1. Пятый канал
  2. «Линия Маннергейма»

«Линия Маннергейма»

02.12.2007, 0:50 Культурный слой

Финская линия обороны на Карельском перешейке - самая знаменитая и самая загадочная в мире. Ее фантастическую боевую мощь превозносили советские и зарубежные писатели, политики, военные.

Рассказывали о многоэтажных крепостях, зарытых в землю и вырубленных в граните, о ДОТах, покрытых толстым слоем резины, от которых отскакивают снаряды, о подземных ходах, пронизывающих весь Карельский перешеек. Линию Маннергейма называли самой мощной в Европе. Некоторые писатели утверждали, что даже современная армия не смогла бы прорвать ее без применения ядерного оружия. Однако таинственным образом чудо финской фортификации как будто провалилось под землю.

Иван Сейдин, военный историк, доктор технических наук: Финляндия – сравнительно небольшое государство. Там не было развитой оборонительной промышленности. То есть не было возможности строить сооружения, подобные тем, что были на линии Маннергейма.

Постройкой оборонительных сооружений на Карельском перешейке финны озадачились сразу после обретения государственности. До 1918 года Финляндия была частью Российской империи. После Октябрьского переворота Ленин признал ее независимость, но тут же попытался вернуть финнов обратно, под красным флагом. В Финляндии вспыхнула пролетарская революция, а затем гражданская война.

Виктор Степаков, историк-краевед: Очень многие считают, что эта война была инспирирована партией Ленина. Это было не совсем так. Добровольцы наши были, но их было не слишком много. Оружие поставляли, естественно. После окончания гражданской войны финны боялись Советскую Россию.

Долгое время никто не знал линию Маннергейма, знали линию Оскара Энкеля. В гражданской войне победили белофинны под командованием бывшего русского генерала, барона Карла Густава Маннергейма. Уже в 1918 году по его приказу военные инженеры разрабатывают первый план линии обороны Карельского перешейка. Но Маннергейм вскоре ушел в отставку, и план остался лишь на бумаге. Долговременные оборонительные сооружения на Карельском перешейке финны начали строить только в 1920 году совсем по другому проекту и без всякого участия Маннергейма.

Владимир Смирнов, секретарь историко-краеведческого объединения "Карелия": Строились такие плохонькие ДОТы фронтального огня по германской модели (амбразура обращена в сторону противника). Эти ДОТы строились из очень некачественного бетона. Использовалось большое количество именно булыжникового заполнения. Эти ДОТы можно было разрушить очень легко.

В 1924 году строительство линии Энкеля закончилось, и долгое время никаких работ на Карельском перешейке не проводилось. Только в 1932 году финны приступили к постройке еще шести пулеметных ДОТов улучшенного типа. В 1936 году начали частичную модернизацию ДОТов линии Энкеля. В 1937 году построили первый ДОТ-миллионник. Инициатором работ стал вернувшийся в большую политику барон Маннергейм.

Лев Лурье: Барон Маннергейм был человеком властным, он сумел выжать из экономного финского парламента дополнительные деньги на оборону. На линии Энкеля было построено семь вот таких дотов. Они называются миллионниками. Для страны бедной, не обладающей естественными ресурсами, – это были деньги огромные.

Доты-миллионники отвечали требованиям современной войны, строились из высококачественного бетона, имели амбразуры флангового огня и мощную защиту из стальных плит, установленных под наклоном.

Владимир Смирнов, секретарь историко-краеведческого объединения "Карелия": Снаряд при попадании в такой ДОТ расстреливали прямой наводкой, он ударял в щит и отлетал, разрывался в стороне. Это породило легенду о резиновых ДОТах.

В отличие от остальных ДОТов Карельского перешейка, миллионники имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения.
Однако вооружение финских ДОТов оставалось скромным. На Карельском перешейке финны смогли построить всего шесть артиллерийских ДОТов. Остальные были пулеметными и не способными противостоять танкам. Ни размерами, ни вооружением лучшие финские ДОТы даже отдаленно не могли сравниться с оборонительными сооружениями французской линии Мажино.

Владимир Смирнов, секретарь историко-краеведческого объединения "Карелия": Линия Мажино – это огромный железобетонный комплекс, который уходил вниз, на восемь этажей. Эти комплексы по подземным коридорам соединялись между собой железнодорожной сетью, там ходили узкоколейные локомотивы.

Сплошной бетонированной линии обороны на Карельском перешейке финнам построить так и не удалось. Ограничились созданием двадцати двух узлов сопротивления, прикрывающих основные дороги. Советская пропаганда рассказывала про триста сорок три неприступных бетонных крепости на линии Маннергейма. Но исследования историков-краеведов на Карельском перешейке открывают более скромную цифру.

Владимир Смирнов, секретарь историко-краеведческого объединения "Карелия": Боевых сооружений мы насчитали около ста восьмидесяти. Я прошел по всем ДОТам линии Маннергейма.

Советская разведка хорошо знала о реальной мощи линии Маннергейма. Задолго до советско-финской войны был составлен альбом финских фортификационных сооружений.

Владимир Чекунов, историк-краевед: Генерал Энквист вспоминает о том, что при строительстве Линии секретности никакой не соблюдалось. Заезжие туристы могли спокойно фотографироваться на фоне возводимых объектов. Поэтому советская разведка к 1936 году прекрасно знала о наличии этих укреплений.

Весной 1939 года СССР становится союзником фашисткой Германии. Согласно секретному протоколу к соглашению Молотова-Риббентропа, все прибалтийские страны, включая Финляндию, отходят в сферу влияния Советского Союза. Осенью 1939 года Германия нападает на Польшу. Красная армия вступает на территорию Польши, почти не встречая сопротивления. Западная Украина и Белоруссия отходят к СССР. Сталин продолжает расширять империю, добивается размещения частей Красной армии на территории Эстонии, Латвии, Литвы, и вскоре эти страны станут республиками Советского Союза. У Финляндии Сталин требует отодвинуть от Ленинграда границу на Карельском перешейке и отдать в аренду полуостров Ханко для размещения советской военно-морской базы. Финны готовы обсуждать изменения госграницы, но пускать на свою территорию советские войска категорически отказываются.

Евгений Балашов, председатель историко-краеведческого объединения "Карелия": Финны готовы были идти на умеренные уступки, однако договориться сторонам так и не удалось.

Советский Союз прекращает переговоры и открыто готовится к войне. В печати звучат призывы обуздать взбесившихся псов и освободить финский народ от ига помещиков и капиталистов. Сталин уверен: Красная армия легко справится с финской военщиной.

Владимир Чекунов, историк-краевед: Сталина можно понять: мощи Советского Союза сопротивляется какая-то маленькая Финляндия. Он просто не брал во внимание финскую армию

30 ноября 1939 года части Ленинградского военного округа переходят финскую границу на Карельском перешейке. Для полномасшабных боевых действий и преодоления мощной линии обороны войск явно не достаточно. Но всерьез воевать никто и не собирается. Красноармейцы идут на помощь дружественному народу, идут с песней, специально написанной к началу похода - «Принимай нас, Суоми-красавица»:
Сосняком по откосам кудрявится
Пограничный скупой кругозор.
Принимай нас, Суоми - красавица ,
В ожерелье прозрачных озер!

Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ.
Раскрывай же теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот!

Лев Лурье:Вот эти танковые надолбы, окопы, построенные финнами, не имели, с точки зрения командования Красной армии, ни малейшего значения. Война с Финляндией – это не война, а продолжение финской революции, задавленной Маннергеймом в 1918 году:
Мы пришли, чтоб помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!

Мы пришли помочь вам, финским рабочим, расплатиться с финскими белогвардейцами. И если они будут отстреливаться, Красная армия будет отвечать, и отличившимся будет дан такой знак: «За бои на Карельском перешейке». Орденов и медалей не надо, ведь война не будет кровопролитной. Это будет шествие через Териоки, Выборг, на Хельсинки, сопровождаемое приветствиями финских трудящихся.

Однако Финляндия встретила Красную армию не цветами, а пулями. С каждым пройденным километром темпы наступления падают. Полный разгром финских войск на Карельском перешейке должен был стать делом восьми или десяти дней. Но за этот срок Красная армия смогла только подойти к главной линии обороны на западном и восточном флангах. К преодолению финских узлов сопротивления красноармейцы оказались не готовы.

Для прорыва укрепленных узлов, советское командование подтягивает танки и пушки. 17 декабря 1939 года части Красной армии начинают решающий штурм. Финские солдаты встречают танки гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

Лев Лурье: С 17 по 25 декабря 1939 года здесь, на высоте 65,5 метров, неподалеку от нынешней трассы "Скандинавия", происходит самое кровопролитное сражение начального этапа советско-финской войны. Двадцатая тяжелая танковая бригада пытается взять этот ДОТ на линии Маннергейма. Линия за линией атакуют, огромные жертвы с нашей стороны. 25 декабря Сталин приказывает штурм прекратить и готовиться к решающему сражению, брать эту линию уже наверняка.

На многих участках фронта части Красной армии не смогли даже подойти к линии долговременных сооружений. Из двухсот финских ДОТов в зоне боевого контакта находилось всего пятьдесят пять. На восточном участке фронта, в районе Тайполе, советские войска быстро уничтожили все бетонные сооружения, но прорвать оборону не смогли.

Кирилл Якимович, автор книги «Тайпале»: Все оборонительные укрепления финнов, которые они построили в двадцатые годы, за декабрь 1939 года были уничтожены. Все огневые точки были выявлены, советская артиллерия наносила по ним удар. Оборона финнов держалась исключительно на дерево-земляных укреплениях и окопах.

Евгений Балашов, председатель историко-краеведческого объединения "Карелия": Само понятие «Линия Маннергейма» в России и в Финляндии имеет разные значения. Для финнов линия Маннергейма – это линия, на которой было остановлено наступление Красной армии, а не линия укрепления.

Пентти Килльстрём, cоветник общества «Памяти жертв войны» (Финляндия): Настоящей линией Маннергейма была вера финского народа в победу до последнего дня. Это все и решило.

Мощные бетонные сооружения лишь укрепляли веру финских солдат в победу, но не могли решить исход войны. Для Красной армии главная проблема не в ДОТах и ДЗОТах. Она терпит поражения даже там, где нет никакой линии обороны.

Лев Лурье: Первоначальные неудачи у линии Маннрегейма не смутили командование Красной армии. Ведь в запасе был еще один план – удар из Карелии в глубь Финляндии – чтобы разрезать эту страну на несколько кусков. В карельские дороги, такие лесные, петляющие, грунтовые, втягиваются советские дивизии. Они проходят по восемьдесят километров в день, растягиваются на сотню километров. Когда уже передняя часть дивизии находится в глубине Финляндии, с флангов начинают наступать финские лыжные отряды. Они разрезают наши дивизии на несколько котлов, часть из этих котлов уничтожают, другие сражаются в окружении. Наступление в Карелии проваливается.

Иван Сейдин, военный историк, доктор технических наук: Они разгромили пять дивизий севернее Ладоги, из них полностью уничтожили три дивизии. Держались до конца, всего разгромили пять стрелковых дивизий и танковую бригаду. Это четвертая часть тех сил, что начали войну против Финляндии.

Владимир Чекунов, историк-краевед: Если говорить справедливо, то наши части особенно инициативы и не проявляли, командование слало панические заявления. У красноармейцев вообще не было желания куда-либо продвигаться. Целей и задач ясных не было, отсюда вся беда.

После неудач в Карелии, Красной армии остается только один путь к победе – прорывать линию Маннергейма. К решающему штурму войска тщательно готовятся: разведка выявляет огневые точки, саперы прокладывают дорогу танкам, артиллерия и авиация непрестанно утюжат финские укрепления.

Евгений Балашов, председатель историко-краеведческого объединения "Карелия": Вся армия, можно сказать, работала на эту бомбежку. Финны уже не могли сопротивляться из-за усталости. Потому что им не давали ни днем, ни ночью покоя.

Иван Сейдин, военный историк, доктор технических наук: При такой плотности огня сидеть в железобетонном ДОТе было невозможно. У кого-то лопались барабанные перепонки, люди сходили с ума в этих ДОТах.

11 февраля 1940 года Красная армия начинает наступление на Карельском перешейке. Войска атакуют по всему фронту, но по иронии судьбы в слабо укрепленном районе Тайполе атаки отбиваются финнами. Прорывают линию Маннергейма специальные штурмовые группы, состоящие из танков, пехоты и саперов.

Владимир Чекунов, историк-краевед: Советские саперы шли на прорыв, обкладывали взрывчаткой амбразуры, подрывали их вместе с собой.

Иван Сейдин, военный историк, доктор технических наук: Наши мужественные солдаты, терпеливые, устойчивые в бою, после того, как их генералы дадут им кровавую баню своим неумелым руководством, быстро обучаются. Вот и получилось, что мы прорвали линию Маннергейма.

После прорыва линии Маннергейма на главном направлении, советские войска развивают наступление на Выборг. Судьба Зимней войны предрешена. 12 марта 1940 года финское правительство заключает с Советским Союзом мирный договор: Карельский перешеек отходит к СССР, вместе со всеми оборонительными сооружениями. После войны большинство финских ДОТов подрываются советскими саперами. Железо-бетонные руины, разбросанные по Карельскому перешейку, остаются сегодня едва ли не единственными памятниками Советско-финской войны.

Виктор Степаков, историк-краевед: На каждой братской могиле планировалось поставить памятник. Был объявлен конкурс в Ленинграде, в нем принимали ведущие архитекторы. Но потом Великая отечественная война просто все заслонила. А дальше свое взяла пропаганда. Дескать, с Финляндией у нас хорошие отношения и не надо эту войну трогать.

Пентти Килльстрём, cоветник общества «Памяти жертв войны» (Финляндия): До сих пор финские ветераны уважают подвиги русских солдат, потому что видели, как храбро они себя ведут на поле боя.

Лев Лурье: Линия Маннергейма – это последняя оборонительная линия в истории человечества, которая сыграла хоть какую-то роль. Вторая мировая война показала, что дело решают не ДОТы и не ДЗОТы, а танки, бомбардировочная авиация, штурмовики и механизация. Линия Маннергейма – это практически фантом. Для финнов это памятник их героического сопротивления Красной армии, которое привело к тому, что Финляндия осталась независимой. Для советских командиров это оправдание перед Сталиным: такие огромные потери потому что такая линия. Это линия нашей памяти. Память об этой незаметной, но кровопролитной Советско-финской войне.


Комментарии

Комментирование закрыто

Вконтакте