Варшавское братство

17.05.2015

Задержимся еще на военной теме. Шестьдесят лет назад, 14 мая 1955 года, в Варшаве торжественно был подписан военно-политический союз европейских социалистических государств. Это был договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский договор. Мы, наше поколение, выросло с сознанием, что Варшавский договор - это данность. А между тем, тогда, после войны, многое в нем для нового соцлагеря тоже было новым. Первые обязательства по совместной защите интересов, координации действий во время кризисных ситуаций, первые совместные военные учения, общие договоры о запрете опасных для человечества видов вооружения. Был даже договор о совместном изучении Луны и других небесных тел. Помните первых космонавтов из соцстран? Это тоже наследие Варшавы. В 85 году действие договора продлили еще на 20 лет. Никто не знал, что через шесть лет рухнет Советский Союз, соцлагерь, и старая дружба тоже почему-то даст трещину. Сегодня немало критиков пишут о том, что 60 лет назад был создан искусственный союз. Создан лишь в пику молодому альянсу - НАТО. Однако, если так, то почему именно о Варшавском договоре как о военном союзе за рубежом написано немало монографий? Только в Канаде было издано монументальное исследование в четырех томах. Мифы и правда Варшавского договора в специальном репортаже шефа Европейского бюро Пятого канала Виталия ЧАЩУХИНА.

К историческому месту подписания Варшавского договора без боя сегодня было бы трудно подобраться. Но, кажется, теперь уж  поздно махать кулаками: 60 лет спустя ни дружбы, ни сотрудничества, ни взаимной помощи. Бывшие союзники уже давно развернулись на 180 градусов и окончательно перешли на сторону предполагаемого противника.

В эти дни Польша готовится ко второму туру президентских выборов. И очень показательная деталь – ни одно официальное мероприятие сегодня не обходится без поднятия флага Северо-Атлантического альянса. Он висит и сейчас на площади перед президентским дворцом на одном уровне с польским полотнищем и флагом Евросоюза. Тем удивительнее сегодня смотреть, как генералы соцлагеря, включая польского, подписывались под созданием антинатовской коалиции. Чем дальше 14 мая 1955-го, тем сложнее поверить, что когда-то были страны, готовые сдерживать военный блок Запада и противостоять его расширению, да еще и выстроившись в алфавитном порядке русского языка.   

Арнольд Забиш, ветеран Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского договора: «Вот Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия».

Виталий Чащухин, корреспондент: «Представить эти страны вместе сегодня невозможно».

Арнольд Забиш, ветеран Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского договора: «Да, к сожалению».

Арнольд Забиш – только один из тех, кто составлял многомиллионную армию Варшавского союза. Его военный билет давно недействителен, но мысленно он до сих пор в строю.

Арнольд Забиш, ветеран Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского договора: «Бывший враг, он и сегодня враг».

Виталий Чащухин, корреспондент: «То есть нашим заокеанским друзьям нечего делать в Европе?».

Арнольд Забиш, ветеран Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского договора: «Вы сказали друзьям? Нашим заокеанским друзьям? Они для меня не друзья. Я не имею в виду народ, я имею в виду политиков».

В контексте

29.04.2018

Проблемы с памятью? Так мы напомним. Как польские власти переписывают историю, с ошибками.

Точно также были настроены тогда и все участники «Варшавского договора». Он был принят без особой полемики, не под гнётом, но под патронажем СССР, чьё послевоенное влияние распространялось до самой ГДР. Между подписантами было понимание, вспоминает Курт Гернерт – он делал всё, чтобы между немцами и русскими не было никаких трудностей перевода.  

Курт Гернерт, переводчик делегации ГДР при подписании Варшавского договора (1955 г.): «Я гордился, что именно меня выбрали сопровождать нашего генерала. Откровенно говоря, мне нравилось работать на правительственном уровне. Припоминаю обязательные 100 грамм и на посошок. Это было чисто по-русски. Я  до сих пор не могу многое говорить, но с уверенностью могу сказать одно: военная подготовка у нас была в разы лучше, чем у НАТО. Советская армия была намного сильнее показушной американской, это зафиксировано».

Западная пресса в тот день негодовала: «Страны железного занавеса отвечают НАТО». Подписантов изображали «самодовольными», аплодисменты «безумными». Карикатурные упреки, впрочем, были и с той, и с другой стороны, но главное - что мир становился двуполярным.    

Юрий Балуевский, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ (2004-2008 гг.): «Я считаю, мир был более спокоен, я бы так сказал, когда была огромная военная сила с одной стороны и эта огромная военная сила нивелировалась такой же силой с другой стороны. И мы тогда готовились - не к захвату Европы, как многие теперь говорят. Мы готовились защищать то, что было завоевано нами всеми в той организации, которая называлась и «Варшавский договор», и социалистический лагерь».

В один момент рухнули оба. Новости о конце «Варшавского договора» пришли из Праги в июле 1991-го.

Ержи Белецки, ветеран Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского договора: «У вас очень хорошая разведка, между прочим. Кто-то не хотел слушать. Я тоже работал. Меня тоже не слушали, думали, что не всерьез это подается».

Поляк Ержи Белецки, имевший дело с разведданными, поступавшими в Организацию Варшавского договора, уверен, что тогдашняя советская власть попросту не смогла удержать и военный союз тоже.  Чтобы обезоружить «братство», оказалось достаточно бумажки с условным названием «протокол».

Ержи Билецки, ветеран Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского договора: «Запад оказался хитрее. В свое время у вас эти начальники, старики, они думали, что уже миром владеют, можно спокойно сидеть. А спокойно нельзя. Нужно все время тяжело работать и смотреть. Вокруг себя и за собой».

Бывшие военные соцлагеря в сегодняшней Европе называют себя изгоями, им урезают пенсию, с ними не считаются. Касается это всех, даже бывших главнокомандующих, чьи страны подчинились сегодня политике США.

Теодор Хофман, министр национальной обороны ГДР (1989-1990 гг.): «Знаете, было бы справедливо, если после расформирования Варшавского договора началось упразднение и НАТО тоже. Нас обманули. И что мы имеем сегодня? НАТО стоит перед границами России. НАТО является не мирной, а воюющей и, конечно, Россия чувствует себя под угрозой. Я знаю русских очень хорошо, и я знаю, что русские хотят только одного – мира».

И хотя на союз, подобный Варшавскому, сегодня рассчитывать вряд ли приходится, подвижки в сторону пусть не военной, но политической коалиции начались.

Владимир  Золотарёв, член научного совета Российского военно-исторического общества, генерал-майор запаса, доктор исторических наук: «Хорошие союзники всегда нужны. В том варианте, в каком мы знали Варшавский договор - маловероятно. Но с другой стороны, Восточная Европа просыпается. Какая у Чехии, Венгрии четкая позиция. Это во славу собственных стран с крепким политическим стержнем, когда люди заявляют о том, что выгодно их народам в первую очередь».

Но это не мешает этим же лидерам быть на службе и у Запада тоже. Сегодня уже все страны бывшего Варшавского договора – члены НАТО, которая символично готовится покорить Варшаву.

Бронислав Коморовский, президент Польши: «Было бы очень интересно, если бы саммит НАТО прошел на том месте, где был подписан Варшавский договор».

Приглашение нынешнего президента Польши Бронислава Комаровского было принято. Реваншистский саммит пройдет в будущем году и будет посвящен дальнейшему  «расширению» Северо-Атлантического Альянса в этом пока еще однополярном мире.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ