскольку боевики прикрывались, в качестве живого щита, именно оставшимися в живых мирными жителями».

Взятие с Хомса армией Асада — плохая новость для ИГИЛ. Теперь правительственные войска могут сосредоточится на самых сложных участках фронта — под Раккой, Пальмирой, Идлибом, Хамой и Латакией. Одновременно это и щелчок по носу международной коалиции, которую возглавляет США. Еще бы! Ведь руководимая и финансируемая западом оппозиция начала договариваться с Башаром Асадом. Сирийцы, наконец-то, стали свои проблемы решать в домашнем кругу.

Тем временем, российская авиагруппировка в Сирии снова усилила атаки на объекты ИГИЛ. Самолеты воздушно-космических сил теперь в три раза чаще вылетают на боевые задания, нежели в начале операции. Это — прямой приказ президента. Выступая в пятницу на Коллегии Минобороны в Москве, Владимир Путин подчеркнул: несмотря на чувствительные потери, террористы, по прежнему, сильны. А все их действия - прямая угроза для нашей страны.

Владимир Путин, президент РФ: «Приказываю действовать предельно жестко. Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению».

Впрочем, военные оборотов и не думали сбавлять. По исламским радикалам они теперь бьют новым оружием. Например, крылатыми ракетами морского базирования. Подводная лодка «Ростов-на-Дону», вставшая на боевое дежурство в Средиземном море, ударила ими во вторник по Ракке — главному оплоту ИГИЛ. Штурмовая и бомбардировочная авиация тоже применяет особые виды вооружения. Иначе к хорошо защищенным игиловским объектам не подобраться.

Что такое высокоточный боеприпас и как он работает? В Сирии российские ВКС для атак на позиции исламских радикалов применяют различные корректируемые авиабомбы. Например, вот эти — КАБ 01с. Принцип действия таков: экипаж получает задание, прилетает в нужный район, по системе ГЛОНАСС получает координаты цели, сбрасывает бомбу и улетает. Дальше все корректирует спутниковая система. Если бомба вдруг по каким-то причинам отклоняется от цели внутри включается газогенератор, который «подруливает» к точке попадания. Точность удара всегда — 100%. А вот авиация международной коалиции все чаще стреляет в Сирии куда ни попадя. Ракетной атаке подвергся лагерь сирийских правительственных войск в районе Дейр-Эз-Зор. Погибли 4 солдата, 12 получили ранения. В Вашингтоне свою причастность к этому категорически отрицают. Мол, американские ВВС в этом районе бомбили, но чуть в стороне.

Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «В небе над населенным пунктом Дейр-Эз-Зор находились две пары боевых самолетов ещё из двух стран антиигиловской коалиции. Если американцы непричастны к этому удару, то почему представители Пентагона замалчивают присутствие самолетов своих союзников в районе, где был нанесен удар по подразделениям сирийских правительственных войск?»

Вскоре натовцы разбомбили еще и деревню Аль-Хан на северо-востоке Сирии. Погибли 26 мирных жителей. А вот террористы, засевшие на окраине селения, не пострадали. В Пентагоне снова твердят: это — не мы.

Константин Сивков, президент академии геополитических проблем: «Отличить сирийские войска от ИГИЛ очень легко. Американская воздушная и космическая разведка, которая готовила исходные данные, что бы нанести удар, отлично это знала. Самолеты американских ВВС летают с помощью GPS. Точность места определения измеряется единицами метра, поэтому ошибиться в навигации они не могли. Это была чисто спланированная акция».

Западные стратеги информацией о расположениях объектов ИГИЛ с нами не обмениваются. Позиция странная. В борьбе с радикалами явно не помогает. Но в России продолжают терпеливо ждать, когда номинальные союзники в борьбе с террором возьмутся за ум.

Владимир Путин, президент РФ: «Важно развивать сотрудничество со всеми государствами, которые реально заинтересованы в ликвидации террористов. Имею ввиду и контакты по обеспечению безопасности полетов с командным пунктом ВВС Израиля и с силами коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами».

А еще Россия собирается провести международное расследование инцидента в небе Сирии, когда турецкие ВВС сбили наш Су-24. Район, где упал российский бомбардировщик, уже очищен от банд. Аппарат, фиксирующий все параметры полета, т.н. «черный ящик» разбившегося самолета, найден. Бортовой самописец на бомбардировщике Су-24 располагается вот здесь, в килевой части. На специальный, хорошо защищенный носитель записывается абсолютно вся полётная информация. Начиная с момента запуска двигателя до его выключения. Расшифровав эти записи можно узнать по какому маршруту летел самолет, на какой высоте и с какой скоростью.

Параметрический самописец уже доставлен в Москву. Владимир Путин предложил вскрыть и расшифровать его только вместе с зарубежными специалистами по расследованию авиакатастроф.

Владимир Путин, президент РФ: «Для нас самих, конечно, нужно знать всё в деталях, что там произошло. Поэтому с этим прибором нужно самым внимательным, тщательным образом и на высоком профессиональном уровне поработать совместно с международными экспертами. Во всяком случае, мы всех должны пригласить, всех, кто хочет принять участие в этой работе».

Приглашение такое уже получили британцы. Владимир Путин говорил об этом в телефонной беседе с премьером Дэвидом Кэмероном. Впрочем, документальные свидетельства инцидента нужны скорее мировому сообществу. Как неопровержимые доказательства вероломного поведения Турции, вроде как союзника по борьбе с ИГИЛ. Нужны эти доказательства и молодым сирийским ополченцам, воюющим в горах Латакии. Им в спину тоже не раз уже наносили т.н. «дружеские удары». Теперь же, когда началось реальное освобождение Сирии от террористов, эти парни хотят четко знать, кто друг, кто враг, а кто так - из международной коалиции.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ