1. Пятый канал
  2. «Непредсказуемое прошлое»

«Непредсказуемое прошлое»

30.11.2016, 16:00 Открытая студия

Общество «Мемориал» выложило в интернет личные данные 40 тысяч сотрудников НКВД, которые проходили службу в органах в 30-е годы прошлого века. Эта информация десятилетиями находилась под грифом «секретно».

Публикация сразу же вызвала череду скандалов и разделила общество пополам. Либеральные деятели уже окрестили базу данных «справочником убийц» и «энциклопедией палачей». А вот потомки работников госбезопасности, чьи имена предали огласке, потребовали как можно скорее закрыть доступ к информации, ссылаясь на возможную месть со стороны родственников репрессированных. При этом назвать справочник подробным и корректным – сложно. Хоть он, как утверждают его создатели, и готовился больше 15 лет, но содержит всего лишь краткие сведения о чекистах – звания, занимаемые должности и полученные госнаграды. По таким данным определить причастность фигурантов списка к массовым репрессиям – непростая задача даже для профессиональных исследователей. Публикацию прокомментировали и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в заявлении сохранил нейтралитет, сказав, что убедительные аргументы есть у каждой из сторон, но при этом назвал тему «весьма чувствительной». Это объяснимо. Попытка дать официальную оценку репрессиям и назвать тех, кто в них виновен, однажды уже привела к расколу в обществе. Это случилось после знаменитого XX съезда КПСС и обличительного доклада Хрущева. Вот только многие историки уверены, что Никиту Сергеевича больше интересовало не покаяние или поиск правды, а всего лишь борьба с партийными оппонентами.

А для чего «Мемориал» поднимает тему репрессий в этот раз? И почему организация, которая имеет статус «иностранного агента» (то есть получает финансирование из-за рубежа), опубликовала эту информацию именно сейчас? Нуждается ли Россия в коллективном покаянии за «темные страницы» истории СССР? Или разоблачители стремятся подобными акциями залить черной краской все наше советское прошлое, а заодно рассорить нас в настоящем? Как долго у нас еще будут продолжаться ожесточенные споры о прошлом? И почему они мешают нашей стране двигаться в будущее?

Участники программы:

в Москве:

Александр Зданович – доктор исторических наук, историк спецслужб;
Александр Дюков – историк, директор фонда «Историческая память»;

в Санкт-Петербурге:

Клим Жуков – писатель, военный историк;
Николай Смирнов – доктор исторических наук, профессор, директор Института истории РАН;
Кирилл Назаренко – профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук;

и другие герои, представляющие обе стороны вопроса.

Телезрители тоже могут принять личное участие в программе! Звоните 8 (812) 680-05-11; пишите open_studia@5-tv.ru, приходите на Чапыгина, 6! И не забудьте паспорт!

Публикация засекреченных архивов советских спецслужб:

полезна

12%

опасна

53%

необходима

35%

О программе

«Открытая студия» — актуальное общественно-политическое ток-шоу Пятого канала. Известная телеведущая Инна Карпушина — не просто компетентный собеседник и опытный интервьюер, она чувствует, пропускает через душу, сопереживает и вместе с вами ищет выход.


Комментарии

Миру Лад 30.11.2016, 8:41 #

Союз развалили именно спецслужбы. Начал это Андропов. Горбачёв ставленник Андропова. Дефицит был искуственный в последние годы СССР. Читайте документы.


Миру Лад 30.11.2016, 8:45 #

валовый продукт в СССР был самый большой в 1990 году. мы не могли умереть от голода. это спецслужбы нам помогли


Атос59 30.11.2016, 15:38 #

С учётом того, что надо ещё дособирать более 120 млн. руб. на установку памятника жертвам репрессий. Победителем конкурса проектов памятника в 2014 году стал Георгий Франгулян - скульптор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств.
Монумент под названием «Стена скорби» должен открыться 30 октября 2017 года в Москве на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца в день памяти жертв политических репрессий в России.
Большую часть этой суммы выделило государство (бюджет Москвы - 300 из 460 миллионов) , однако всем гражданам предоставляется возможность принять участие в сборе денег - это общероссийская кампания.


Атос59 30.11.2016, 16:10 #

Публикации подобных списков в открытом доступе имеет прежде всего политическую подоплёку.
Здесь я согласен с Александром Дюковым.
Специалистам-историкам он, конечно, нужен, а "широким слоям общественности" - навряд ли.


Атос59 30.11.2016, 16:16 #

Здесь стоит взглянуть на то время глазами современников. Да, были убеждённые доносчики на врагов народа - "идейные". Были и враги народа - лишённые собственности и убеждённые монархисты, просто купленные шпионы.
Но ведь были и доносчики на соседей по коммунальной квартире. Рассказал кто-то неосторожно анекдот про вождя народов и сразу жди "воронка" среди ночи.
А комната в коммуналке достаётся соседу. Он исполнил свой гражданский долг.
А НКВД это просто инструмент властных структур управления.


Ольга1979 30.11.2016, 16:19 #

Те, кто хотят "правды" и "примирения", на самом деле хотят реванша и новых "виселиц". Реванш - это вряд ли. На остальное напорются запросто...


Ольга1979 30.11.2016, 16:21 #

А не лучше ли "раздать деньги бабушкам"? Много уже собрали?


Анна57 30.11.2016, 16:28 #

Хотела проголосовать, но поняла, что те пункты, которые предложены для голосования меня лично не устраивают. Публикация засекреченных архивов советских спецслужб в открытом доступе не полезны, не опасны и не необходимы. Они просто не нужны. Эту информацию должны использовать люди образованные, специально обученные, не в корыстных целях, не во зло. Вы понимаете о чем я? Загляните в соцсети, почитайте комментарии - сколько (!!!) неадекватных, и это мягко сказано. И вы хотите предоставить эту информацию на растерзание всем? Подумайте о последствиях.


Светалана Иванова 30.11.2016, 16:29 #

В 90-ые надо было отстранить партию, а разрушили Страну СССР, Искалечили жизни миллионам людей, а как назвать тех людей, кто пострадал от бандитских 90х? И еще, если поднимать тему репрессированных при Сталине. то надо вспомнить сколько красногвардейцев погибло при белых, сколько людей было угроблено при Николае 2. Давайте изучать историю поэтапно и давать объективную оценку. А то вцепились в 30-40 гг.


ermak14 30.11.2016, 16:33 (изменен 30.11.2016, 16:46) #

С какой целью общество момориал желает защитить...обелить бандеровцев...полицаев...власовцев...бандитов и жуликов ?
Чтож если надо- то надо опубликовать Ф,И,О, всех кто принес вред Советской Власти.


наблюдатель2 30.11.2016, 16:34 #

Истина дороже, и плевать на чьи деньги. Любая информация об истории полезна для изучения правдивой истории. А раскол в обществе -- это результат крика СМИ о расколе.


Виктор З 30.11.2016, 16:37 #

Мне не понятно, какая преследуется цель при опубликовании списков работников НКВД. Что бы ткнуть в лицо потомков чекистов – вот мол какие ваши предки поганые, стыд вам и позор. Хотя даже «палач» народа Сталин говорил – сын за отца не ответчик. Мой отец встретил войну на границе в Беларуси старшиной погранзаставы… пограничники тоже относились к НКВД и милиция и пожарные... и что, их тоже заклеймим позором и другими нехорошими словами. У моей мамы братья и родители были репрессированы – отца замучили в «Крестах», одного брата расстреляли, второй брат пропал на Колыме. Отца моего уволили в запас после войны только за то, что он был женат на члене семьи врага народа и отказался развестись… и теперь моего отца кто то ретивый будет клеймить позором за то что он бывший НКВДешник. это нужно Гозманам и Герберам. что бы внести раскол в общества и отомстить потомкам работников НКВД


наблюдатель2 30.11.2016, 16:38 #

Союз развалили именно спецслужбы. Начал это Андропов. Горбачёв ставленник Андропова. Дефицит был искуственный в последние годы СССР. Читайте документы.


дефицит был все 70 лет


ermak14 30.11.2016, 16:50 #

Да дефицит был особенно в годы ВОВ да после когда страну восстанавливали.


Анна57 30.11.2016, 16:50 #

Мне не понятно, какая преследуется цель при опубликовании списков работников НКВД.... Виктор, я с Вами абсолютно согласна. Целиком и полностью.


ermak14 30.11.2016, 16:54 (изменен 30.11.2016, 16:55) #

Да есть потомки. Пример тому -Бандеровцы на Украине. Это уже сегодняшний день


liova12 30.11.2016, 17:17 #

Полностью согласен с "наблюдатель2"


Атос59 30.11.2016, 17:19 #

Хотела проголосовать, но поняла, что те пункты, которые предложены для голосования меня лично не устраивают. Публикация засекреченных архивов советских спецслужб в открытом доступе не полезны, не опасны и не необходимы. Они просто не нужны. Эту информацию должны использовать люди образованные, специально обученные, не в корыстных целях, не во зло. Вы понимаете о чем я? Загляните в соцсети, почитайте комментарии - сколько (!!!) неадекватных, и это мягко сказано. И вы хотите предоставить эту информацию на растерзание всем? Подумайте о последствиях.

Полностью с Вами согласен. Базы данных должны быть открыты, но при этом надо запрашивать аутентификацию того, кто делает запрос.
Возможно указывать причину интереса чтобы отсечь неадекватных граждан.


Атос59 30.11.2016, 17:24 #

Дмитрий Песков правильно сказал что эта тема «весьма чувствительная».
И кто должен выслушивать "убедительные аргументы" каждой из сторон?
Пора бы провести конференции, слушания и перестать спекулировать на теме репрессий.
Памятник жертвам нужен, но только невинным жертвам - это как раз важно понять.
И вернуть памятник Дзержинскому одновременно на прежнее место где он был установлен. Там и камень лежит рядом - пусть лежит.


Комментирование закрыто

ТвиттерВконтакте