Ядерный расклад

05.02.2017

В день своей инаугурации президент Трамп получил не только ядерный чемоданчик, но и часть наследства Обамы - исследование, которое должно ответить на несколько прямых вопросов: что будет с Россией или Китаем, если ударить по ним всей силой ядерного оружия США? Какие объекты надо уничтожить и что делать, если они выживут? Согласитесь, рядом с такими планами, 60 тысяч аннулированных виз для иммигрантов - и не проблема вовсе, а безделица. Исследование еще не готово. Его пишут в недрах Национальной разведки и Стратегического командования вооруженных сил, которое в случае войны и будет наносить эти ядерные удары. Впрочем, глядя на то, как Трамп методично штампует указы, следуя своим предвыборным обещаниями, самое время вспомнить, что он говорил на тему ядерного оружия: что арсенал России новее, чем у США, что он может пойти на «сделку» с Путиным в обмен на их сокращение и - что свой ядерный арсенал Америке надо укреплять. Но что будет делать Трамп, когда труд аналитиков ляжет ему на стол, и что будет написано в этом докладе - пока вопрос открытый. Зачем ему такая масштабная ревизия? И к чему готова Россия, если кому-то захочется устроить тренировочный день? Слово нашему политическому обозревателю Виталию ВОРОНИНУ.

Одним размашистым росчерком дорогой ручки Дональд Трамп запустил масштабную модернизацию американской армии. Сам он называет это «великой перестройкой»

Дональд Трамп, президент США: «Громкое заявление, не так ли? Перестройка - это большое дело, это надолго».

Ту самую ручку - новому главе Пентагона, сам документ - новому госсекретарю. Первые реликвии новой администрации. В самом документе, правда, мало конкретики: «проанализировать состояние армии, повысить боеспособность, разработать новую концепцию национальной безопасности». И, в самом начале документа главная цель преобразований - добиваться «мира посредством силы».

Дональд Трамп, президент США: «Я хочу вам сказать 3 самых важных слова, которые должны быть основной нашей политики – «мир посредством силы».

Если раньше говорили, что Трамп лишь цитирует речи Рональда Рейгана, то теперь, очевидно, что и в делах 45-тый президент США намерен идти по стопам сорокового.

Рональд Рейган, президент США (1981-1989 гг.): «Мир определяется фактором силы, экономической, военной и стратегической, мира нет, когда нет такой силы».

В свое время Рейган также начинал свой первый срок с большой модернизации в армии, в том числе ее самого мощного компонента - ядерной триады. Так называют полный набор вооружений для нанесения удара с воздуха, с суши и моря. При Рейгане армия получила новые бомбардировщики, новые ракеты и подводные лодки. Вот только на уровне Рейгана американская триада в основном и осталась.

В контексте

27.10.2018

О выходе США из договора по ПРО и гонке вооружений.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем: «Американское ракетное оружие оно ржавое и бомбардировщики, хоть они и имеют по количеству больше наших, и ракеты Минитмен, Трайдент».

О назревшей проблеме в Пентагоне задумались уже давно, еще в 2010 году Барак Обама представил Конгрессу так называемый доклад 1251. Этот план был дополнением к новому российско-американскому договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-3. Суть простая - по договору - сокращали боеголовки, по проекту 1251 те, что оставались - меняли на новые.

Иван Эланд, политолог: «Обама получил это соглашение как плату за ограничение вооружений. Думаю, Трамп может расширить программу еще больше, чем Обама, если придет к выводу, что наше оружие устаревшее».

Однако, когда СНВ-3 был подписан и ратифицирован, Обаме стало не до триады. Ему приходилось буквально за каждый цент биться с Конгрессом, постоянно урезать бюджет, сокращать армию и госслужащих, в Вашингтоне даже свет гас от перегрузок, и это не фигура речи. Так что первые средства по программе начали выделять лишь в этом году. Обама был готов потратить на перевооружение 1 триллион долларов. Но что скажет Трамп?

Ведущий: «Что вы почувствовали, когда вам передали все ядерные коды?»

Дональд Трамп, президент США: «Когда мне объяснили, какие разрушения несет ядерное оружие - это был очень отрезвляющий момент».

Мнение Трампа про триаду противоречивое. Еще два месяца назад он заявлял, что надо «значительно укреплять и расширять свой ядерный потенциал» - это цитата из твиттера тогда еще только избранного президента. Более того, но говорил, что готов к гонке вооружений.

Ведущий: «Что сказал вам президент?»

«Сказал - пусть будет гонка вооружений, мы превзойдем их по всем позициям».

Ведущий: «И переживем их всех?»

«И переживем их всех».

При этом тянуть дальше с перевооружением США сложно. Большинство членов ядерного клуба ушли далеко вперед: так в России на вооружение поставлены новые атомные ракетоносцы - 4 поколения, класса Борей, с новыми же баллистическими ракетами - Булава. Они вновь вернулись на флот - постоянное боевое дежурство в мировом океане. Особое внимание - к Артике.

Александр Евсеев, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ: «Самый сложный Театр, но с точки зрения скрытности для подводных лодок он наиболее благоприятен потому что надводные корабли тебя искать во льдах не смогут, противолодочная авиация, которая ищет – затруднено. Это только подводные лодки».

Самые разительные перемены в нашей главной ударной силе - ракетных войсках. На смену шахтным, самым мощным в мире «Воеводам», на западе этот тип еще называют «Сатана», и «Тополям», повсеместно идут «Ярсы» - их главная особенность - мобильность, несколько блоков в заряде и гарантированная способность обмануть систему ПРО. Таких «ракет на колесиках» у американцев просто нет. А сейчас еще конструкторы возрождают и железнодорожные мобильные комплексы, все с теми же «Ярсами». Это позволяет себя чувствовать уверенно на мировой арене.

Владимир Путин, президент РФ: «Российская Федерация сегодня сильнее любого потенциального – внимание! – агрессора. Это очень важно. Не случайно я об этом сказал. Что такое агрессор? Это тот, кто потенциально может напасть на Российскую Федерацию».

Другие страны ядерного клуба не стоят на месте, Китай сотворил уже баллистические ракеты с 10 боеголовками, и ставку делает также на мобильные комплексы. Индия и Пакистан обзавелись всеми компонентами ядерной триады - испытания ракет для субмарин Исламабад завершил буквально месяц назад. А еще парочка стоит на пороге ядерного клуба: Ирану запрещено разрабатывать заряды, но он совершенствует ракеты. Последнюю запустил уже в начале этого года.

Аятолла Ахмад Хатами, член ассамблеи экспертов Ирана: «Эти пуски показывают нашу силу. Мы живем в мире волков, таких как правительство США. И что мы должны оставаться безоружными и плясать под их дудочку? Никогда такому не бывать!»

Северная Корея, как бы не относились к режиму - сумела построить действующие баллистические ракеты. Если в годы Холодной войны, считалось что Европа - может стать ядерным театром военных действий, теперь эксперты строевого смотрят на Азию. Неслучайно свой первый визит шеф Пентагона совершил в Японию и Южную Корею.

Джеймс Мэттис, министр обороны США: «Любая атака на США или наших союзников обречена, в случае применения ядерного оружия - мы ответим быстро и ошеломляюще».

Даже невозмутимая Британия озадачилась своей ядерной программой, так что впервые за 40 лет решено обновить флот субмарин. Правда на них снова поставят американские же, не менее старые ракеты, но деваться союзникам некуда - не к России же обращаться за разработками.

Джордж Кереван: «Я хочу спросить госпожу премьер министра - вы готовы нажать на кнопку и убить одним пуском сотни тысяч женщин и детей?»

Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Да.... И я хочу напомнить вам уважаемые джентльмены, что в этом и смысл ядерного оружия - чтобы наши враги знали о нашей готовности его применить».

Но обновление ядерной триады стоит огромных денег. Бюджет США между тем год от года раздувался и без дополнительных военных расходов. Госдолг уже давно превышает ВВП страны. Трампу досталось непростое наследство, не из своих же миллиардов ему оплачивать оборонку. Тем более, что его состояния не хватит даже на 1 подлодку.

Йенс Кристенсен, политолог: «Перед новой администрацией стоят непростые задачи. Необходимо сбалансировать гражданские и военные расходы. Кроме того, во время предвыборной кампании Трамп пообещал сокращение налогов, а это значит и снижение доходов в бюджет!».

Оттого все громче в американском истеблишменте звучат голоса редуционеров. Так называют тех, кто призывает отказаться от какого-то вида ядерного оружия, например, от баллистических ракет в шахтах. Доводы: здесь США отстают в технологиях сильнее всего, от той же России, оружие громоздкое, заметное, и дорогое.

Джеймс Картрайт, глава стратегического командования ВС США (2004-2007 гг.): «Я уверен, что система межконтинентальных ракет, которая есть сейчас, которая сложилась - это не то, что надо тянуть дальше».

Вместо этого предлагается сделать ставку на субмарины и бомбардировщики, их у Америки уже больше чем у всего остальных членов ядерного клуба, плюс кибервойска, армия дронов и тактическое ядерное оружие. Например, как B61-12 - бомбу разрабатывают под новый самолет Ф-35. Такой боеприпас не попадает под договоры, с виду и вовсе - обычная бомба, но при современных технологиях несет колоссальные разрушения!

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем: «Сегодня трудно различить крылатая ракета, которая идет на дальность 5-6 тысяч километров с гиперзвуком, несет ядерный заряд, попадает точно в цель, является ли она стратегическим ядерным оружием или нет».

Не исключено, что американская ядерная программа может стать предметом большого торга между США и Россией, ведь именно у этих двух сверхдержав 90 процентов всего мирового ядерного арсенала. Определенные намеки на то, что Трамп готов предложить сделку - уже были, они усилились после того самого первого телефонного разговора нового президента Америки с Путиным.

Йенс Кристенсен, политолог: «Я слушал от людей, которые знают про содержание разговора, что Путину предложили, например, продлить уже существующий договор СНВ-3 по крайней мере еще на 5 лет, но Путин не дал какого-то определенного ответа, заявил, что надо разобраться. Но я думаю, новая администрация будет еще предлагать эту тему».

Сейчас и у нас, и у штатов, примерно, по полторы тысячи зарядов на боевом дежурстве, чуть меньше - в готовом состоянии, но на хранении. Мощность арсеналов позволяет уничтожить друг друга не по одному разу и это при том, что в обеих странах есть автоматические программы гарантированного ответа. Еще с 80-х годов. В Советском Союзе такая система получила название - «Периметр»

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем: «В любом случае стартует несколько ракет, и они уже с орбиты будут отдавать команды на старт конкретным ракетным стратегическим комплексам».

Трамп действительно оказался в непростой ситуации - с одной стороны необходимо радикальное обновление ядерного арсенала, с другой - для этого где-то найти колоссальные деньги, сумму... в тысячу раз большую, чем тратит Россия на перевооружение своей армии. Ну или как-то договариваться с Москвой. На анализ ситуации у Пентагона 60 дней, два месяца. До конца марта, как раз, по планам российские военные должны начать испытания новейшей баллистической ракеты Сармат. По предварительным данным, она должна быть на 20% мощнее самого мощного из существующих аналогов. Его, кстати, американцы зовут Сатаной.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ