Музыка их связала

29.10.2017

Король российской эстрады снова в центре скандала. Филиппа Киркорова обвинили в плагиате. Уже не в первый раз. Яблоком раздора стала песня «Шелковая нить».

Претензии предъявил французский автор Жильбер Синуэ, которому мелодия с альбома Киркорова показалась очень знакомой. Теперь француз требует 15 с половиной миллионов рублей компенсации.

Недавно наш певец уже судился из-за подобного иска. Дидье Маруани требовал от Киркорова 75 миллионов рублей якобы за украденную песню. Что это? Хороший бизнес по выкачиванию денег из звёзд или борьба за авторские права? Наталья КИРИЛЛОВА - о том, можно ли найти отличия в песнях современной попсы.  

Эту песню поп-короля Бари Алибасов не узнал даже с 7 нот.

Наталья Кирилова, корреспондент: «Помните эту композицию?»

19 лет назад Филипп Киркоров снялся в нехитром клипе «Шелковая нить». 

«Сладкий мой» спела икона французского шансона -  певица Далида двадцатью годами раньше Киркорова.  И вот спустя столько лет Жильбер Синуэ вспомнил об этом и обвинил русского поп-короля в воровстве!

Кассаб Самир Жильбер Синуэ, автор песен, писатель: «Если вы берёте чужую песню без разрешения, это плагиат. Господин Киркоров, видимо, привык воровать. Ведь он поступил также с песней Маруани и с другими композициями».

Впрочем, Филипп Бедросович не отрицает – он приложил руки или прибрал к рукам... - многие мировые хиты. Его ведь давно называют «Королем ремейков».

Филипп Киркоров: «Да я знаю, что я великий!!! Да».

Еще не стихло эхо предыдущего скандала, когда создатель группы «Спейс» именитый французский композитор Дидье Маруани услышал в «Жестокой любви» сочиненную им когда-то мелодию. Год назад обе стороны должны были встретились в суде.

Дидье Маруани, композитор: «Многие, веря адвокату русского артиста Добровинскому, повторяют за ним, что дело закрыто. Но это не так! Пишут, что мы проиграли, но это чушь!»

Процесс в самом разгаре. Но на следующей неделе станет известно примет ли Савеловский суд новый иск, еще одного француза.

Вячеслав Добрынин, композитор: «Это уже не Муруани, другой?»

Жильбер Синуэ для начала попросил ни много ни мало, а пятнадцать с половиной миллионов рублей!

Андрей Григорьев-Аполлонов, солист группы «Иванушки International»: «Что-то французы оборзели немного. Я прошу прощение перед композитором французским. Но до фига!»

В общем, пока суд да дело вокруг рождались версии.  Продюсеры сразу увидели в процессе самопиар француза.

Иосиф Пригожин, продюсер: «Когда ты подаешь на Киркорова, ты назад получишь, как говорят сегодня наши дети, хайп».

Бари Алибасов, продюсер: «Он у себя там тоже герой! Во Франции. Он с русскими судится. Тем более, эта тема сейчас актуальная: мочить, давить русских».  

Звезды посчитали: во все виновны деньги.

Дмитрий Маликов, народный артист РФ: «Может, он просто мошенник, который хочет заработать».

Есть и те, кто уверял нас – скандал устроен скуки ради.

Алёна Свиридова, заслуженная артистка РФ: «Судя по тому, что он автор Далиды, и лет-то ему много, и, скорее всего, в его жизни в последнее время мало что происходит. Поэтому такой фан, наверное».

Версий много, но ни одной против Филиппа.  В русском шоу-бизнесе все, как один уверены – любые совпадения случайны.  Ведь на всех всего 7 нот и при желании уличить в воровстве может любой. На волне скандала с Киркоровым лидер Иванушек откровенно признался. Плагиат - дело хоть и громкое, но почти обыденное.

Андрей Григорьев-Аполлонов, солист группы «Иванушки International»: «Потому, что всем глубоко начхать. Нот то мало и мелодий они реально повторяются».

Возможно, мы так устроены. Память человека стирает первоисточник информации, оставляя при этом ее суть. Ученые даже придумали этому название – криптомнезия. И это в том числе из-за нее, композиторы снова и снова могут, так сказать «придумать» одну и туже мелодию несколько раз подряд.  Иначе, как объяснить, что в один и тот же год, но у разных певиц, появился новый хит с одинаковым припевом!

Иосиф Пригожин, продюсер: «Мы очень любим Полину и дружим с ней. понятно, что это не к ней вопросы, а скорее к автору. Поэтому авторы иногда позволяют себе сами себя повторять. Трудно не повториться. Сколько музыки разной в мире».

Потому плагиат - не только наша традиция. Например, спустя 25 лет после русской версии «Фаины» Бари Алибасов обнаружил на просторах Интернета румынскую версию своего хита.

Бари Алибасов, продюсер: «Они извинились, дали денег и на этом всё закончилось.

И если румынская Фаина откровенная кража, то Киркоров в титрах французского автора все же указал. Правда имя и фамилия оказались написаны с ошибками.  Но претензий это не отменяет.

Игорь Трунов, адвокат Жильбера Синуэ: «Мы не говорим, что он подделал эту песню, он взял чужую песню и, не скрывая, исполняет ее».

Александр Добровинский, адвокат Филиппа Киркорова: «Очень пахнет аферой это дело. И в прошлый раз - не пахло, а воняло. Но я думаю, что на этот раз господин Трунов не избежит того, что он избежал в прошлом году».

Для обвинений в музыкальном плагиате нужно найти последовательное совпадение шести нот. Это по российскому закону. В Америке - 11 подряд. Но, если в знакомой мелодии через каждые пять нот вставлять вдруг новую, отличную от оригинальной, первоначальный автор уже ничего не докажет. Так что ни один современный композитор не может быть уверен в собственной оригинальности. Ни на ноту.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ