1. Пятый канал
  2. «Пешеходы»

«Пешеходы»

23.06.2008, 14:45 Открытая студия

Пешеход! Кто защитит твои права в этом «автомобильном мире»? Машин всё больше, а пешеходные переходы всё уже!

Тех, кто ходит пешком, кто находится по ту сторону окон машины, а также самих автомобилистов мы ждём с мнениями и вопросами.

В нашей программе принимают участие:
начальник Отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления Госавтоинспекции ГУВД по Петербургу и области Татьяна Николаевна Зыбина
президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Николаевич Травин.

Ника:
Есть сторона, которую в нашем разговоре необходимо сегодня защищать? Это пешеходы или водители, как Вам кажется?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Не могу встать ни на чью сторону, потому что для меня все участники дорожного движения равны. Я вижу объективные причины ДТП по вине обеих сторон. Но моё мнение, что на данный момент чаще происходят ДТП по вине водителей.

Травин Виктор Николаевич:
Обратимся к статистике. Например, в Московской области, по данным ГАИ, за 5 месяцев этого года случилось 1480 наездов на пешеходов, из них 715 – по вине самих пешеходов. Но надо сказать, что мера ответственности пешеходов и водителей абсолютно различна. Если водителей можно сегодня за нарушение правил дорожного движения наказать и штрафом, и лишить права управления и т.п., (тут перечень гигантский), то сегодня на пешехода – нарушителя можно наложить штраф в размере 100 рублей. Или 300 – для пьяного велосипедиста. И что из-за 300 рублей он потом перестаёт пить на всю оставшуюся жизнь, и будет зализывать свои финансовые раны? Смешно! Он такой же участник дорожного движения и несёт такую же ответственность. Формально получается, что мне, как пьяному водителю, 2 года лишения права управления, а ему, пьяному водителю велосипеда, который создаёт не меньшую угрозу на дороге, всего лишь 300 рублей штрафа. Вот из чего надо исходить: будет увеличена ответственность пешехода на дороге. Видимо, и поведение пешеходов на дороге станет совершенно иным.

Ника:
Мы часто говорим о том, что у нас начались проблемы с выполнением правил дорожного движения, потому что у нас очень много машин. Очень много людей начинает садиться за руль, при чем они не достаточно обучены. Это одна сторона. А пешеходов у нас, что тоже больше становится? Или эта вакханалия со стороны водителей сделала и пешеходов какими-то наглыми и необузданными. Ведь раньше такого тоже не было.

Травин Виктор Николаевич:
Это с одной стороны, пешеходный экстремизм, когда все узнали, что в Америке уступают дорогу всем пешеходам, вот и решили жить по-американски, но не поняли, что к этому не готовы наши российские водители. Хотя я замечаю устойчивую тенденцию: сейчас стараются уступать дорогу даже вне зоны пешеходного перехода. И не потому, что водители стали уважать пешеходов, просто никому не хочется получать 264 статью УК за ДТП с пострадавшими.

Вопрос телезрителя:
Я считаю, что нужно увеличить ответственность и определить какие-то санкции для пешеходов и водителей, желательно, чтобы они были одинаковы. Вспомнить о ремнях безопасности – ввели штраф 500 рублей, и посмотрите – почти все пристёгнуты. И второе. Во многих спальных районах нет оборудованных пешеходных переходов, хотя во дворах есть школы, детские сады, больницы.

Вопрос телезрителя:
Хочу обратиться за помощью. Мы живём в центре города, и я каждый день с 6-ти месячным ребёнком хожу на массаж в детскую поликлинику к Таврическому саду. Я предлагаю любому инспектору с любой мамой пройти перекрёсток Литейный – Шпалерная или Литейный – Чайковского, пересечь проспект Чернышевского. Машины паркуют даже под светофорами, даже на пешеходных переходах. И на просьбы водители машин не реагируют.

Вопрос телезрителя:
У нас очень узкие развязки, очень узкие перекрёстки. Если водитель встанет перед пешеходом, у нас сразу вырастают километровые пробки. А пешеход начинает, как назло, идти потихонечку, как король. И второе. Мне кажется, у нас в обществе и водитель, и пешеход должны уважать друг друга, это надо воспитывать.

Зыбина Татьяна Николаевна:
К сожалению, вряд ли я смогу оценить, какой штраф должен быть для водителя, какой для пешехода, потому что в большей степени, конечно, мы исполнители. По данным Управления Госавтоинспекции за 5 месяцев 2008 года из 4000 ДТП с пострадавшими только 1000 произошла по вине пешеходов, все остальные по вине водителей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма точно такая же. Только 30% детей пострадали по собственной вине, все остальные находились либо в салонах автомобилей своих родителей, либо переходили проезжую часть по разрешающему сигналу светофора, но водители их, к сожалению, не пропускали. Что касается парковки на переходах. Штраф за парковку, которая влечёт помехи в движении пешеходов, предупреждение либо 200-300 рублей, к сожалению.

Ника:
Это правило явно не действует. Вы видели когда-нибудь, чтобы штрафовали за парковку у пешеходного перехода?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Штрафуют не только за это. Если машина ещё оказывается в зоне действия знака «остановка запрещена», в этом случае транспортное средство просто эвакуируют. На самом деле порой сложно это доказать, что транспортное средство создаёт препятствия, потому что ни от одного пешехода нет соответствующего заявления. Поэтому, как правило, такие дела не возбуждаются. Но хочу обратить внимание на другое: последнее время, лет 5, собираются на дорогах артели из бомжей, которые искусственным образом повышают статистику аварийности наездов на пешеходов, желая заработать. Для них броситься под машину, спровоцировать якобы наезд и получить похлёбку в районной больнице, а особенно выплаты по страховке по причинению вреда здоровью по АСАГО. И таких доказанных случаев только в Москве за последнее время мне известно около 1000 случаев.

Ника:
Поговорим об ответственности пешеходов. В советские времена можно было перебежать дорогу не там, где положено и заплатить 3 рубля штрафа. Сейчас вообще как взять штраф с пешехода? Документов у него нет, может сказать, что денег у него нет, и что?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Практически никак. Если за водителем можно погнаться, он заложник того, что у него есть машина, то пешеход – заложник всего лишь своей авоськи. В Москве вопрос решается просто: вылавливают водителей и выписывают штраф как на пешеходов, или берут базу данных часто на уже умерших людей, и выносят постановления на них.

Ника:
И всё-таки какие-то права есть у автоинспектора, чтобы этого пешехода как-то привлечь к ответственности? Я боюсь, что люди, которые нас слушают, могут вообще расслабиться.

Зыбина Татьяна Николаевна:
Конечно, работа проводится. Организуются профилактические мероприятия.

Ника:
Получается, что пешеход и водители в неравных условиях. Правила дорожного движения придуманы для кого?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Для участников дорожного движения.

Ника:
Да, но водитель-то сдаёт экзамен, а пешеход? А для пешехода это как молва какая-то. Никто никаких правил никогда не сдаёт, ни в школе, нигде и никогда.

Зыбина Татьяна Николаевна:
Даже если попросить Вашего корреспондента узнать у пешеходов, кто из них открывал правила дорожного движения и смотрел сой раздел о пешеходах, главу 4, то, я думаю, окажется, что практически никто этого не делал.

Травин Виктор Николаевич:
Как правило, только после аварии читать начинают только после аварии и узнают правила после наезда. К тому же, у нас и правила, и кодекс меняются, в среднем, 2-3 раза в год. У нас никто не осуществляет переподготовку водителя, откуда им это всё узнать, а уж пешеходам и подавно. Никому до них дела сегодня, фактически, нет.

Ника:
Значит, платить – и с них взятки гладки, правила они тоже не читают. Но, согласитесь, они всё-таки имеют представление о том, как себя вести на дороге. Правда, если есть знаки, светофор, тогда всё понятно. А если их нет, то, посмотрев по сторонам, я могу идти, и водитель должен меня пропустить?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Если Вы находитесь вне зоны пешеходного перехода, Вас могут наказать за нарушение правил. Если Вы идёте по зебре на нерегулируемом переходе, Вас обязаны пропустить. Но, к сожалению, у нас пешеходный переход воспринимается как что-то необязательное.

Ника:
Да. Меня всегда удивляют люди, перебегающие Невский проспект.

Вопрос телезрителя:
Я живу на Итальянской. Нам приходится переходить дорогу с Итальянской на Садовую, справа и слева идут машины. Зебра есть, водители же никогда не останавливаются. Если есть возможность, посодействуйте, пожалуйста. Может, можно установить светофор на этом месте?

Вопрос телезрителя:
Пешеходы знают, как переходить дорогу и пропускать специальные машины. Но часто едут машины без опознавательных знаков с тонированными стёклами и никого не собираются пропускать. Что с этим можно сделать?

Ника:
Теоретически нельзя поставить светофор на каждом перекрёстке. Есть ужасное правило, что на перекрёстке должно погибнуть несколько человек, прежде чем на нём поставят светофор, это правда?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Нет, или отчасти. Есть такие очаги аварийности, они выявляются в результате количества ДТП, которые произошли на этом месте. Отсюда реакция. Зритель может написать в 3-й отдел Управления ГАИ, в дирекцию по организации дорожного движения, это рассмотрят. К сожалению, у наших жителей низкий уровень правосознания: я хочу здесь переходить, и здесь надо поставить светофор. Зачастую это невозможно в силу государственных стандартов.

Ника:
Я знаю 2 места, на моей памяти поставили светофоры там, где погибло несколько человек: у Ленфильма и около нашей студии. Ещё, спрашивают, можно ли пожаловаться на водителя?

Травин Виктор Николаевич:
Конечно. Это повод для возбуждения дела об административном нарушении.

Ника:
А как? Мне его номер записать? Если, например, он мне нахамил?

Травин Виктор Николаевич:
А никак, к сожалению. Вы можете потратить массу времени и сил, его оштрафуют на сумму 100 рублей, Вам это надо? Сам механизм привлечения к ответственности и размер штрафа таков, что это получается абсолютно никому не нужно. Поэтому сегодня самым безнаказанным участником дорожного движения себя чувствует пешеход.

Ника:
В Москве 2 трагических случая: когда водитель и пешеход были недовольны друг другом, выскочил водитель, в одном случае убил пожилого человека, в другом случае – молодого. Мы что теперь должны их бояться? Я знаю, пешеходы бывают нервные, и сумками по капоту бьют и т.п.

Травин Виктор Николаевич:
С пешеходами надо договариваться, как бы это странно не звучало. Если подъезжаете к пешеходному переходу, к перекрёстку и видите, что он уступает Вам, это лишь его благое намерение. Но если Вы проедете и не уступите, вот Вам уже формально состав нарушения. Я считаю, что нужно уступать всегда, везде и всем, даже выскакивающим на дорогу в неустановленном месте. Он выскочил, а потом оказывается, что у него папа помощник депутата, и Вы виноваты. Как говорят: дай дорогу дураку!

Ника:
Был вопрос о спецтранспорте и машинах, которые надо пропускать. Мы обязаны пропускать машины чиновников. Мы обязаны их пропускать?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Если хотите жить, то да.

Травин Виктор Николаевич:
Да дело даже не в этом. У нас в правилах дорожного движения написано: если есть спецсигналы, мы обязаны уступать им дорогу. Но при этом они сами обязаны убедиться в том, что мы им дорогу уступаем, а не идти ледоколом.

Ника:
Мы постоянно должны помнить о том, что улица – это зона огромной опасности.

«Открытая студия» в Нижнем Новгороде:
В Нижнем Новгороде за последние 5 месяцев произошло почти 850 аварий с участием пешеходов. В ГАИ даже лозунг придумали: «Водитель и пешеход – найти взаимопонимание». Но найти его сложно – проблем много. В городе не хватает почти 30 подземных переходов, и в ближайшее время ничто не изменится, потому что нет денег. Культура на дорогах оставляет желать лучшего, причём касается это обеих сторон. Каждая вторая авария происходит по вине водителя. У нашей студии Геннадий Мельников, у него вопросы: как защитить водителя в таком случае: компания «под шафе» стояла на тротуаре, там перехода нет, мне некуда было деваться, проезжая, я вышел на встречную полосу и уехал в кусты. Вся машина исцарапана. Хорошо, если шеф хороший, и все нормально. А ремонт, покраска – всё на водителя. Как защитить себя?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Я думаю, что если не произошло столкновения, то вряд ли что-то можно будет доказать и потребовать возмещение ущерба.

Травин Виктор Николаевич:
Сложно, потому что сотрудники ГАИ говорят так: был контакт, значит есть признаки ДТП. Если Вам всего лишь подрезали или создали иную помеху, выскочил пешеход, Вы выехали в кусты. Но виновника нет, так как не было прямого контакта. На самом деле не так. Судебная практика показывает, что можно обратиться в суд с исками, доказывая в судебном порядке, что именно этот пешеход создал помеху. Да, это сложно. Чаще всего удаётся доказать с помощью видеокамер, которые бывают установлены на соседних с местом происшествия организациях, например, банки и др.

Вопрос телезрителя:
Мне кажется, проблема не столько во взаимоотношениях пешеходов и водителей, сколько в организации движения. Например, пешеходную зебру рисуют в таких местах, например, Ленинский проспект. Там 3-4 полосы в каждую сторону, и нарисован нерегулируемый пешеходный переход. Если на каждом таком переходе будут останавливаться водители, то движение вообще остановится. В Европе я не видел, чтобы на таких скоростных магистралях были нерегулируемые пешеходные переходы.

Ника:
Действительно, хорошая проблема. Согласны?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Согласны. Но с другой стороны, если бы сейчас позвонил житель Ленинского проспекта, пешеход, он бы сказал, хорошо, что поставили эти нерегулируемые переходы.

Ника:
Нет, посмотрите. С точки зрения пешехода – светофор! Ждёшь – идёшь. Почему там, где больше 2-х полос, не поставить регулируемый переход?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Вообще-то У нас в городе хорошо, на мой взгляд, организовано дорожное движение.

Ника:
В Правилах написано, что при 6 и более полосах переходить проезжую часть вне подземного или наземного перехода запрещается. Может, действительно, светофоры обязать ставить на таких местах?

Травин Виктор Николаевич:
Я думаю, если жители района считают, что здесь должен быть переход-зебра и светофор, надо обращаться в местные комиссии по безопасности дорожного движения. В Москве такие существуют при каждой префектуре. Чем больше будет обращений, тем лучше, и желательно, коллективных. И получить ответ, если в нём немотивированный отказ, можно обжаловать в суде. Как правило, комиссия, иногда не сразу, но реагирует активно на эти заявления граждан.

Ника:
А Ваша психология водителя: вот Вы движетесь в каком-то ряду, где более 6-ти полос. И вот есть зебра. Вы начинаете сами по себе тормозить перед пешеходным переходом, или начинаете смотреть, как себя ведут машины рядом?

Травин Виктор Николаевич:
Правила вообще говорят, что Вы, приближаясь к пешеходному переходу, должны снизить скорость до безопасной, а дальше действовать по обстановке. У нас другая проблема: я останавливаюсь, потому что обязан пропустить пешехода, а рядом едущий обязан остановиться, не потому, что видит пешехода, а видит меня, остановившегося. Но он этого никогда не делает, и из-за этого тоже огромное количество наездов. Ведь пешеход уверен: если уступил я, то уступили и другие. Ничего подобного – на него вылетает Камаз. Вот с этим бороться практически невозможно, нет единообразия мышления, соблюдения правил.

Ника:
Есть загвоздка в том, как трактовать момент- когда именно пешеход начинает движение на нерегулируемом перекрёстке: когда он стоит на тротуаре, когда он спустил ногу на асфальт и пр.

Ника:
Как звучит это правило, когда именно водитель должен пропускать пешехода, собирающегося переходить дорогу?

Травин Виктор Николаевич:
В Правилах прямо не прописано, что считать началом движения пешехода.

Ника:
Вам не кажется, что это недочёт, необходимо, чтобы это было чётко прописано, чтобы не было потом отговорок? Как водитель, Вы как понимаете, что пешеход всё-таки собирается пойти?

Травин Виктор Николаевич:
Конечно, некая недописанность есть. Как я понимаю? Исключительно, интуитивно. Я смотрю не на ноги, а в глаза. А по-другому невозможно. А лучше всего и всегда, если он стоит на краю тротуара и намерен перейти, да уступите ему, Боже мой!

Интернет-вопросы:
Павел пишет, что пешеход и велосипедист рискуют своими жизнями, а водитель – чужими, и вообще, в городах миллионниках пора вводить налог на личный автомобиль, налог запрещающего действия.
Александр:
Культуру и пешехода и водителя нужно прививать ещё в школе, нужно строить больше подземных переходов.
Очень много вопросов о светофорах. Александр спрашивает: зачем на напряжённых участках дорог выключают светофоры ночью, это когда жёлтый сигнал идёт?
Арина спрашивает: будут ли устанавливать камеры наблюдения на пешеходных переходах?
Галина: Последнее время на автобусах, Икарусах перестали помещать надпись»Обходить автобус только сзади». Правило уже не актуально?

Ника:
Как Вы сейчас учите детей – обходить трамвай спереди, автобус сзади?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Ошибочное мнение. Сейчас мы так не учим. Мы говорим, что любые транспортные средства нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Если ребёнок выходит из автобуса, он доходит до ближайшего пешеходного перехода и только там и тогда переходит дорогу. Существует такой вид нарушений как неожиданный выход из-за транспортного средства. Раньше просто не было такого количества транспорта. Что касается выключения светофоров, это называется «режим ожидания». Видимо считают, что нет необходимости регулировать и экономят электроэнергию, сложно сказать.

Ника:
Согласитесь, эта привычка включать ночью мигающие светофоры, это просто ужас!

Травин Виктор Николаевич:
Жёлтый сигнал нас предупреждает об опасности, в конце концов! Мы опять приходим к тому, что если нерегулируемый, значит, руководствуемся здравым смыслом или договариваемся. Есть ещё одна небольшая проблема: почему-то принято считать, что если в правилах написано, что мы обязаны уступать дорогу пешеходам, значит, мы обязаны уступить, если их больше 2-х, если один – то необязательно.

Ника:
Я нашла это правило. Это 14-й пункт, 14.1.

Зыбина Татьяна Николаевна:
Будут ли устанавливать камеры на пешеходных переходах – вряд ли. Только на оживлённых, сложных перекрёстках, куда входят и переходы.

Ника:
К сожалению, к концу разговора я делаю какие-то грустные выводы с точки зрения водителей, что пешехода привлечь нельзя, поймать за хвост его нельзя, выписать штраф ему нельзя. Получается, что меры по безопасности пешеходов – это исключительно, дело водителя, так?

Зыбина Татьяна Николаевна:
Возможно. Будучи водителем, я больше забочусь о жизни пешехода, чем он сам, когда он выходит и даже не смотрит по сторонам.

Травин Виктор Николаевич:
Дело в осознании того, что не каждому пешеходу суждено стать водителем. Но каждому водителю суждено стать пешеходом.

Ника:
Может, нам какие-то месячники объявлять корректного поведения? Как можно сделать престижной вежливость на дорогах?

Травин Виктор Николаевич:
Наверное, нужно наряду с культом личности, который мы пережили, культом наличности, который мы переживаем, прививать ещё и культ закона.

О программе

«Открытая студия» — актуальное общественно-политическое ток-шоу Пятого канала. Известная телеведущая Инна Карпушина — не просто компетентный собеседник и опытный интервьюер, она чувствует, пропускает через душу, сопереживает и вместе с вами ищет выход.


Комментарии

Комментирование закрыто

ТвиттерВконтакте