И это футбол?

13.06.2016

Есть такое фанатское словечко - околофутбол. Или - третий тайм. Это всё то, что происходит на трибунах и за пределами футбольного поля. Игроки, судьи и тренеры в этом не участвуют. И здесь, порой, и в самом деле идёт противостояние не на жизнь, а на смерть. Но в этом году, на этом чемпионате околофутбол стал окончательно не спортивным. Теперь это почти политика на грани войны.  Подробности - в специальном репортаже из Франции Игоря МАКСИМЕНКО.

«Марсельское побоище». «Битва на Лазурном берегу». «Драка вместо футбола». Это анонсы выпусков новостей и заголовки газет всех, без исключения, французских СМИ. Есть и похлеще. Например: «Зачем нам такой чемпионат?» или «Евро-2016: хроника бестолковости». Все это — реакция на субботние события в Марселе. Здесь Россия играла с Англией. Фанаты с Британских островов начали терроризировать город за три дня до матча. По старой, проверенной годами, схеме: сначала они напивались в барах, а затем громили эти самые бары, дрались с местными, конфликтовали  с полицией.

Давид-Оливье Реверди, представитель профсоюза полиции Франции: «Разгромили несколько кафе. Устроили драку. 200 человек в этом замешаны. Есть арестованные».

В контексте

02.04.2017

Выборы на носу - Париж в огне. Совпадение?

Англичане сдержанность марсельской полиции предсказуемо расценили как слабость. И продолжили свое хулиганское дело. Туристы и местные жители предпочитали прятаться или в панике убегали при виде любого англичанина с неизменной бутылкой пива в руках. Стражи порядка  в эту вакханалию почти не вмешивались. Итог марсельской битвы: 35 пострадавших. Один из них — в критическом состоянии. Поединок Россия-Англия еще задолго до чемпионата был в числе пяти самых рискованных матчей турнира - все прекрасно знали, как себя ведут английские фанаты и что русские тоже горазды помахать кулаками. Поэтому, организаторы и полицейские готовились к матчу несколько месяцев. Заверяли, что удержат ситуацию под контролем. Но в итоге уличные беспорядки не предотвратили. Мало того, на арену «Велодром» россияне умудрились пронести массу пиротехники. А после окончания матча прорвали чахлое оцепление стюардов и напали на трибуну англичан. Почему между российским и английским секторами на стадионе не было буферной зоны? Ведь это — непреложное правило УЕФА, его необходимо строго соблюдать. Как болельщикам удалось пронести на трибуны файеры? А если бы это были не фанаты футбола, а террористы со взрывчаткой? Вопросы, которые сегодня отовсюду звучат в адрес организаторов Евро-2016, пока остаются без ответов. Слово «Безопасность» было ключевым при упоминании о чемпионате Европы по футболу. За 7 месяцев до его начала Париж пережил серию кровавых терактов. В них погибли более 100 человек. Уже тогда начали говорить о возможном переносе  чемпионата в другую страну, и о проведении матчей без зрителей и даже вовсе - об отмене футбольного турнира — лишь бы обеспечить эту самую безопасность. Главная арена чемпионата - «Стад де Франс» в ноябре прошлого года тоже подверглась террористической атаке. С тех пор власти усилили меры безопасности: возвели вокруг арены высокий длинный забор. С началом чемпионата запретили парковку в радиусе двух километров, ну и конечно наводнили окрестности нарядами полиции. Первыми издержки правопорядка на себе почувствовали те, кого, в общем-то, трудно заподозрить в злых намерениях. Журналистов могли лишить права работать на чемпионате, допустим, за опечатку в заявке. Для многих представителей СМИ турнир начался со скандала с дотошными сотрудниками службы аккредитации. Зато потом происходили чудеса. Наша съемочная группа, например, беспрепятственно прошла внутрь арены — без обязательного специального допуска. Вот — никем не охраняемая VIP-зона стадиона. Вино и бокалы для футбольных начальников уже на столах. А вот — главное поле Евро-2016. Коллеги-телевизионщики настраивают аппаратуру, дизайнеры готовятся к шоу открытия. Прогулявшись по арене, на служебном лифте поднимаемся под купол «Стад де Франс». При этом поблизости нет ни одного сотрудника службы безопасности. В это же самое время, представители французских властей уверяли, что ни над одним стадионом муха без спроса не пролетит.

Филипп Бас, сенатор Франции от партии республиканцев: «Говоря о стадионах, вы можете оценить, что находитесь в рамках тщательно охраняемых границ. Есть системы специальных проходов. Есть четкое разделение обязанностей между организаторами Евро-2016 с одной стороны и полицейскими, со службами безопасности – с другой».

Футболисты с проблемами безопасности, к счастью, не сталкиваются. Сборную России, например, поселили в живописном парижском предместье Сен-Клу. Попасть на территорию отеля без особого приглашения невозможно: по периметру и в ближайших переулках - полицейские посты.

Полицейский: «Мы осматриваем всех, кто въезжает на территорию отеля. И тренеров, и футболистов тоже. К сожалению, сейчас очень строгие меры безопасности. Но так необходимо. Для на эта работа очень ответственная».

Не меньше ограничений и на территории. Там вообще без присмотра шагу не сделаешь.

Игорь Владимиров, пресс-атташе сборной России по футболу: «Нас охраняет целя группа сотрудников безопасности. И по периметру отеля всего они расположены. На каждом этаже, где живет сборная, они расположены. В холле».

Французская сборная живет в одном из отелей центре Парижа. Пребывание любимцев нации для жителей соседних домов стало головной болью. Их иногда подолгу держат за полицейским оцеплением, прежде, чем разрешат пройти  домой.

Житель Парижа: «Я, конечно, чувствую себя в полной безопасности. Но то, что на каждом шагу проверяют сумки — это, безусловно, раздражает».

Пока неудобств от чемпионата пока больше, чем преимуществ. Усиленные полицейские меры часто дают обратный эффект. Многочисленные рестораны и кафе Монпарнаса раньше едва справлялись с наплывом клиентов, теперь приходится сражаться за каждого гостя.

Лев Папоян, владелец русского ресторана: «Раньше как у нас было — люди гуляли, пятница-суббота, а теперь вечером после 9 как-то не очень хотят выходить. Вот из-за этого боятся, потому что неизвестно, что будет с тобой».

Конечно, паника и страх тут поселились сразу после ноябрьских терактов прошлого года. По мере приближения Евро, они только нарастали. Теперь французы  внимательнее вглядываются в лица приезжих и прислушиваются к их разговорам. Даже в богатом, престижном и хорошо защищенном Фонтенбло — французском подобии подмосковной Рублевки.

Реми Неллу, житель г. Фонтенбло: «Люди делают вид, что не боятся, но самом деле мы все очень боимся. С другой стороны, что мы можем сделать? Если есть те, кому нечего терять — они сделают все, чтобы разрушить мирную жизнь».

Местный житель: «Вы без спроса входите в мой дом! Хватит сюда приезжать! Вы нам уже надоели».

Обитатели крошечной, всего 80 человек, деревушки Нан-лё-Пети в Лотарингии, яростно набрасываются на репортеров, которые почти каждый день приезжают узнать об их земляке. Некий мсье Грегуар прославил деревню тем, что был пойман со взрывчаткой, оружием и боеприпасами на границе Украины и Польши.

Доминик Пансафели Де Морис, мэр деревни Нан-лё-Пети: «Это был молодой симпатичный человек. 25 лет. Очень доброжелательный. Мы его всегда знали как хорошего гражданина. Он работал осеменителем на ферме. Его босс всегда был им доволен. Соседи на него никогда не жаловались».

Мэр деревни мадам де Морис с трудом верит в то, что профессиональный осеменитель коров, их застенчивый и милый Грегуар, готовил теракты на матчах Евро-2016. Правда, в его доме при обыске обнаружили компоненты взрывных устройств и одежду с символикой одного праворадикального движения.

Местный житель: «Это частная территория! Ты чего, забора не видишь? Я сейчас в полицию позвоню! Это дом и земля моего соседа! Вам тут нечего делать! Ходят тут всякие!»

Французские власти охотно подхватили выдуманную украинской разведкой историю с террористом-осеменителем и подают её теперь как большое достижение — мол, предотвращена атака на чемпионат. Местные журналисты открыто смеются над этой басней, но никто почему-то так и не задал всего один простой вопрос: в каком горячечном бреду надо находиться, чтобы всерьез пытаться проехать на фургончике, полном оружия и взрывчатки в армейских ящиках, через всю Европу. В самом деле - какая разница? Главное, что эту маленькую пиар-победу можно записать в актив спецслужб сразу двух стран. Тем более что на остальных фронтах пока - одни поражения.

Вот еще одна головная боль организаторов футбольного Евро — общефранцузская забастовка. Каждое утро манифестанты перекрывают одну из магистралей на въезде в столицу. Требуют пересмотра реформы в сфере трудового законодательства

Гелоле Форне, участник акции: «Мы сегодня перекрываем эту дорогу на Париж. Это часть всеобщей акции протеста работников ж/д. В основном наши требования касаются справедливой заработной платы».

Забастовка транспортников напрямую коснулась болельщиков. В Париже не работают две ветки метро, ведущие к арене «Стад де Франс». Железнодорожники отменили десятки поездов. Тоже сделали и водители междугородных автобусов. Фанаты вынуждены добираться на матчи нанимая такси и машины напрокат, что существенно увеличило их расходы. К транспортным рабочим присоединились и коммунальщики. В итоге переполненные мусорные контейнеры сейчас можно увидеть во всех округах Парижа, включая главные туристические места. Вот это типичная картина для сегодняшней Франции: тотальный обыск на входе в фан-зону. Никаких жидкостей, никаких опасных предметов. Примерно то же самое, что и при посадке в самолет. Фан-зоны, похоже, сейчас идеальные места на Евро-2016, где любители футбола могут спокойно посмотреть игры. В Марселе организаторы, после многочисленных фанатских столкновений, догадались разграничить территории для болельщиков России и Англии. К тому же, почти все россияне, приехавшие поболеть за наших, предпочли все-таки достать билеты на матч. Мало кто был готов потратиться на дорогу, чтобы потом болеть в чистом поле перед экраном, а не вживую на стадионе. Старт Евро-2016 обнажил множество прорех в его организации. Сделав перекос в сторону обеспечения показной безопасности, власти оказались не готовы к форс-мажору в виде забастовок, логистических проблем и недостаточным уровнем комфорта для зрителей. И всё это при чрезвычайно высоком уровне террористической угрозы.

Ну, а чиновники УЕФА из спортивных функционеров постепенно превращаются в настоящих политиков: завтра будет объявлено их решение по факту безобразного поведения английских и русских болельщиков. И уже сейчас понятно, кого назначат виноватыми. Две сотни оголтелых хулиганов из России зверски избили пару тысяч мирных британских обывателей, которые с женами и детьми приехали на праздник футбола, чтобы выпить немного газировки и спеть «Боже, храни королеву!» Это всё было бы смешно, когда бы не было так грустно. Особенно с учётом того, что чемпионат только начался.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ