Неединая Европа

22.03.2015

Мы сегодня уже говорили о том, что год назад мы вошли в бесконечную полосу санкций. Бесконечную, потому что за год уже сбились со счету и потеряли логику — за что на этот раз? Но ведь и Европа тоже начала свою санкционную игру год назад. Весь год они говорят о России. Уже год санкции — обязательная часть всех встреч, выступлений, заседаний. Только сначала они были за Крым, потом за Донбасс, потом еще за что-то, за «Боинг» (по которому до сих пор нет экспертизы), теперь вот за минские соглашения. Мы их не подписывали, а санкции есть.
Но, казалось бы, сплоченная такой общей идеей общего врага, тест на прочность за этот год Европа не прошла. Дала трещину. Начала сомневаться и делиться на мнения. И это хорошо. Значит, есть там еще здравые люди.
Так, будет ли перезагрузка по-европейски? Слово шефу европейского бюро Пятого канала Виталию ЧАЩУХИНУ.

Все европейские саммиты - большие и маленькие - демонстративно проводятся за закрытыми дверями. Но не нужно обладать умением смотреть сквозь эти стены, чтобы убедиться, какой сыр-бор у них теперь тут происходит. Ровно год Россия провела под санкциями. Брюссель не сдался, но признал своё поражение: "почетная" роль поднять "белый флаг" в этом противостоянии выпала главе Евросовета Дональду Туску.

Дональд Туск, председатель Евросовета: «Из событий и разговоров в кулуарах и наших итоговых решений следует, что нам все труднее строить европейское единство в отношении весьма твердых действий, к которым сегодня следует отнести и сохранение санкций против России».

Раскол в европейской элите наметился уже давно, но никогда еще он не был столь заметным. Еще пару месяцев назад «троянским конём» России в Европе называли только новую греческую власть, которая сразу же взяла курс на сотрудничество с Москвой. Теперь к Афинам присоединились как минимум Венгрия, Кипр, Италия, Испания, Словакия и Австрия. Полностью отменить санкции пока не удалось. Но жесткую и даже воинствующую позицию ЕС пришлось ослабить, а санкции - увязать с минскими договоренностями.

Ангела Меркель, канцлер ФРГ: «Абсолютно логично, что мы это связываем друг с другом, таким образом, появляется стимул для всех сторон - ведь каждый хочет, чтобы санкции можно было снять. Для этого нужно сделать все для реализации Минских соглашений».

Но вот что считать полным выполнением Минского соглашения, Евросоюз не уточняет, а ведь выполнение политической части документа может затянуться и до конца года. Вот вам и негласное продление санкций. И это не говоря еще о провокациях, в которых теперь появляется смысл: те же киевские власти, желая большего давления Евросоюза на Россию, могут нарушить перемирие, а в срыве обвинить Москву. И судя по заявлениям украинского премьер-министра Яценюка, руки у киевских ястребов чешутся.

Арсений Яценюк, премьер-министр Украины: «Хочу очень четко заявить, что дискуссия может идти только о продлении и повышении санкций по отношению к России. Формула российской стабильности - это нестабильность в Европейском Союзе. И если президент Путин разрушит единство между странами-членами ЕС и между лидерами стран ЕС, это будет самая большая история успеха президента Путина. И это будет катастрофа для Европейского Союза».

Впрочем, новые попытки Киева продавить свою антироссийскую политику на просторах Брюсселя, где в ежемесячном режиме приходится отчитываться об исполнении реформ, а теперь и о реализации своей части Минского соглашения, пока оказались тщетны.

Европейские визиты Яценюка и Порошенко уже набили оскомину, и чувства к их проблемам - притупились. На прошедшем саммите как никогда ощущался не только раскол, но и усталость лидеров от «украинского кризиса». Но Киев все равно продолжает плести свои «жовто-блокидные» фенечки и навязывать себя Европе.

Указали на явные противоречия между Киевом и Евросоюзом и прошедшие в Берлине переговоры Порошенко с Меркель. Он ей и на военную помощь намекал, и необходимостьвведения миротворцев оправдывал. А она лишь выписала очередной чек на 500 миллионов евро, чтобы коллега занялся уже, наконец, чем-то полезным - например, восстановлением на эти деньги разрушенного Донбасса. Все указывает на то, что у Германии с Украиной теперь разные внешнеполитические цели. Хотя Порошенко пытался тщательно замаскировать такие предположения.

Петр Порошенко, президент Украины: «Я бы хотел подтвердить, что мы с канцлером имеем общее представление о ситуации на Востоке. Не я, не Меркель альтернативы Минску не видим. Миротворцы не являются альтернативой, они не заменяют специальную мониторинговую миссию ОБСЕ - по крайней мере, на полгода или 7 месяцев. Пока решение о миротворцах не будет принято, если оно будет принято».

Все дело в том, что Меркель сама стала заложником жесткой позиции в отношении России внутри своей страны. В ее и без того не крепком коалиционном Правительстве тоже наметился явный раскол. Дошло до того, что второй человек в Германии, вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль отправился на этой неделе в Российское посольство в Берлине, на безобидное, казалось бы, мероприятие - презентацию книги о России. Но то, что он тут заявил, стало полной неожиданностью.

Зигмар Габриэль, вице-канцлер Германии: «В этом году я вместе со всеми был на Мюнхенской конференции по безопасности. И я с ужасом наблюдал, как многие хотели бы вернуть времена холодной войны. Наша ошибка была в том, что во время обсуждения ассоциации ЕС с Украиной - год-два назад - мы не создали никакой платформы для переговоров, которая уберегла бы Евросоюз от конфликта с Россией. Да, мы хотим создавать новую восточную политику, но для этого нам нужно усилить диалог с Москвой, а не обрубать его».

Перезагрузить диалог с Москвой сейчас пытаются на всех политических фронтах. Это словно новый план Маршала, только теперь план восстановления разрушенных Европой и Америкой связей между Востоком и Западом. «Генералов» внешней политики США не узнать. Сам Збигнев Бжезинский сегодня призывает уважать российские интересы и дать наконец Путину гарантии, что та же Украина не вступит в НАТО.

Збигнев Бжезинский, советник президента США по национальной безопасности (1977-1981 гг.): «Нам действительно нужно найти баланс между политикой, при которой мы предложили бы России ее подлинное место, и в то же время убедили Россию, что пересечение некоторых линий запрещено и станет слишком дорогим для самой России. Минские соглашения в этом смысле - это своеобразная формула: услуга за услугу».

Но кто сегодня прислушается к этим призывам? Генсек НАТО Столтенберг, глава европейской дипломатии Федерика Могерини или, быть может, Виктория Нуланд, курирующая евразийское направление в Госдепе США?

Виктория Нуланд, помощник госсекретаря США по вопросам Евразии и Европы: «Что касается украинского кризиса, то США исходят из того, что там происходит в данный момент, мы работаем над достижением лучшего результата - выполнения минских договоренностей. Но если мы будем наблюдать вспышку насилия на месте, то мы изменим наши расчёты, это будет касаться и решения Президента Обамы о поставках летального оружия на Украину».

Их головами, похоже, все еще движет не эволюция, а революция - что ж, пусть запасают печенье. Во Франкфурте - финансовой столице Германии в среду вспыхнул показательный для Запада протест, этакий доморощенный Евромайдан... Как водится, с парой сотней радикалов, горящими покрышками и «золотым батоном» - а как еще назвать новую штаб-квартиру Европейского Центробанка, в которую вбухали полтора миллиарда евро. И после этого они еще ведут разговоры о «политике жесткой экономии».

Даниэль Антон, участник протестной акции: «Посмотрите, что они наделали, прежде всего, в странах южной Европы – Греции, Испании и Италии. В Греции процент самоубийств превзошел все рекорды, люди вынуждены добывать себе еду из мусорных баков. И Европейский центральный банк несет главную ответственность за это. Поэтому мы сегодня вышли протестовать против их праздника».

Стеклянная башня - лишь повод. В Европе все больше недовольных и затянувшимися экономическими проблемами, и политикой мультикультурализма, и постоянной напряженностью вокруг Украины.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ