Герои не умирают

23.10.2016

В прошлое воскресенье поздно вечером в подъезде своего дома был убит один из самых известных полевых командиров ДНР - россиянин Арсений Павлов, больше известный по обе стороны линии фронта под позывным Моторола. И в Донецке, и даже в Киеве практически сразу признали - это было не просто убийство, а ликвидация. Продуманная, четкая операция по устранению опасного противника.

Позывной Моторола стал у всех на слуху еще два года назад, когда война на Донбассе разгоралась самым жестоким образом. Кто этот парень, как его зовут и откуда он приехал, тогда знали немногие. Он был одним из сотен ребят, кто, увидев, в телевизоре горящий Майдан и коктейли Молотова, летящие в милицию, бросил все и приехал в Донецк. Ополченец. Доброволец. Да - русский. Но и приехал, чтобы защитить русских. И никаких скрытых причин (как в ту пору виделось поклонникам мятежного Киева) в его решении не было. Он сам говорил просто: «Сел на поезд и приехал. Не вникал. Русские здесь, вот и приехал».

Потом его батальон Спарта пройдет через все горячие точки этой войны - Славянск, Донецкий аэропорт, Иловайск.

За два года его хоронили несколько раз. Особенно украинские СМИ. Но он был очень живучий - раненый, но выходил, выползал. И вот убили не на фронте, не в бою, а по бандитски - взорвав в подъезде собственного дома. Дали кому-то денег и заказ, и просто ликвидировали.

Донецк хоронил Арсения Павлова как героя. Так и есть. Именно война за этих людей, за их дома и города, за их взгляды на справедливость и разделила навсегда его жизнь на до войны и войну.

Но какой была эта жизнь «до и после»? Слово нашему специальному корреспонденту в Донецке Семену ЕРЕМИНУ.

Это и есть тонкая грань между понятиями «боец» и «воин». Смерть. Именно она - непременный мост от армейского простословия... К самой высокой лексике. 

«А что до лживых обвинений,

Не надо ими нас пугать,

Донбасс не встанет на колени

И сможет правду отстоять»

Одно мгновение, превращающее героя какой-то, где-то войны... в Героя нашего времени. Возможно, впервые за последние лет 5 фраза «герои не умирают» звучит без признаков девальвации. Не так, как в Киеве. В Донецке - всё взаправду. Это произошло, как рождение сверхновой звезды - от большого взрыва, который вместе с девятиэтажкой, где жил Моторола, потряс сначала маленький Донецк. 

Толпа: «Слава, слава».

В контексте

15.05.2016

Две войны и День Победы

Затем волной из тех, кто пришел проводить его в последний путь, прокатилось по всей России и дальше по миру –  но только по тому, что принято называть русским. Вот так Арсений Павлов вступил в особую касту воинов. Достаточно вбить поисковый запрос: «Моторола. Спарта» и Сеть поведает много легенд. О том, как создавался знаменитый батальон «Спарта». О том, как он сам закалялся в самых тяжелых боях юго-восточного противостояния. Кто все это смотрел - знает, что Комбат, ушедший в возрасте Христа, святым не был. Вот, к примеру, разговор с пленным - далеко не «на вы»

Арсен Павлов (позывной «Моторола»), командир батальона «Спарта»: «Какой приказ? Ты присягу принимал? Служить народу, были такие слова? Кому ты служишь?»

Сказать, что бойцы его уважали – не сказать ничего. Тут абсолютное доверие. Говорит командир, не пробьет...Значит, не пробьет. Для многих этого будет достаточно, что бы сказать: фигура неоднозначная. Но попробуйте убедить кого-то из 10 тысяч Дончан, хоронивших Моторолу, что он был плохим человеком. 

Лариса Зайцева, житель Донецка: «Это большая потеря, он во всех горячих точках…»

Владимир Поцелуйко, житель Донецка: «Возможно, если бы не он, то противник возможно прорвался бы, тут другая жизнь была бы».

Житель Донецка: «Он останется у нас в памяти навсегда – это герой!»

«Спартанцы» в траурном потоке - сразу за гробом - чернеют пятнами парадной формы морпехов. Мало у кого под ней нет шрамов от ранений. Как и на теле командира, который даже сейчас впереди них.

Позывной «Воха», заместитель командира Батальона «Спарта»: «Все это трофеи из аэропорта. Их награды»

Воха - правая рука Моторолы. Краткая экскурсия по музею Спарты. Экспонаты - от Славянска, Семеновки, Илловайка до Дебальцево и донецкого аэропорта - клочки американского флага вот оттуда. Из небольшого отряда, который в 14-м сколотил Моторола, вырос элитный штурмовой батальон.  

Позывной «Воха», заместитель командира Батальона «Спарта»: «Это был серьезный удар для нас, но броня крепка. Будем продолжать дело комбата».

За спинами «спартанцев» - приезжие. В далёкий фронтовой Донецк сутки добирались из родной для Павлова русской Ухты. Своего имени она назвать не захотела, сказала только, что сын учился вместе с Арсеном. 

Житель Ухты: «Был такой задорный, веселый парнишка, учительница его всегда осаживала, успокойся Арсений, успокойся».

Не зря позывной, полученный еще в чеченскую, где он был связистом – «Моторола», уже в Донецке сократили: Мотор. Неуемная энергия и харизма - с детства. И на малой родине его будут помнить. 

Житель Ухты: «Вот здесь установим доску, что бы жильцы знали, что здесь проживал такой герой, и люди прохожие видели». 

Памятную доску сделает ухтинское «русское культурное общество». А в Петербурге, в музее Новороссии, откроют экспозицию, посвященную Мотороле. Директор музея сейчас в Донецке, привезет  кое-что из личных вещей. 

Ополченец: «Много есть видео, где он в ней в аэропорту воюет».

Все это люди, которые разделяют взгляды Павлова, в том числе и на украинские события. Едва услышав о том, что творится на Майдане, он приехал сюда. Добровольцем.

Арсен Павлов (позывной «Моторола»), командир батальона «Спарта»: «Как только первые коктейли молотова полетели в сотрудников милиции, то бишь в Беркут и прозвучали слова, что за каждого убитого нацика они будут убивать 10 русских, я понял, что лучше, чем сидеть у монитора - передать боевой опыт, который у меня есть».

Сначала - в Харьков, а потом уже - в осажденный Славянск. И почти сразу - Камера! Мотор!»

Арсен Павлов (позывной «Моторола»), командир батальона «Спарта»: «Никаких журналистов там не было, видео я сам снимал!»

Ему сдались обе войны - информационная и реальная. Победы, помноженные на харизму, быстро принесли известность. И Мотор ее использовал, как считал нужным. 

Арсен Павлов (позывной «Моторола»), командир батальона «Спарта»: «Я думаю, что хотя бы на месяц или на три он должен приехать, в наше подразделение вступить и потом уже он смело, после того как он поборолся за права русского народа, он может называть себя русским».

И это работало! Спарта известна большим количеством именно российских добровольцев. Тоже ухтинец, Артем Дьяконов, откликнулся. 

Артём Дьяконов, боец батальона «Спарта»: «Человек далеко не безызвестный и все новенькие смотрели на него широко открытыми глазами. Всем нравилось, что он был простой».

Ростом метр с кепкой, неизменный камушек серьги в ухе и кривая ухмылка - таким был Мотор и в жизни, и большинстве видеороликов. Балагур. Любитель подурачиться. Хулиган обычный, что уж там. И, конечно, эпатировать. Это он в Славянске брал на испуг - вопил в громкоговорители «Аллах Акбар», и распускал слухи, что из России на подмогу ополченцам прибыл особо страшный отряд чеченцев. Это он первым с момента образования ДНР женился. Примером показал дончанам, что жизнь продолжается даже под ударами карателей. И с того момента война окончательно перестала быть для Арсения чужой. У них с Еленой родились дочь и сын. Глава семьи тоже рос, еще и как командир. Даже сам научился собирать и настраивать беспилотники. И за его голову Киев объявил награду. Первый взрыв прогремел в сентябре на территории донецкого травматологического центра, где Моторола лечился обошлось. Но со второго раза - достали. Соседи Павловых, кто тоже провожал Мотора в последний путь, чудом не пострадали. 

Раиса Ивановко, соседка семьи Павловых: «Ребята, я была дома, выскочила на площадку. Это был ужас!»

Вот та самая кабина лифта - зависла на уровне третьего этажа. Репортеров сюда уже пускают, а значит, криминалисты все необходимые данные собрали и выводы сделали. Правда, делиться ими с общественностью не спешат. Хотя не надо быть специалистом, что бы увидеть: бомбу - а это была именно специально подготовленная для теракта бомба, а не, скажем, какой-то армейский боеприпас - положили сюда, на крышу кабины. Взрывом разворотило шахту на уровне четвертого этажа. Бетонную стену - как картон. А вот что стало с дверью на лестничной площадке. Выжить шансов, очевидно не было. Пройдя по шахте, ударная волна уперлась в потолок и на девятом этаже вырвала куски бетона. На восьмом даже пришлось укрепить потолок - что бы не обрушился. Взрывчатку, вероятно на кабину киллер положил, забравшись через техэтаж из соседнего подъезда. В действие ее привели дистанционно, наблюдая, как полковник Павлов с охранником вошли в подъезд. 

Денис Пушилин, председатель народного совета ДНР, руководитель делегации ДНР в контактной группе: «Это является элементом отвлечения внимания от невозможности и нежелания Киева выполнять Минские соглашения и попыткой спровоцировать непосредственно ДНР, ЛНР чтобы по факту объявить в срыве».

Не диверсия в военном понимании этого слова - именно теракт. В те дни за осиротевший батальон действительно переживали, но голову никто не потерял. Даже с учетом того, что на южном направлении за неделю до убийства украинцы трижды ходили в открытые атаки на позиции ДНР. А вот этим кадрам чуть больше суток. Миномет бьет по селу Саханка, дом от попадания сгорел. Мотора убили подло, не по-военному. Но профессионально. В Донецке почти сразу заявили о причастности украинских спецслужб. Их уровень - известно - не самый высокий. Но педагогов там хватает. 

Александр Пылаев, военный эксперт, журналист: «Мы уже давно получаем сигналы с Украины, что ЦРУ оказывает огромнейшее влияние на работу СБУ. Это практика не сегодняшнего дня».

Из родных впереди гроба шел только старший сын Моторолы - от первого брака. Нес отцовскую звезду героя ДНР. От Звезды героя России внешне она отличается цветом одной полосы триколора. Но для тех, кто знает комбата лично, это не имеет значения. Для них Арсений Павлов - такой же герой войны, как наши деды и прадеды в Великую Отечественную. А разница в цвете делает это созвездие сверхновых только ярче. 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ