Затишье перед бурей

15.01.2017

Сегодня мы продолжаем историческое расследование событий переворота на Украине трехлетней давности.

В начале января 2014 года затишье было недолгим. Надежды на то, что новогодние праздники снимут накал Майдана, были тщетными. Майдан не просто устоял, он начинал жить своей жизнью - буквально врастал в площадь палатками, полевыми кухнями, обрастал нехитрым бытом, традициями и скарбом.

Но на чьи деньги он жил? Ведь кто-то за все это платил. А между тем штабы в захваченных зданиях тоже теперь работали круглосуточно. Ядро националистов становилось все крепче. Ведь тот январь тоже начался факельным шествием в честь Бандеры...

Итак, хроника госпереворота в новой части документального расследования Виктора ЧЕРНОГУЗА «Украина-Руина». Январь.

Изнанка революции достоинства. Вид сверху почти как приговор: отчетливо видно: по Майдану растерянно бродят еще сотни, но уже - или ещё - не тысячи людей. Ни пламенных речей, ни драк с милицией. Главную площадь Киева в прямом смысле обживают. Так что в начале 2014-го новости из Киева выглядит непривычно спокойно.

Оператор: «Откуда дровишки».

Участник Майдана: «Из леса вестимо».

Оператор: «А где тут лес?»

Участник Майдана: «Российский кедр».

В контексте

19.02.2017

Майдан. Февральский переворот

На ночь потрепанные протестом граждане расходятся по помещениям.  Захваченные дом профсоюзов и киевская мэрия не штабы, скорее общежития революции «достоинства». Спят вповалку, не раздеваясь. Аромат революции все устойчивее с каждым днем. 

«Люди у нас просят теплые большие руковички, потому что очень мерзнут. Еще нужны носки большого размера, очень нужна обувь. Ее нет – это катастрофа».

Достаточно просто придти на площадь, чтобы уже не думать о бытовых проблемах. Появившиеся словно из ниоткуда организаторы уверяют: всем необходимым майдан обеспечивают простые киевляне.

Юрий, координатор: «У нас проходит раздача  еды, теплых напитков, есть одежда, лекарства  медпункт, охрана, все на добровольных началах».

Конечно, отчасти это было действительно так. Но чем дольше стояли на Майдане, тем организованнее становился этот стихийный протест масс. Александр Симбирцев – несколько дней провел в палатке на главной площади страны. Журналистское задание обернулось тогда неожиданными открытиями: оказывается, костяк протеста составляли  отнюдь не идеалисты – киевляне, а специально привезенные с запада граждане страны. Именно в мирном январе 2014-го они стремительно осваивались на Майдане.

Александр Симбирцев, журналист: «Вокруг сцены стояли политические партии сторонники и их они сменялись как на дежурстве, естественно, то финансирование которое должно было быть чтобы люди оставались на майдане».

Став своим в этой среде, Симбирцев увидел массу любопытного: и иностранных инструкторов, обучавших технологии захвата административных зданий, и сметы на доставку участников из регионов: по 200 гривен на человека за день стояний на Майдане. Через пару дней Симбирцева записали даже в отряд самообороны националистической УНА-УНСО, и даже предложили участвовать в нападениях на Беркут. Опять же - за деньги. Тогда свои впечатления он описал в редакционной статье, сейчас об этом опыте погружения в революционный процесс говорит куда осторожнее. За прошедшие несколько лет произносить вслух правду об изнанке Майдана стало слишком опасно. В прямом смысле. 

Александр Симбирцев, журналист: «Палатки, топливо, питание, конечно требует. Просто так методом народных сборов можно поддержать какое-то время ,но постоянно этого не сделаешь. Естественно, особенно возле сцены и сцена организовывались олигархами».

Украинские олигархи как движущая сила протеста: об этом до сих пор на Украине говорят неохотно. Но именно самые богатые люди страны стали финансистами и организаторами госпереворота. Прежде всего, они помогали майдану информационно. Строго по Ленину «газета это не только коллективный пропагандист, но также и коллективный организатор».

Илья Быков доцент СПбГУ, политолог: «Показывалось место действия, форма участия и, конечно, люди, которые были неравнодушны, они видели, куда нужно идти».

Действующая власть в те дни оказалась в информационной блокаде. Тогда государству принадлежал всего один телеканал с небольшим рейтингом. И он, конечно, не мог соперничать с медиахолдингами майданных олигархов.

Николай Азаров, председатель комитета спасения Украины, бывший премьер-министр Украины (2010-2014 гг.): «Я созвонился с Коломойским, хозяином плюсов, с Ахметовым, хозяином трк Украина, с Фирташем, с Левочкиным, с Пинчуком и сказал: «вы ребята раскачиваете лодку, вам будет хуже, друзья мои, вы пострадаете, вы будете первые пострадавшие».

Вскоре хозяева Украины вспомнят об этом предупреждении. Из всех олигархов страны свое состояние увеличил только один – Петр Порошенко, остальные потеряли миллиарды. Пройдет всего год после Майдана, как, например, хозяин одного из крупнейших каналов страны – газовый магнат Фирташ начнет выступать с разоблачительными интервью.

Дмитрий Фирташ, бизнесмен: «Украина Сегондя не является успешным проектом, Америка не справилась с этой задачей, она сделала поле боя. Она все уничтожает и экономически и политически, она страну сделала нищей».

Но тогда миллиардерам из глобального списка Форбс казалось: все идет по плану. Ведь однажды уже получилось: в 2004-м, когда оранжевая революция привела к власти Ющенко. При котором, несмотря на весь революционный пафос,  они успешно продолжили грабить страну. Что-то подобное они надеялись повторить и в 2014-м. К этому моменту теневым хозяевам Украины действующий президент Виктор Янукович уже откровенно мешал.

Виталий Захарченко, министр внутренних дел Украины (2011-2014 гг.): «Бизнес он старался влить на исполнительную, судебную власть, на все ветви власти и почувствовал в определенный  момент, что этот путь для них закрывается, это безусловно, им не нравилось. И безусловно им не нравилось, что они начала терять сверхприбыль, которую они получали благодаря положению, которые занимали в государстве».

К тому же на бизнесменов давили. Конечно, пока нет документальных свидетельств  этих переговоров, но бывшие руководители Украины уверены: олигархам сделали предложение, от которого они не могли отказаться.

Николай Азаров, председатель комитета спасения Украины, бывший премьер-министр Украины (2010-2014 гг.): «У них, как у любых олигархов, активы спрятаны на Западе, Запад имеет очень серьезное влияние, что стоит санкции включить  в список не только членов правительства, но и, например, Пинчука и все».

Но, несмотря на медийную и финансовую поддержку, протесты к январю 14-го года явно пошли на спад. Власть так и не решилась применить силу, а значит не было повода вывести сотни тысяч на улицы, а само по себе сидение в палатках на Майдане было напрочь лишено революционной романтики. Расходы же все росли: проживание, питание, проезд, сценическое оборудование, дрова, палатки, печки, одеяла, каски, покрышки для баррикад – эксперты оценивают затраты на Майдан на уровне двух миллионов рублей в день - и это по старому курсу, а ведь понятно, что тратили доллары. И это не считая гонораров, от которых никто никогда не отказывается, даже если революция. Самым активным участникам, по разным данным, платили от 15 до 25 долларов в сути.

Олег Царев, народный депутат Верховной Рады Украины (2002-2014 гг.): «Технология начала буксовать, на каждые выходные стало приходить все меньше и меньше людей и после нового года поменяли команду, которая отвечала за Украину стали разыгрывать другой сценарий прямого захвата власти. Этот сценарий привел к успеху».

Ударной  силой этого сценария стали – националисты. Впервые они засветились еще в начале декабря, при попытке штурма администрации президента. Тогда не получилось, ультраправые отступили, перегруппировались и вышли на мирные улицы Киева. Вот они: будущие палачи Донбасса. Пока деревянные щиты и дубинки вместо автоматов Калашникова и гранатометов. Но на руках уже повязки с руной волчий крюк – эмблема фашистской танковой дивизии Дас Райх. Таких черт у украинской революции в избытке: вот, например, характерная сцена: наци расталкивают мирных протестующих. Один из боевиков - вот он, в маске - неосторожно поворачивает самодельный щит к камере. На его тыльной, скрытой стороны – руна Зиг – печально известный символ СС. К середине февраля такие граждане постепенно станут хозяевами Майдана. И перестанут стесняються раздавать интервью иностранным корреспондентам.

Участник Майдана: «Мне нравится эта идея единой нации, один народ одна страна одна нация».

А это уже дословная калька с известного «Айн Фольк, Айн Райх, Айн фюрер» - одной из основным доктрин нацизма. Подкрепляя сказанное делом, украинские радикалы в январе устраивают марш в честь Степана Бандеры. Теперь такие факельные шествия для Украины норма, а тогда в январе 2014-го киевляне еще с робким недоумением смотрели на колонны понаехавших западенцев. Или - как их раньше звали в столице - селюков. Колхозников, отребья. Власть же сделала вид, что ничего особенного не происходит. Тогда еще казалось: если не обращать внимания, то Майдан прекратиться сам собой, - замерзнут и пойдут по домам. На самом деле это было просто затишье перед бурей. Уже 22-го января на Майдане прольется первая кровь

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ