Последняя битва Европы

11.05.2015

Остров Тексел, плоский и продуваемый всеми ветрами, лежит в Северном море далеко на севере Голландии. Сегодня он живет в основном за счет туристов, забредающих в такую глушь. 70 лет назад, в мае 1945-го он тоже оказался слишком далеко, чтобы сюда вовремя дошло известие о конце войны.
Уже был взят Берлин, был мертв Гитлер, Европа пела и праздновала победу, а на тихом Текселе разворачивалась большая военная драма, которую позже назовут последней битвой Европы. Но почему о ней вспоминают сегодня в далекой и столь непохожей на голландский Тексел Грузии - история о войне после победы в специальном репортаже Дмитрия Пищухина.

На острове Тексел такой сильный ветер, что даже сложно разговаривать – песок моментально забивается в рот и глаза. В таких условиях не то, что вести оборону, даже прицелиться тяжело. Весной 1945 в Атлантике стояла такая же, как и сегодня, погода - сезон штормов. Шум ветра заглушал любые звуки, а потому немецкие часовые, охранявшие комендатуру, не услышали приближающиеся шаги. Люди в форме СС подошли ближе, но вместо «Зиг Хайль!» выкрикнули фразу на русском: «С днем рождения!», а затем перерезали охрану штыками. Так в ночь с 5 на 6 апреля на голландском острове Тексел вспыхнуло восстание советских военнопленных.

Вим Мейтс, историк: «У них не было другого выбора – или победа, или смерть. Восставших не пугало, что в Советском Союзе их может ожидать тюрьма за то, что в свое время они сдались фашистам».

800 человек против двух с половиной тысяч. Перевес на стороне фашистов в три с лишним раза. Но за три часа восстания наши уничтожили четыреста немецких солдат и офицеров. Это был не просто стихийный мятеж, а хорошо спланированная операция. Военнопленные - грузины, армяне и русские - убивали спящих немцев бесшумно, в постелях, лезвиями для бритв. Так они мстили за издевательства и голод – в лагере им приходилось грызть березовую кору, ловить мышей и есть их сырыми. Пленные горели ненавистью к фашистам и теперь готовы были душить их буквально голыми руками.

Хален Йонсен, историк: «Здесь был хорошо замаскированный офицерский бункер, в котором находилась комендатура. Обратите внимание на толщину бетонных стен, но это укрепление не смогло спасти нацистов. Военнопленные захватили остров без единого выстрела».

Для гитлеровской армии Тексел был важным северным форпостом – частью, так называемого, Атлантического вала. Его построили после разгрома Франции вдоль всего европейского побережья, чтобы предотвратить вторжение союзников. Остров был прекрасно защищен со всех сторон. Для строительства береговых укреплений сюда сгоняли пленных солдат, подобранных по этническому принципу. На Текселе сформировали отряд, состоявший в основном из грузин. Но нацисты даже в страшном сне не могли представить, что в тылу у противника, под жесткой охраной, замученные пытками и издевательствами бывшие советские солдаты смогут организовать подпольное освободительное движение и ждать момента, чтобы отомстить. 

Григорий Липартелиани, писатель, историк: «Этот героический поступок грузинских ребят, которые практически были обречены на смерть, говорит о том, что советские люди, где бы они ни находились, - в плену или в партизанских отрядах - они самоотверженно воевали, защищали интересы нашего государства, а также честь и достоинство советского солдата».

Грузинское село Манглиси. Здесь встретил свою старость один из последних участников восстания на острове Тексел Евгений Артемидзе. Перед его домом до сих пор растут красные тюльпаны, луковицы которых он привез из Голландии. С тех пор многое изменилось – дом перестроен, двор переделан, а цветы, назло времени, проросли сквозь каменную брусчатку, словно, напоминая о подвиге грузинского народа. В родном селе Евгения Артемидзе сегодня создан музей. Родственники бережно хранят военные фотографии, личные вещи участников восстания, подробную карту острова Тексел, на которой подпольщики несколько месяцев подробно отмечали все огневые точки немцев. Бунт против фашистов готовился долго.

Гульнара Артемидзе, дочь Евгения Артемидзе: «Они были патриотами, они любили свою родину, они хотели вернуться в Грузию».

Последнее интервью с Евгением Артемидзе голландские телевизионщики записали пять лет назад, незадолго до его смерти. Он был последним из 250-ти выживших. Словно предчувствуя близкую кончину, Евгений Габриэлович заранее заказал себе могильную плиту  – не хотел, чтобы родня беспокоилась после его смерти.

Евгений Артемидзе, участник uрузинского восстания на острове Тексел: «Я покажу вам мои тяжкие заслуги. Вот смотрите, Евгений Габриэлевич Артемидзе. Родился 4 августа 1920 года. Сейчас я покажу вам мои тяжкие заслуги».

В конце войны Евгений Артемидзе смог тайно связаться с ячейкой компартии в Нидерландах, рассказал им о том, что на острове готовится восстание. Голландцы просили операцию отложить, пока не подойдут союзники. Но обстановка накалялась и весной 45-го советские военнопленные сказали, что больше ждать не могут. Операция «С днем рождения!» завершилась успешно – остров был буквально залит кровью гитлеровцев. Союзники обещали высадиться на Текселе уже через три дня. Но помощь так и не пришла. Вместо этого к берегу стали прибывать свежие части Вермахта – всего около пяти тысяч солдат. 

Последняя битва за Тексел, считай за Европу, развернулась в районе старого маяка. Восставшие обороняли его одиннадцать дней и ночей до тех пор, пока на берег не высадился гитлеровский морской десант, который с огнеметами провел зачистку острова. Фашисты прочесывали остров, двигаясь цепью, на расстоянии в несколько метров друг от друга. Убивали всех встречных, не жалея ни женщин, ни детей. Взятым живыми мятежникам, приказали самим рыть себе могилы. Оставшиеся военнопленные отошли за минные поля и продолжили партизанскую войну – они подрывали нацистские патрули и нападали на КПП. Местные жители, в свою очередь, помогали советским партизанам, прятали их в своих сараях и землянках.

Баккер Фин, житель острова Тексел: «Когда началось восстание, мне было 12 лет. К нам в дом пришли советские партизаны, они попросили еды и воды. Мой отец предложил им переодеться и переночевать. Они жили у нас три дня, но мы их не выдали, хотя знали, что нас за это могут расстрелять».

В начале мая нашим удалось перерезать кабель связи – остров оказался в полной изоляции. О том, что пал Третий Рейх, фюрер покончил с собой, а весь мир празднует победу над фашизмом, на Текселе не знали. Чтобы развеять слухи об окончании войны, нацисты даже провели на острове военный парад – это был последний парад в истории гитлеровской армии.       

Ван Инген Схенау, житель острова Тексел: «Мы не знали, что на материке свершилась победа. Не знаю, чего добивались нацисты, возможно, ждали подкрепления или надеялись, что их вскоре эвакуируют. Весь мир праздновал победу и только у нас лилась кровь».

И только 25 мая, через 16 дней после Победы, на остров высадились канадские части. В результате тексельского восстания погибла тысяча человек – как наших солдат, так и местных жителей. В память о них на острове воздвигли мемориал. Под гербом Советского Союза всегда лежат свежие тюльпаны. И хотя Грузия и Россия сегодня разделены границей и официальное отношение к Дню Победы у наших стран разные, голландцы продолжают называть Последнюю битву за Европу - «русской». Каждый год в мае здесь преклоняются перед героями, освободившими их землю от фашизма.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ