Маски сорваны

07.02.2016

На этой неделе Украина обвинила ещё и Францию в провокации и в начале информационной войны. Французский Canal+ показал документальный фильм «Украина, маски революции». Показал со скандалом. Еще накануне посольство Украины во Франции настоятельно просило трансляцию отменить, так как фильм режиссера Поля Морейра «дает зрителю ложное представление о ситуации на Украине».

Но фильм не просто вышел эфир, с такой рекламой - вышел успешно. В результате зрителю была показана жесткая и честная история того, что происходило на Майдане и в Одессе, а приученный к другой точке зрения европейский зритель впервые узнал, какой была роль ультраправых группировок и каково сегодня послевкусие от этого кровавого загула.

Автора фильма уже обвинили в передергивании фактов и работу на Кремль. Сочувствующие Киеву критики назвали фильм «памфлетом в худших традициях дезинформации». Но к подобной реакции на свои фильмы у режиссера, похоже, иммунитет.

Поль Морейра в профессии давно. Он много работал в горячих точках и не раз разбирался в современных конфликтах - в Ираке, Афганистане, Израиле, Сомали.

Или еще пример. В эти дни много говорили о Джулиане Ассанже.

Группа экспертов ООН признала, что он уже несколько лет незаконно лишен свобод. А Поль Морейра пять лет назад снял о нем часовой фильм «WikiLeaks: война, ложь и видеокассета». Проехал много стран. Записал километры интервью со всеми, кто создавал WikiLeaks, и конечно, много подробно говорил с самим Джулианом Ассанжем. В результате - создал историю скандального сайта из первых рук. Я просто хочу, чтобы вы поняли, что Морейра человек серьезный, прямой и дотошный в работе. И новым фильмом ему было неинтересно кому-то угодить.

Полагаю, что ему даже не важно, нужна ли французским зрителям такая правда про Украину. Главное, что это теперь документ.

Виктор ЧЕРНОГУЗ внимательно смотрел этот фильм.

Поль Морейра, автор документального фильма «Украина, маски революции: «Я наблюдал за событиями украинской революции так же, как и остальные - по телевизору. Как и все, я чувствовал симпатию к мужчинам и женщинам, которые день и ночь стояли на площади зимой. Они хотели стать частью Европы, отдалиться от России».

Так, вполне ожидаемо для прогрессивной публики, начинается фильм «Маски Революции». Но вот дальше все идет не по сценарию. Эти первые несколько фраз по сути все, что оставил от привычно-благостной картины событий Майдана Поль Морейра. Его совсем иная точка зрения - вызвала бурю ярости. Украина, любящая декларировать приверженность европейским ценностям свободы слова, на деле оказалась совсем не готова узнать о себе правду. Пока простые пользователи проклинали  Морейру в интернете, украинские дипломаты - вполне официально потребовали снять картину с эфира. Такого не бывало даже при "диктаторе" Януковиче.

Поль Морейра, автор документального фильма «Украина, маски революции: «Я просто пролил свет на те моменты, которые до этого оставались в тени. Мне говорят, что я занимаюсь кремлевской пропагандой, но я этого не делаю. Если они хотят запретить показывать что-то из другого лагеря, с другой стороны, это доказывает, что они сами занимаются пропагандой, что они скрывают правду».

Правда уместилась в 52,5 минуты экранного времени. В общем, Морейра не показал ничего такого, о чем не знал бы российский зритель. Боевым авангардом Майдана были откровенные неонацисты, которые теперь называются добровольческими батальонами. Они имеют собственные тренировочные базы и активно готовятся к новым сражениям. Все эти прописные истины стали откровением для французских документалистов.

Поль Морейра, автор документального фильма «Украина, маски революции: «В этом ангаре батальон «Азов» конструирует новое поколение танков. Для меня было шоком обнаружить, что в сердце Европы впервые за долгие годы банды крайне правых превратились в организованные хорошо вооруженные формирования».

В контексте

26.11.2017

За что боролись, на то и напоролись…

Рассмотрев таких революционеров в масках, простые французские зрители были шокированы не  меньше. И теперь заваливают автора фильма благодарностями в соцсетях.

Ирена Михалаки: «Спасибо за правду!»
Adrien W.: «Браво за репортаж! После этого подробного фильма никто не может упрекнуть вас, ни в том, что вы про-российский, ни в том, что вы про-западный!»

Fabien: «Наконец появился фильм, который показывает две стороны войны, из которого становится понятно, что нео-нацисты – наши друзья. Страшно!»

Фильм Поля Морейры по сути прорвал информационную блокаду. Или хорошо или никак про нынешнюю Украину так рассказывали последние 2 года. Так что западной публике теперь предстоит узнать еще много неожиданного.

Захар Прилепин, писатель: «Они не знают 90 процентов вещей, которые там происходят. Это наше сливочно-розовое восприятие Европы с 91 года очень медленно претерпевает изменения. Мы не имеем представления, насколько там серьезно цензурирована, кастрирована и сегментирована там пресса».

Тесный подвал, десятки поклонников, в центре зала он. Грэм Филипс -британский  журналист, который больше других знает о том, как устроено закулисье западных масс медиа. Начав работать еще на майдане, Филипс за несколько лет так и не смог убедить коллег с крупных британских каналов показать хотя бы несколько его кадров.

Грем Филипс, журналист: «То, что я снимал беспредел этот, и то что новости показывали западный мир это было как сказка. И если мы будем сейчас оценивать, это было нужно переоценивать все».

В Петербург Филипс приехал, чтобы передать несколько личных вещей в музей Новороссии. Здесь, в нескольких скромных залах  сотни экспонатов. Помимо привезенных с Донбасса боевых трофеев, есть и стенды, посвященные другой войне - информационной.

Погибшим репортерам здесь посвящен целый зал. На стенах много фотографий: Андрей Стенин, Игорь Корнелюк, Анатолий Клян. За то, чтобы мир узнал правду о кровавом хаосе на Украине, свои жизни отдали десятки человек. Ещё больше людей с отличной от официального Киева точкой зрения были брошены в тюрьмы, где они находятся до сих пор.

Один из них - Руслан Коцаба. Журналист из Ивано-Франковска ровно год как за решеткой. Призывы к украинцам уклонятся от мобилизации и не участвовать в братоубийственной войне на Донбассе могут стоить ему 15 лет в заключении. Коцаба обвиняется по крайне тяжелой статье "измена Родине".

Руслан Коцаба: «Всем присутствующим в этом зале будет стыдно за то, что они находятся на этом судилище. Это же не сталинизм, не НКВД, люди добрые меня наказывают за свободу слова, за это в тюрьме сижу».

Но у Коцабы хотя бы еще есть шанс выйти живым.  В отличии от известного писателя Олеся Бузины. Его публичная критика украинского госпереворота закончилась показательным убийством. Подозреваемые были оперативно  пойманы и столь же быстро отпущены на свободу. На этой неделе одному из них Денису Полищуку смягчили условия домашнего ареста. Теперь, радикальный националист, может спокойно разгуливать по Киеву. Впрочем, обо всем этом во французском фильме ни слова. Возможно, Морейра просто не знал об этой необъявленной охоте на инакомыслящих. Ведь по собственному признанию, о многих кровавых страницах постмайданной реальности, на Западе даже не догадываются.

Поль Морейра, автор документального фильма «Украина, маски революции: «В Одессе 45 пророссийских активистов были сожжены заживо в доме профсоюзов. И никто не знает об этом. Никто не знает! Я тоже не знал, пока не начал съемки. Не было никакой реакции канцелярии президента, министерства иностранных дел. Поэтому-то широкая общественность на это вообще не обратила внимания».

Одесские события, конечно, самый драматический момент фильма. Такого нарочито зверского убийства мирных людей в Европе не видели со времён нацизма. 

Протестующий: «Они сдались! Мы своего добились! Слава Украине!»

Фатима Папура, мать Вадима Папура: «Я все помню. Это невозможно забыть. Дикая толпа. Все, что было хорошего в этой стране, убили 2 мая».

Мать 17 летнего студента Вадима Папуры - одна из ключевых героинь фильма. Стараясь не заплакать, несколько минут она комментировал эти кадры страданий, боли и смерти. Фатима надеется: увидев такое - западные дипломаты заставят власти Украины ответить за все.

Фатима Папура, мать Вадима Папура: «Я хочу, чтобы были наказы виновные. Не так, чтобы убить, чтобы было правосудие, чтобы они были наказаны действительно. Вот тогда мы будем говорить о том, что у нас в стране происходят цивилизованные меры, шаги».

Возможно, Запад, в особенности ЕС, и правда понемногу меняет отношение к киевским властям. Политологи фиксируют явную усталость от непредсказуемых украинских партнеров. Достаточно взглянуть на заголовки ведущих мировых изданий.  "Украинское государство не может или не хочет выполнять свои основные обязанности»,  "Коррупция, и  «телефонное право» после побега из страны Януковича никуда не делись" -вот цитаты лишь из некоторых статей, вышедших этой недели.

Ростислав Ищенко, политолог: «Сейчас на западе пытаются переформатировать свое общественное мнение, для того чтобы потом можно было спокойно бросить режим  на произвол судьбы. И думаю, сейчас на Западеподходит к этому счастливому моменту, когда избиратель скажет «да ну ее, эту Украину».

Почти одновременно с выходом на экраны французского фильма, стало известно - украино-американская документальная лента "Зима в огне" номинирована на Оскар. Полуторачасовая картина рассказывает - о долгих месяцах Майдана. Одухотворенные лица на главной площади Киева, безоружные студенты против садистов из Беркута,  и счастливая развязка - так называемая, Революция достоинства, какой ее привыкли видеть на Западе. Картина Поля Морейры заканчивается - совсем иначе. Гораздо менее романтично, но гораздо ближе к истине.

Поль Морейра, автор документального фильма «Украина, маски революции: «США изо всех сил желали смены режима в Киеве. Без группировок ультраправых это было бы невозможно. Они были опасны. Но эту информацию предпочли замалчивать. Как и сведения о бойне в Одессе. Потому что это не укладывалось в простую историю. Слишком простую. Украинскую революцию представляли так: все хорошие - на Западе, все плохие — на Востоке. Я боюсь, что в новой шахматной партией между русскими и американцами Украина останется лишь пешкой».

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ