Коллекторский беспредел

01.10.2017

На этой неделе в России снова заговорили о коллекторах. Сначала трагедия в Татарстане, где выбиватели долгов фактически довели до самоубийства пожилую женщину. А потом ужасный случай в Петербурге, где отморозок прислали пенсионерке фото её внучки на фоне гроба с подписью «Убита за долги».

После того как мы рассказали об этом в новостях на Пятом канале, злоумышленника удалось задержать. Сейчас он уже арестован. Но так бывает не всегда. При том, что закон о коллекторах никто не отменял.

Мы провели журналистский эксперимент. Наш корреспондент попытался устроиться наработу в коллекторское агентство. Еще никому не удавалось проникнуть в работу взыскателей долгов так глубоко.

Циничные методы и полное отсутствие моральных принципов стали для нас шоком.

Все отснятые материалы мы обязательно передадим в надзорные органы. Репортаж Алексея ПОЛТОРАНИНА.

Зинаиды Усачёвой уже нет в живых, но даже после ее смерти телефон не умолкает.

«У нас есть основание, что она деньги не собирается возвращать».

Этим летом Зинаида Георгиевна взяла кредит 11 тысяч рублей в микрофинансовой организации. С помощью нового займа она обычно погашала старый, но в этот раз не смогла рассчитаться с накопленными долгами. Роковыми, уверены родственники - стали звонки агрессивных взыскателей.

Надежда Усачёва, дочь Зинаиды Усачёвой: «Они же добили маму своими этими угрозами, звонками».

Жительница Петербурга Надежда Пименова взяла кредит 15 тысяч рублей. Платеж просрочила и ей не раздумывая прислали снимок ее 4-летней внучки, на фоне гроба и с траурной лентой... Сама девочка, к счастью, жива и здорова. Это был фотомонтаж от изобретательного коллектора - он уже задержан. 

Надежда Пименова, житель г. Санкт- Петербурга: «Я писала заявление в полицию, не могла написать. У меня руки ходуном ходили. Ведь до сих пор эта картина стоит не могу смотреть».

Муж Екатерины Ивановой взял те же 15 тысяч в той же компании. Просрочил. Выбиватели долгов изуродовали стены в подъезде... Алексей Полторанин, корреспондент: «А вот видно «воры».

«Да, мы закрасили». ...а в квартиру через окно прилетел булыжник.

Мы решили выяснить, почему не смотря на новый закон коллекторы продолжают бесчинствовать. Чтобы посмотреть, как устроена организация изнутри, по каким законам работает, попробуем провести эксперимент и устроиться туда в качестве сотрудника. Центральный район Петербурга. Днепропетровская, дом 31. На этаже, где располагается офис - никакой вывески. Заходим в кабинет. В небольшом помещении сотрудник объясняет подчиненным, как стрясти деньги с клиентов. На рабочих столах - ноутбуки и телефоны.

«Евгений Ильич, к вам. Сейчас буквально пять минуток. Хорошо?»

Приходится подождать, пока завершится планерка. Спустя некоторое время приглашают на собеседование. Евгений - начальник отдела. Его подразделение так называемой второй ступени. Это когда на должника уже собрано все досье, а письменные уведомления о просрочке ему были отправлены и никак не подействовали.  Уже здесь сотрудники начинают выжимать все соки с неплательщика с помощью сообщений в соцсетях, смс и телефонных звонков.

Евгений, коллектор: «Если не будет результата, ты придешь к выводу что их надо этих людей. В уши льют, лют. каждый день ему обещают, обещают и в итоге все по нулям».

Если все «по нулям» - должника через 15 дней передадут в «выездной отдел». Среди коллекторов его еще называют «убойным». Это те, кто раскрашивает неплательщикам подъезды и заливает замки монтажной пеной.

Сергей, коллектор: «Знакомые? Ну придется познакомиться, а что нет? Нет, нет, познакомиться придется».

Общаться с людьми через официальный телефон компании нужно весьма вежливо - говорит руководитель. Гневные смс и звонки с угрозами только с мобильного телефона с серой сим-картой. Как подействовать на должника зависит от фантазии звонящего. Стажироваться буду под наблюдением специалиста Юрия.

Юрий, коллектор: «Подъезд с какой по какой квартиры, паспорт, дом и вот эта. Старая бестия». Так нелестно Юрий называет вот эту женщину - Галину Алимову из Кемерово. После бесконечных звонков ее здоровье сильно пошатнулось. Женщина теперь существует, жизнью она это назвать не может, только на лекарствах. 

Галина Алимова, житель г. Кемерово: «Не сплю, не ем. Двое-трое суток,я схвачусь».

Звонки от Юрия Галина постоянно сбрасывает. Тогда финансовый вышибала начинает обзванивать ее подруг. Общается поначалу вежливо - выясняет, где скрывается должница и почему не платит.

Юрий, коллектор: «Смысла нет разговаривать: «Добрый день, здравствуйте. Когда принесете деньги? Правильно?»

Из вежливого сотрудника Юрий мгновенно превращается в агрессивного, когда берет в руки мобильный телефон  и набирает все те же номера, для пущего страха имитируя кавказский акцент.

Юрий, коллектор: «Ты Галине вот этой информацию передай, что если она свой долг сегодня не оплатит я приеду и я ей сломаю. Ты поняла? Я к тебе приеду палку засуну и скажу так и было».

Выбиватель долгов требует подругу самой оплатить долг за Галину. На этом разговор внезапно обрывается. Юрий находит страницу Галины в соцсетях: написывает ей, родственникам и знакомым про накопленный долг.

Юрий, коллектор: «Помогите ей с уплатой долга».

Из этих же соцсетей взыскатель черпает всю открытую информацию: страницы друзей Галины, а так же их мобильные номера. Донимаю свою жертву и ее знакомых Юрий планирует позже. Пока же переключается на другого заемщика.

Юрий, коллектор: «Смысл в том, что мы тебе дверь сожгем и тебя.Вот в чем смысл? Да мне… Совсем… ?»

 Нескольких часов, проведенных в этом офисе, нам показалось достаточно. Хотя меня взяли на работу и даже дали первое поручение - позвонить должнику. Но нарушать закон мы не стали. И ушли из конторы. Чтобы потом сюда вернулись правоохранители. За бандитские методы коллекторов служба судебных приставов должна через суд штрафовать компании, а сами агентства отныне должны быть в специальном реестре судебных приставов. Пока в списке всего 152 организации, а ведь по факту гораздо больше. Реагировать на беспредел коллекторов должны и правоохранители. Но они неохотно берут заявления от пострадавших, а если и примут вашу жалобу, то и вовсе могут не найти состав преступления. Не всегда удается доказать угрозы. Специалисты рекомендуют обращаться в полицию в последнюю очередь.

Данила Михалищев, руководитель антиколлекторского агентства: «Необходимо подавать именно в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации либо в районную, либо в саму Генеральную Прокуратуру. Почему? Потому что они уже будут спускать по надзорности и полицейский, скажем так участковый, должен отчитать о тех мерах, которые он предпринял».

Тем временим в Татарстане родственники Зинаиды Усачевой теперь не знают, что делать с долгами, которые на них собираются повесить. Финансовые организации наотрез отказываются их списывать. Как раз во время съемок им опять позвонили с напоминанием о долге.

«Нужно срочно решить эту проблему и оплатить эту сумму».

«Вы поймите, что человек который взял тот кредит – умер».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ