Давай, до свидания!

03.07.2016

А в Европе начинается самый громкий, самый скандальный и самый дорогой бракоразводный процесс в истории. За минувшую со дня референдума неделю в Брюсселе научились держать лицо, но поджатые губы и краткость комментариев только подчеркивают, что просто так Великобританию не отпустят. Развод будет трудным. В назидание остальным.

Ведь в самой Европе самый популярный вопрос недели: а вы будете выходить из ЕС? Олланд клянется, что французам этого не надо. Испанцы и голландцы готовы об этом подумать. Президент Чехии Милош Земан сам призвал чехов провести референдум по вопросу членства в Европейском Союзе, а заодно и в НАТО. Для этого, правда, надо внести поправки в конституцию страны, но Земан упорный. 12 лет назад он в ранге премьера уговорил страну войти в ЕС, теперь может уговорить уйти.

Но пока в Брюсселе во вторник собрался саммит, чтобы решить, что же теперь делать дальше и как остановить этот праздник непослушания. Для Дэвида Кэмерона визит в штаб-квартиру ЕС был прощальным. Для него теперь всё - прощальное. Наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ сам наблюдал за этой встречей бывших друзей.

Сторонники Брексит среди прочего говорили, что европейскую бюрократию стало невозможно контролировать. И не удивительно: даже корни ее найти и то, проблема. Штаб-квартиры Евросоюза как таковой не существует. В одном только Брюсселе 17 зданий, где расположены самые разные европейские институты. Ключевые собраны на небольшом пятачке, но и тут легко заблудиться. Вот это, например, Еврокомиссия, верховный исполнительный орган. Это Европейский совет - тут проходят саммиты глав государств. Сразу за ним Европейский парламент. Там принимаю законы.  А еще тут аппарат верховного комиссара по иностранным делам  - здание из стекла и бетона - и рядом же Еврокомиссия по экономике. Лабиринты европейской власти, и именно Великобритания стала первой страной, которая нашла из них выход. В холле пресс-центра их флаги как будто специально поставили рядом. Хотя все уже понимали, теперь Британия и Европейский Союз будут только отдаляться. Политикам в этот день плохо удавалась скрывать эмоции, а некоторые, как например, президент Европарламента Мартин Шульц даже и не пытались.

Мартин Шульц, председатель Европейского парламента: «Никогда за все годы работы я не ощущал такой атмосферы, как сегодня. Эта атмосфера сильно отличалась от всего того, что было раньше».

Мартин Шульц все никак не мог отойти от утренней сессии Европарламента, которая почти наверняка войдет в историю. Сначала у всех на глазах расплакался еврокомиссар по финансам, британец Джонатан Хилл. Сам-то он, понятно, убежденный еврооптимист, но после Брексит решил подать в отставку. Символично, что в освободившееся кресло сразу посадили выходца из Латвии. На Родине Хилла потом шутили: это был последний раз, когда прибалт занял рабочее место британца. Но и Хиллу и остальным 1200 британским чиновникам на европейской службе – не до смеха. Теперь все они, скорее всего, лишатся работы.

%related%

Евгений Кожокин, политолог, проректор по научной работе МГИМО: «Для евробюрократии это абсолютнейший обвал. Они к нему были не готовы. Это должна была быть такая хитрая игра, которая бы привела к тому, что Англия в итоге осталась в Европейском Союзе».

На этой же сессии Европарламента дошло до откровенных нападок на британских депутатов и в первую очередь на Найджела Фаража, который был одним из лидеров компании за выход. Первая шпилька - от председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера.

Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии: «Это последний раз, когда вы аплодируете здесь. И кстати говоря, я очень удивлен, что вы все еще здесь. Вы боролись за выход из ЕС. Жители Британии проголосовали за выход. Так что вы здесь делаете?»

Вроде как шутка, но довольно грубая. Юнкеру ли не знать  - формально Великобритания еще ни откуда не вышла, на это могут уйти годы и все это время британский депутат имеет право присутствовать в Европарламенте. Фараж в долгу не остался.

Найджел Фараж, депутат Европарламента от Великобритании, лидер партии независимости Соединенного Королевства: «Разве не забавно, что когда я пришел сюда 17 лет назад и сказал, что возглавлю компанию за выход Британии из Европейского Союза, вы все надо мной посмеивались. Ну что? Почему же теперь вы не смеетесь?»

Потом двое заклятых друзей еще долго о чем-то разговаривали, взявшись, вернее даже вцепившись друг в друга. Момент, как Юнкер тянется к Фаражу потом попал на первые полосы газет. Что это: Европа хочет поцеловать Британию на прощание или же пытается шепнуть на ухо какую-то угрозу? В кулуарах саммита ходили упорные слухи, будто бы Франция и Германия всерьез намерены отнять у Лондона статус европейской финансовой столицы, который он заработал в том числе благодаря особому положению Британии в ЕС. Сам лидер «Партии Независимости Соединенного Королевства», которого мы встретили у стен Европарламента, рассказал, что Юнкер всего лишь пожелал ему удачи. Но ведь и это можно сделать по-разному.

Константин Рожков, корреспондент: «Я видел, как после заседания, вы с мистером Юнкером стояли, прям таки вцепившись друг в друга. Вы о чем-то говорили? Он вам что-то шепнул на ухо?»

Найджел Фараж, депутат Европарламента от Великобритании, лидер партии независимости Соединенного Королевства: «Ну, он сказал, раз уж мы видимся последний раз, мне будет не хватать наших с тобой перепалок. Но ведь мы с ним еще увидимся! Британия пока ни откуда не вышла».

Одно из распространенных мнений, что Брексит состоялся по вине политиков-популистов, к ним относят и самого Найджела Фаража, которые, якобы, наобещали британцам с три короба, а отвечать ни за что не будут. Вопрос только почему ТО, что говорят эти так называемые популисты, находит все больший отклик. А то, что думают респектабельные политики, вроде главы британского внешнеполитического ведомства Филиппа Хэммонда, который заявил, будто от Брексит выиграла Россия, наоборот все больше вызывает усталость и раздражение.

Найджел Фараж, депутат Европарламента от Великобритании, лидер партии независимости Соединенного Королевства: «Мистер Путин на эту тем как раз практически не высказывался. Чего не скажешь про Обаму, который прилетел к нам и стал, по сути, вмешиваться в наши выборы. На мой взгляд, Евросоюз вел себя агрессивно по отношению к России последние несколько лет. Но вы знаете, сейчас я почувствовал некоторое смягчение. Даже здесь в Брюсселе».

И как тогда назвать самого британского премьера? Провести референдум была в том числе и его идея. Пусть потом он все же агитировал за то, чтобы остаться. Получается тоже популист. А может и авантюрист? Ведь как все рассчитал: сначала объявил референдум. Выбил под это из ЕС еще больше привилегий для Британии. Оставалось только успокоить взбудораженных избирателей и убедить голосовать «за» Евросоюз. Этот саммит должен был стать звездным часом Дэвида Кэмерона, а в итоге именно здесь его звезда окончательно закатилась.

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Я безгранично город за то, что бы премьер-министром нашей страны в течение 6 лет. Это была большая честь. Но в конце концов каждый сражается за то, во что верит. Если побеждаешь – хорошо, ну а если проигрываешь, надо просто с этим смириться».

Снимок, который Дэвид Кэмерон вряд ли будет хранить у себя в кабинет. Это был последний раз, когда британский премьер фотографировался вместе с остальными лидерами ЕС. Его приемник, которого должны выбрать до начала осени, уже официально подаст документы на выход. Исторические кадры: Кэмерон покидает Брюссель, Британия – Европейский Союз.

Толпа: «Господин премьер-министр! До свидания! Прощайте! Пока пока!»

Вернувшись на Родину, Дэвид Кэмерон застал самый настоящий разброд и шатание. Один из главных претендентов на премьерское кресло, лидер компании за выход из ЕС, бывший мэр Лондона Борис Джонсон, неожиданно объявил о собственной отставке. После такого неожиданного заявления, британские репортеры объявили на него охоту. Самые настырные подкараулили Джонсона на выходе из дома.

Журналист: «Что вы сделали со страной?»

Борис Джонсон, мэр Лондона, 2008-2016 гг.: «По-моему все нормально».

Журналист: «Что?? Полная чушь!»

Борис Джонсон, мэр Лондона, 2008-2016 гг.: «А по-моему все нормально».

Журналист: «Вы боролись только за себя!»

Борис Джонсон, мэр Лондона, 2008-2016 гг.: «Нет, это ерунда!»

Возмущение британцев понять можно. Ведь именно Джонсон несколько месяцев разъезжал по стране на автобусе и уверял, что как только они проголосуют за выход, королевство заживет по-новому. В итоге оказалось, что ни у одного политика, из тех, кто агитировал против ЕС, даже не было четкого плана, что делать в случае победы. Они как будто и сами в это до конца не верили. И вот теперь, когда Британия отправляется в свободное плавание, тот, кто, по идее, должен был стать новым капитаном бежит с корабля с взлохмаченной головой и рюкзаком поверх пиджака.

Евгений Минченко, политолог: «Я подозреваю, что даже Борис Джонсон, который был одним из лидеров компании по выходу Великобритании из Евросоюза, он хотел вывести ситуацию 50/50, но так чтобы Великобритания осталась, и чтобы он был лидером второй половины».

Правда есть и другая версия, что Бориса Джонсона «съели» его же партийные товарищи. В числе претендентов на пост премьера значится, например, Тереза Мэй, которую называют новой британской железной леди. Сейчас она занимает пост министра внутренних дел, а в свободное от работы время коллекционируют туфли. При чем ее любимые вот эти – с металлическими шипами. Кроме того, в гонку включился Майкл Гоув, который вместе с Джонсоном агитировал за выход Британии из ЕС. И до последнего момента все были уверены, что Гоув поддержит кандидатуру своего более звездного напарника.

Майкл Гоув, министр юстиции Великобритании: «Должен сказать, я никогда не думал, что окажусь в такой ситуации. Я этого не хотел. На самом деле я сделал практически все, для того, что не стать претендентом на лидерство в партии и пост премьер-министра».

По мнению британской газеты «Sun», Гоув, как минимум, лукавит. В статье под заголовком «Brexicuted» - перевести можно как «казненный Брекситом» - журналисты пишут, что Гоув просто всадил нож в спину Джонсону, объявив о своем выдвижении и, лишив, таким образом, своего товарища внутрипартийной поддержки. Когда бывшему мэру Лондона  задали вопрос о предательстве, на него было жалко смотреть.

Журналист: «Вы чувствуете, что мистер Гоув вас предал?»

Борис Джонсон, мэр Лондона, 2008-2016 гг.: «Ну… я… просто… я не могу заниматься тем, чем хочу. Так что пусть теперь другие решают. Удачи им во всем!»

А еще говорят, это могла быть последняя месть Кэмерона, который Джонсона знает со времен учебы в Оксфорде и, который тоже чувствовал себя преданным, когда его студенческий приятель начал агитировать за выход из ЕС. Страсти, которые бурлят в верхушке британского правящего класса, уже сравнивают с нашумевшим сериалом «Игра Престолов» о выдуманном королевстве, где тоже полно закулисных интриг, предательства и борьбы за власть. Вот и саммиты Европейского Союза еще совсем недавно напоминали те самые королевские балы, где все друг другу улыбаются и делают реверансы. Но как только начинается  пожар, веселая музыка тут же утихает и  гости срывают маски, позабыв о манерах. Что если Брексит это всего лишь первая серия в финальном сезоне долгого, но все же не бесконечного сериала под названием «Игра в Единую Европу».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ