Не вижу, не слышу, не скажу

23.10.2016

Алеппо и Мосул. Эти два города всю неделю не сходят со страниц газет и лент новостей. Сегодня именно здесь - самые горячие точки Ближнего Востока. На этой неделе официальный Багдад объявил о начале штурма Мосула. Почти параллельно - в Сирии правительство Асада заявило, что готово к военной операции по освобождению Алеппо.

Два похожих по значению и по судьбе города. Мосул называют северной столицей Ирака. Алеппо всегда считался вторым по значению городом Сирии. Оба мегаполиса уже несколько лет захвачены боевиками. Но на этом схожесть их судеб сегодня закончилась. Просто потому, что за Алеппо готовы биться совместные силы правительственных войск Сирии, Ирана и ВКС России. За Мосул - армия Ирака, иракские курды и коалиция во главе с США. Всем союзникам Америки - а таковых, вы знаете, великое множество, негласно запрещено поддерживать любые усилия наших военных и наших дипломатов.

А потому штурм Мосула уже назван героическим, жертвы не важны. Взятие Алеппо при любом исходе - объявят преступным. Так надо. Успешная и относительно бескровная операция по освобождению Алеппо может подорвать легитимность северо-атлантической доктрины. Поставить под сомнение всю политику Белого Дома в регионе.

Телеграф прямо пишет: «У США есть две недели, чтобы противостоять русской армаде в Сирии или - утратить остатки морального авторитета». Почему две недели - ясно. Надо успеть до выборов. Никакие мирные жители никого не интересуют - нужна просто блестящая военная победа. Потому что есть опасность потери лица. Как пишет издание,«Ставки в Мосуле высоки. Бои за город рассматриваются администрацией США как лакмусовая бумажка для внешнеполитической доктрины Обамы. Его стратегия уже провалилась в Сирии, но еще есть шанс на успех в Ираке».

Всё сказано. Ничего личного - только политика. Просто образцовый пример двойных стандартов. Точнее - двойной морали. А ведь сегодня в обоих городах заперты боевиками сотни тысяч людей... Олег КУЗЬМИЧЕВ следит за развитием ситуации.

Вот он Алеппо. А вот он – Мосул. Это Мосул, а это Алеппо. Как тут не сравнивать. В обоих городах – правительственные войска пытаются выбить бандитов, укрепившихся в жилых кварталах. В сирийском Алеппо – сирийской же армии - помогают российские военные. В иракском Мосуле – на помощь напросились войска так называемой международной коалиции во главе с США. Очевидное сходство упорно не хотят признавать американцы. Наступление на Мосул даже началось с заявления госдепа – сравнивать эту операцию с Алеппо лучше не стоит.

Марк Тонер, заместитель руководителя пресс-службы государственного департамента США: «Мы поддерживаем иракское правительство в его намерении уничтожить ИГИЛ. Но мы не видели этого в отношении Сирии. То, что мы наблюдаем, - это продолжающиеся удары против сил умеренной оппозиции, они не направлены против ИГИЛ или «Нусры».

В контексте

08.04.2018

И в этом, пожалуй, самое главное лицемерие. Вооруженных бандитов, захвативших восток Алеппо, или по-арабски Халеба – в США не хотят признавать террористами. А значит и признание очевидной схожести в судьбе двух городов – заокеанской политикой не предусмотрено.

Игорь Герасимов, доцент кафедры истории стран Ближнего Востока СПбГУ: «То, что осуществляется в Ираке – это военная операция. Операция, которую делают иракская армия, а также войска коалиции. Относительно Халеба почему-то создается негативное информационное поле. Каждый шаг военной авиации, а также сирийской армии – воспринимается, как нарушение прав человека, угнетение, подрыв доверия».

А вот так эта американская операция выглядит. Жители Мосула бегут от налета авиации ВВС США. Удары с воздуха и артподготовка начались за пару дней до наземного наступления в начале недели. Коалиция бомбила город с населением полтора миллиона человек. Те, кто сумел покинуть Мосул – пытались добраться до палаточных городков – в том числе и в Сирии.

Абу Шахад, беженец: «После долгих страданий и мучений мы все-таки смогли бежать из Мосула, используя различные способы. Мы бежали из города с маленькими детьми, и я чувствую, что для них будущее потеряно».

В лагере Аль-Холь, ждут из Мосула около 100 тысяч беженцев, но разместить и обеспечить продуктами здесь могут максимум тысяч 50. Что делать с остальными не понятно – это значит - людей ждет голод. В самом Мосуле тем временем – от бомбежки страдают жилые кварталы, разрушены мосты, этот – через реку Тигр соединял центральную часть с востоком города, который теперь остался без воды.

Антон Мардасов, начальник отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития: «Американцы действуют каким образом – они бомбят очень плотно из артиллерии, из авиации – кварталы, не затрагивая центральные. На центральных - потом можно сделать селфи, показать – как мы принесли демократию».

И фраза про селфи – не ради красного словца. Вот – партнеры США в Ираке - фотографируют себя на фоне убитых террористов. Четыре статичных камеры и еще две сверху – с беспилотников – так проходит гуманитарная операция в Алеппо. В прямом эфире и на весь мир. Режим тишины для выхода из северной столицы Сирии – ввели еще 18 октября, с 20 числа начали действовать специальные коридоры для выхода из восточной части Алеппо. Накануне туда же - с воздуха сбросили миллион листовок на арабском. Такая листовка оказалась и у нас - за тысячи километров от Сирии. Востоковеды помогли перевести слова, адресованные людям в осажденной части Алеппо. Помимо указаний – взять с собой личные вещи – эта листовка, по сути, служит пропуском через гуманитарный коридор. Военные описывают весь алгоритм. На подходе к КПП листовку нужно поднять над головой, вторую руку также следует держать поднятой. И только после команды постового следует медленно подойти к одному из коридоров указанных на карте. 6 коридоров рассчитаны для выхода мирных жителей, еще два – для бандитов – один на севере – в районе дороги Кастелло до одноименного торгового центра. Другой путь – на юге – начинается у рынка Сук-эль-Хай и выводит на дорогу Дамаск-Алеппо. Причем – только вдуматься – террористов даже разоружаться не заставляют. Можете уходить к своим, только город оставьте. Это, кстати, делалось еще и для того, чтобы попробовать размежевать ИГИЛовцев и умеренных вооруженных оппозиционеров, которых защищают США. Результат – только 10 мирных жителей смогли покинуть Алеппо и 8 боевиков, и те – раненные.

Франц Клинцевич, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности: «Каждый, кто находится там внутри – понимает, что остались недели до окончания этой войны. Поэтому они прикрываются детьми и женщинами, поэтому они прикрываются какой-то другой задачей. Именно поэтому проводится операция в Мосуле – для того, чтобы пришли новые силы, для того, чтобы отвлекли и ВКС, и сирийские вооруженные силы от Алеппо».

Работу коридоров блокировали те самые умеренные, если, конечно, террористов, которые убивают мирных жителей, которые не дают им уйти в безопасное место - можно вообще назвать умеренными. На востоке Алеппо эти группировки уже давно смешались с ИГИЛ и выступают одним фронтом. Конкретно сейчас – не пускают гуманитарные конвои.

Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД РФ, официальный представитель МИД РФ: «Самое страшное, что те самые страны, которые бились в истерике относительно гуманитарной ситуации в Алеппо, знают (не предполагают, а именно знают), что доставка гуманитарной помощи для гражданского населения города заблокирована боевиками, которым они в свою очередь регулярно эту помощь оказывали».

При этом коалиция продолжает беспорядочно бомбить по всему Ближнему Востоку. Действуя как слон в посудной лавке. Бесприцельный огонь унес тысячи жизней среди мирного населения. Последняя атака на иракский Дакук – угодила в траурную церемонию, 15 женщин погибли. Удар по госпиталю в Афганистане унес 42 жизни. В сирийском Манбидже убито 200 человек. Столько же погибло после удара коалиции в Йемене. А тут еще бельгийцы – совершили налет на провинцию Алеппо. И хотя в королевском минобороны отрицают участие своих ВВС, российские военные с помощью данных объективного контроля – смогли по минутам расписать маршрут двух F-16. Какие тут еще нужны доказательства.

Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «Когда министр обороны Бельгии -Стевен Ванденпут, как он заявил – положа руку на сердце, отвергает причастность бельгийских самолетов к нанесению удара по курдской деревне – это может означать только две вещи. Либо Стевен Ванденпут сознательно вводит в заблуждение бельгийскую и мировую общественность. Либо его подчиненные, совместно с американскими коллегами, обманывают руководство Королевства Бельгии».

При этом и в Мосуле пока не складывается у проамериканской коалиции. Террористы - те, что бегут – по пути пытаются взять и другие населенные пункты. Так ИГИЛовцы буквально вчера напали на городок Киркук, в 140 километрах от Мосула, где застали врасплох и американцев, и иракцев, и курдов. Ведь Киркук совсем не в ту сторону от Мосула, куда хотелось бы. А расчет у американских генералов прост, уверены эксперты: в Пентагоне ждут, что боевики побегут в Сирию, на помощь своим.

Хасан Аль-Хури, политолог: «ИГИЛ может сдать Мосул и идти в сторону Ракки и Дер-эз-Зор в Сирии. Это будет еще более тяжелый груз в дальнейшем для России. Поэтому надо готовиться к очень серьезным событиям».

Действительно поспешная и плохо спланированная американская операция в Ираке принесет большие проблемы, прежде всего Сирии. Но кого это волнует, когда до выборов президента США остается так мало времени. Поэтому и Мосул американские военные хотят взять как можно скорее, борьба с мировым терроризмом – здесь не самая важная задача.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем: «Они нужны для победы Хиллари Клинтон. Чтобы преподнести – вот американская армия действительно борется с терроризмом, вот освободили город Мосул – столицу террористов в Ираке. И это будет преподнесено – как правильность той стратегии, которую Хиллари Клинтон сегодня демонстрирует».

И в достижении этой цели – убийство мирных жителей всего лишь – побочный ущерб или оправданные жертвы, как часто любят формулировать в Пентагоне. Поэтому и отказ сотрудничать с Россией в реальной борьбе с террористами – говорит совсем о разных задачах – сирийской армии и наших ВКС в одной стороны, и якобы антиигиловской коалиции, созданной США, с другой. И тут разница – все-таки есть. Но, чтобы ее увидеть – как раз и нужно сравнить. Вот он Мосул. А вот он Алеппо.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ