В камне, в бронзе, в памяти

23.02.2016

О том, к чему приводит бряцание оружием, напоминают сегодня военные памятники русским воинам. Они стоят вдоль всех границ России. В бронзе и в граните, с именами героев и героям безымянным - они лучшее напоминание живущим, что мир дается дорогой ценой. Но они не просто символ. Не только дань памяти погибшим за мир. Все эти воины, стоящие вдали от своего дома, и сегодня стоят как стража на часах. Они и сегодня - защитники Отечества.

Потому и страшно от них тем, кому хочется снова поиграть в войну. Потому и пытаются убрать их подальше, взорвать, уничтожить. Но вы заметили, что там, где сносят военные памятники, становится очень неспокойно?

Не пришло еще время менять часовых. У них трудная работа. Слово Дмитрию КУЛЬКО.

У берегов Босфора каждый корабль провожают сотни чаек, как и наших моряков на битвы десятка русско-турецких войн. Подплывая к дальнему острову в Мраморном море, птицы, кажется, чувствуют какую-то непонятную силу и первыми улетают обратно. Местные давно говорят – в этих краях очень много мистического. Остров Хейбелиад, кажется, остался в 19 веке. Деревянные дома стоят, словно только что построенные, а по дорогам колесят только фаэтоны.

Елена Максомова, житель Хейбелиада: «На 9 мая или близкий к этому дню день сюда очень много приезжает русских. Специально заказывается корабль с европейской части Стамбула».

Елена из Казани, как, впрочем, и все русские здесь, рассказывает о невероятном повороте судьбы, который привел её жить на Хейбелиад. Раз в неделю она поднимается сюда, на самую высокую точку острова, к могиле наших воинов, погибших в турецком плену в начале позапрошлого столетия. Покой трехсот человек охраняет скульптура ангела, стоящая лицом к России.

Елена Максомова, житель Хейбелиада: «Уокой душу усопших раб твоих».

С недавнего времени здесь молят высшие силы ещё и о том, чтобы вернулся разум к тем, кто посмел надругаться над памятником.

Римма Ризаева, председатель Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества в Стамбуле: «Я не считаю, что они осквернили, они себя осквернили. Потому что памятник как был светлым, так он и остался для всех нас».

Повальная исламизации нынешней власти Турции обходит остров стороной, здесь четыре православных храма на одну мечеть, даже военно-морская школа не стала отгораживаться и переписывать историю русского оружия.

Елена Максомова, житель Хейбелиада: «Именно вот это место – последний форт-пост русских воинов 19 века. Здесь сложили свою голову и покоятся останки более 300 русских солдат».

Такие стражи памяти не просто образцы стойкости и героизма русских воинов. Какой бы ни была битва - великой или давно забытой, в каком бы веке это ни случилось и в какой стране, между бессмертными часовыми будто какая-то связь. Этот защитный пояс и по сей день охраняет нашу страну. После тяжелейшей победы над фашисткой Германией 4 тысячи памятников присматривают за миром в Европе. Спустя 70 лет находятся те, кто хочет забыть уроки истории. И памятники, как люди, тоже нуждаются в защите.

Ежи Тыц, житель Кракова: «Здравствуй, солдат! Меня зовут Юра, я поляк, я решил отремонтировать твою могилу, потому что знаю, что твоя судьба была страшная. Ты должен знать, что мы живы, люди, поляки, помним ваше дело. Помним, что вы умерли, что бы мы могли жить».

Потом он расскажет, как в одиночку за свои деньги отреставрировал уже двадцать кладбищ советских солдат в Польше. Кругом новые бордюры, всегда свежая краска на памятниках и алые звезды.

Ежи Тыц, житель Кракова: «Я их храню и так думаю, что они тоже будут меня хранить».

Быть может, среди покоящихся в Кракове 300 бойцов Красной Армии, зверски замученных в концлагере на территории Польши, лежат и те ребята, о которых часто рассказывала его мама. Перед боем, прорываясь на запад, советские солдаты прикрывали своими телами местных жителей и уводили их из-под огня.

Ежи Тыц, житель Кракова: «Когда мои люди вернулись домой, некоторых домов уже не было. С тех пор моя мама всё время благодарит ваших солдат за то, что они спасли ее жизнь, а мне, своему сыну, приказала хранить их память. А я придумал, что таким образом буду хранить память ваших солдат».

С тех пор как офицер в отставке начал ездить по всей стране в поисках забытых кладбищ, местные чиновники и политики стали называть его в телеэфире российским агентом. Так была подана команда «фас» польским националистам. Ветерана завалили угрозами и вот такими видео, намекая, что, разбив надгробные плиты, придут с кувалдой и к его семье. Это уже не война с памятниками и не война с мертвыми. Это бессмысленно и опасно, говорит Ежи Тыц, но в Европе посягнули на страшное – уничтожить тот самый защитный пояс бессмертных героев. Видимо, от собственного бессилия. 600 тысяч советских солдат погибли в Польше, но не ушли бесследно. Там, где птицы не поют, их лица отражаются в слезах самой природы.

Ежи Тыц, житель Кракова: «Дух памяти о ваших солдатах никогда не пропадет, это невозможно. Хотя они пытаются валить памятники, уничтожают, оскверняют. Солдаты там стоящие, они до сих пор свидетельство и угроза тем, которые захотели бы захватить нашу страну, не только нашу. Это просто как будто часовые».

Каменных защитников сегодня убивают подло, варварски - ночью. Как в Прибалтике. Бронзовый солдат, освободивший Таллин от немецко-фашистских захватчиков, тяжелым взглядом следил, за тем, как на него посягнули местные власти, и какой отпор они получили. «Бронзовой» ночью удары полицейских дубинок на себя приняли тысячи демонстрантов, которые пытались остановить перезахоронение останков советских воинов, освобождавших Эстонию. Столько ненависти не просто к скульптуре солдата, а к самой истории. Приговор памятникам выносят, будто живым. Монумент самого молодого генерала СССР - Ивана Черняховского, освобождавшего Польшу, снесла мэрия города Пенежно, закинув петлю на шею полководцу. Словно забыв, что он погиб в бою на этом месте 70 лет назад и с тех пор – бессмертен. На этой неделе он заступил на новый пост. Теперь - в центре Москвы. Пока стоит Черняховский, будут помнить и эти кадры, как жители освобожденной от фашистов Польши снимают головные уборы и встречают советских солдат, а запуганные войной дети несут им цветы. Если бы те победы Красная Армия одержала позже, то этого города - Кракова - уже бы не было. Культурно-историческую столицу Польши с ее средневековыми замками и костёлами фашисты хотели попросту взорвать, чтобы закрыть дорогу на Берлин. Но советской разведке удалось узнать, где немцы, отступая, подложили бомбы. О тех реальных событиях Юлиан Семёнов написал повесть, а позже был ещё и снят фильм «Майор «Вихрь». В последние минуты взрывчатку удалось обезвредить, и войска Первого Украинского фронта вошли в город. Задачу уберечь уникальное мировое наследие с блеском выполнил командующий фронтом Иван Конев. Краков и сегодня стоит, а вот памятник Коневу потомки снесли. Пустой постамент порос мхом, как и разум горожан, которые нам объясняли дорогу к месту, где стоял монумент маршала.

Местный житель: «Конев? Нет!»

Но мы всё-таки нашли русского полководца в Польше. В глухую польскую деревню Униевица люди приезжают либо случайно, либо на 9 мая. Этот огород стал практически главной площадью Польши, где собираются, чтобы почтить память погибших советских солдат, ведь здесь сохранился единственный в Европе памятник маршалу Константину Рокоссовскому. Несмотря на все нападки, он до сих пор между елей несет службу и так же спиною направлен к родным границам. Как удалось спасти монумент из печи, пан Михал Сабадаш не рассказывает - лишь говорит, что им будто небеса управляли. Теперь один на один польский офицер и товарищ маршал пьют по утрам чай.

Михал Сабадаш, создатель музея Советской армии: «Для меня он близкий человек, благодаря которому я себя здесь хорошо чувствую».

Дмитрий Кулько, корреспондент: «Он защищает?»

Михал Сабадаш, создатель музея Советской армии: «Если бы не защищал, то сюда не приезжали. А то в каждом году около 1000 человек приезжают с цветами фотографируются с ним вместе, значит уважают этого человека».

Из своей усадьбы пан Михал сделал крупнейший в Польше музей Советской армии, куда экспонаты привозят со всего мира - медали, военную форму, документы.

Михал Сабадаш, создатель музея Советской армии: «Получил в голову. От немецкого снайпера».

Уезжает хранитель лишь на поиски новых страниц истории. Недавно, вот, нашел останки, рядом с которыми лежал советский орден - солдат из Грузии не дошел до победы каких-то 200 километров. Рассказывая об этом, пан Михал не может сдержать слёз, для него эти неизвестные герои стали частью жизни.

Михал Сабадаш, создатель музея Советской армии: «Потом мы туда поехали с цветами. Мне казалось там, сын мой лежит. 22 года, целая жизнь была у этого человека еще и он погиб здесь».

И может, хорошо, что этот солдат уже никогда не узнает, что у него на родине память о войне и его подвиге стирают взрывчаткой. Мемориал воинской славы в Кутаиси власти Грузии атаковали по-военному. Жители предупреждали, не хотели этого и пугали карой небес. И она пришла. При взрыве погибли невинные - женщина и ребёнок. А в Болгарии, знаменитого «Алёшу» удалось спасти местным жителям, и теперь они стали его охраной. И, конечно, там где появилось самое страшное зло в истории, в Берлине, стоит главный страж мира. И пока у ног двенадцатиметрового исполина лежит разбитая свастика, нам ничего не угрожает.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ