Надежда Родины

16.12.2018

Россия способна в ближайшем будущем быть первой и в мировой науке, и в технологиях, и в изобретениях. В этом году наши школьники захватили лидерство на главных международных олимпиадах. Это данные только за 2018 год по ключевым предметам.

Сразу бросается в глаза обилие золотых наград. Забудьте разговоры о том, что российская система образования не способна конкурировать с ведущими мировыми школами. Не случайно крупнейшие корпорации планеты активизировали охоту за российскими абитуриентами. Но только у них вряд ли что получится. Андрей ЗАХАРОВ знает почему.

Напряжение растёт, на решение — считанные минуты. Чистая физика — чем сложнее задача, тем больше сила притяжения к науке. На международной олимпиаде в Португалии, они взяли 5 медалей. Обойдя сотни самых умных школьников из 90 стран.

Станислав Цапаев, призер международной олимпиады по физике: «Пройти в сборную труднее, чем получить золотую медалью, учитывая уровень конкуренции в России».

Из нескольких миллионов, в национальную команду попадает только пять учеников. Логика, аналитический склад ума: природный дар требует постоянных тренировок. Чтобы ребенок не «перегорел», рядом есть опытный наставник. Каждый месяц — сборы, учебные лагеря. Тот же спорт, только интеллектуальный.

Валерий Слободянин, заведующий учебно-методической лабораторий по работе с одаренными детьми, тренер сборной по физике: «Талантливых детей много. Но их нужно найти и подготовить».

Для одаренных ребят Валерий Слободянин стал проводником в мир науки. Четверть века он тренирует нашу сборную по физике. Растить будущие умы взялся в 90- е годы, когда страну накрыла волна утечки мозгов. Удержать тогда удалось не многих.

Артем Воронов, был одним из тех, кто остался, чтобы возрождать науку и передает свои знания новому поколению.

Артем Воронов, проректор по учебной работе и довузовской подготовки МФТИ: «Для нынешних школьников — уникальное время. Они понимают, что, если выберут науку ученого, то есть все возможности реализоваться».

Когда весь мир включился в технологическую гонку — молодые таланты главный ресурс и движущая сила страны. Именно поэтому, к юным дарованиям присматриваются еще со школы. Наши дети давно на прицеле «иностранных охотников за умами». В этом году Россия — в лидерах международных олимпиад. Золото в химии и максимальное количество баллов у Алексея Коноплева. О таком студенте, мечтали ведущие ВУЗы планеты. Он выбрал — МГУ. Так сложилось его личная формула успеха.

Алексей Коноплев, студент МГУ: «Скорее всего это борьба именно с собой, то есть не кажется, что надо выступить лучше кого-то, такого совершенно не ощущается. Надо выступить так — как нас готовили».

Прорыв на стыке наук — биохимия, генетика, квантовые технологии. Уже на первом курсе института, у юных дарований есть все условия, чтобы воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Ксения Некрасова, корреспондент: «Один из самых совершенных аналитических приборов — хроматомасс-спектрометр. Имея в распоряжении такое оборудование, химики способны провести высокоточное исследование органических соединений, изучив структуру досконально».

Сергей Карлов, заместитель декана химического факультета по учебной работе МГУ: «Студенты они очень тонко чувствуют то, где сейчас может быть достигнут какой-то прорыв. Если сравнивать с концом 90-х, когда все выпускники уезжали на запад, то сейчас они остаются работать в стране, идут в аспирантуру».

В 17 лет Макар Волков, из ростовского Батайска, потряс научный мир, решив одну из задач тысячелетия.

Макар Волков: «Сама задача Папы Александрийского довольно четко определена. У нас имеется целое семейство, касающихся окружностей, которые были вписаны друг в друга. Задача заключалась в том, чтобы установить определенные закономерности».

Лучшие умы мира, бились над этой задачей 17 столетий, он уложился за 1,5 года и получил «малую нобелевку». Для учителей такие дети — на вес золота. Главная награда за ежедневный труд и вложенные силы, что обязательно будут замечены и оценены по достоинству.

Иван Ященко, учредитель Фонда «Талант и успех»: «Если раньше, еще 10 лет назад, ребенок, который хочет чего-то большего, учитель, который хочет дать больше, были неудобными членами коллектива и их старались выталкивать, то сейчас их ценят, за них борются».

За последние годы подход к образованию изменился кардинально. Во всех регионах страны создаются — уникальные «Кванториумы» по типу сочинского «Сириуса» — главного интеллектуального центра для одаренных детей.

Поддержка молодых талантов для государства не просто приоритет — национальная стратегия, контролируемая лично президентом.

Владимир Путин: «Мы в „Сириусе“ объединили и музыку, и балет, и представителей точных наук, чтобы люди между собой общались, понимали, что такое успех в каждой из областей, полюбили бы это и тоже этим увлеклись. На мой взгляд, опыт, который складывается в „Сириусе“ — удачный. Мы будем всячески поддерживать его, и распространять этот опыт на всю страну».

Уже в школьные годы, они думают на перспективу, решая совсем недетские проблемы. Так, семиклассники из Санкт-Петербурга создали уникальную систему для очистки океана, победив на всемирном конкурсе изобретателей. Новый проект — робот-строитель пригодится для реализации уже государственной программы.

Ученик: «Проект поможет развитию „дальневосточного гектара“. Вот завод — это один город России промышленный, поезд доставляет туда блоки. Дистанционно».

И, если Родина ученого, там, где его лаборатория, свой выбор, подрастающее поколение уже сделало. В ближайшие годы, именно им — юным гениям и вундеркиндам — совершать научный прорыв. Вместе с опытными наставниками, передающих в молодые руки интеллектуальное наследие страны, которое эти дети, способны только приумножить.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ