1. Пятый канал
  2. «Женщина за рулём»

«Женщина за рулём»

11.12.2007, 14:45 Открытая студия

Необъятный простор для мужской критики, предмет шуток, издёвок и бесконечных анекдотов…. Кто это? Это женщина за рулём! Стоит издалека увидеть неумелое вождение – тут же следуют замечания – ну понятно, наверное, губы красит и вообще, как ей в таком возрасте такая машина досталась!

За что не жалеют слабый пол на дороге? Почему никто не верит в то, что женщины за рулём куда аккуратнее мужчин?

Ника: Добрый день. Как всегда по будням в это время в эфире программа «Открытая студия». Как всегда мы приветствуем вас в прямом эфире в нашей знаменитой Открытой студии в центре Петербурга. Мы сегодня хотим поговорить о женщинах за рулем.

Гость в Петербурге: мастер спорта по автомобильному ралли, руководитель школы высшего водительского мастерства Галина Павловна Гроховская.
Гость в Москве: редактор отдела автомобильной жизни знаменитого журнала «За рулём» Андрей Олегович Морозов.

Ника: Андрей Олегович, ехали за рулём?

Морозов Андрей Олегович: Да, но мужчины меня раздражали больше, чем женщины, именно в поездке через центр Москвы.

В Третьей студи Петербургского телевидения: психолог- консультант Ольга Ивановна Скорова.

Оксана: Существует, по мнению психологов, 4 типа женщин за рулём: женщины деловые, нерешительные, демонстративно дерзкие и педантичные.

Ника: Давайте разберёмся в корне проблемы. Галина Павловна, вы сколько лет за рулём?

Гроховская Галина Павловна: Давно, с конца 70-х. Я к той градации, о которой рассказывала ваша журналистка, добавлю ещё одну – «нормальные»: нормальные люди, нормальные женщины, нормальные водители.

Ника: Скажите, а вот эти градации, разве их нельзя прямо без всяких изменений отнести также и к мужчинам?

Гроховская Галина Павловна: Просто один в один. Человек, который не ездит на машине, он рождён пешеходом, у него скорость реакции – 5 км/ч. Сел человек в машину, и она поехала даже 20 км/ч. Медленно, но это в 4 раза быстрее, чем Бог дал человеку реагировать, соображать. Вот та яма, куда провалится человек, не обладающий менталитетом водителя. Задача автошкол в том, чтобы сделать из человека с менталитетом пешехода – водителя. Трудная задача.

Ника: Ваше мнение?

Морозов Андрей Олегович: Совершенно согласен с Галиной Павловной в том, что есть люди, которых научили ездить за рулём, а других не научили. Менталитет: 5 –20 км/ч. Я приведу пример Китая, в котором я недавно побывал. Там ещё 20 лет назад люди ездили на велосипедах, теперь они все ездят на машинах. У них менталитет водителей велосипедов. Они, наверное, могут объехать яму, они могут что-то сделать, но они не понимают, что они едут на большой скорости и создают какую-то опасность.

Звонок телезрителя: Я по поводу женщин: у них менталитет женский. Я уже 25 лет за рулём, так вот женщины иногда такие вещи вытворяют за рулём, просто хоть стой, хоть падай. Один раз едем в пробке – она встала посреди дороги, включила аварийку и начала себе ногти подстригать пилочкой. Женщина – это ужас какой-то за рулём. Есть среди женщин и хорошие водители, но их меньше и намного. У мужчины это просто в крови, мужское начало, они с техникой больше «на ты», чем женщина.

Звонок телезрителя: У меня водительский стаж – 30 лет. За 30 лет я был трижды в таких ситуациях, когда я просто чудом остался жив, только благодаря тому, что у меня такая реакция. Я сомневаюсь, чтобы женщина выжила в подобных обстоятельствах. Это раз. Потом, дайте им отдельную полосу, пусть они ездят, но только отдельно от нас. Как трамваи.

Гроховская Галина Павловна: Отдельно от нас, от великих водителей. Я хочу сказать, что женщины плохо ездят, потому что их плохо учат мужчины. Я совершенно согласна с Андреем Олеговичем, что всё зависит от того, как учат, чему учат и насколько у преподавателя стоит цель научить человека действительно водить машину в большом городе.

Ника: Что инструктор женщину хуже учит?

Гроховская Галина Павловна: Да. Сейчас в автошколе часто бывает, что если приходит женщина, а женщин ведь много учится, то их просто не учат. Им не хватает часов наката, им не хватает профессионализма преподавателя практического вождения. Преподавание практического вождения – это педагогическая должность. Следовательно, человек, который этим занимается, работает инструктором, как сейчас говорят, он должен быть настоящим педагогом.

Ника: Ольга Ивановна, мы можем допустить, женщины – они действительно ведь несколько иные существа, чем мужчины?

Скорова Ольга Ивановна: Позвольте мне не согласиться с этим. И у мужчин, и у женщин есть хорошие водители и плохие. Я согласна с предыдущими выступающими в том, что многое зависит от того, как нас учили в автошколах. В силу своей специальности я часто встречаюсь с женщинами, которые приходят из автошкол и имеют уже какой-то комплекс неполноценности как водители благодаря этим инструкторам автошкол. Если посмотреть в корень этой проблемы, то ведь женщина за рулём – она как бы вторглась в мужской мир. Мужчины создавали машины, они строили дороги, писали правила дорожного движения. Они подразумевали, что всем этим они будут пользоваться одни. И вдруг появляются женщины за рулём. Женщина как бы вошла в мужской мир, и мужчина пытается всеми силами противостоять этому. А женщине ничего не остаётся делать, как доказывать, что она наряду с мужчиной также хорошо, уверенно водит машину. Я сама за рулём более 19 лет. Я прошла все ступени, училась вождению. Я понимаю, что для начала женщине надо уметь управлять машиной, знать правила, накатывать часы. Быть действительно уверенной, не пытаться доказать мужчинам, что я лучше, мы все равны, мы – водители.

Звонок телезрителя: Нет женщин и мужчин за рулём, есть плохой водитель и хороший водитель. У меня несколько грузовиков, и я слышу, общаясь по рации, хамство сплошное, тотальное. Слышу, как они называют себя, водителей грузовиков, профессионалами, а нас – чайниками, нас – потому что я сейчас на легковой машине езжу. На жаргоне водителей только чайник, там нет женщины. Хочу напомнить о том, что во время войны всех мужчин женщины заменили на лесоповалах, на строительстве железных дорог, узкоколеек. Если нужно, женщины брали оружие и всё остальное. Поэтому это просто хамство и унижение женщины. Возьмите соседнюю Финляндию, посмотрите: там водители автобусов, водители грузовиков очень часто – женщины. И вполне успешно работают, поэтому всё это чушь.

Гроховская Галина Павловна: Я не согласна с психологом в том плане, что не только знание правил дорожного движения панацея от всех бед. К тому же правила дорожного движения написаны достаточно умными людьми, я даже знаю, кто этим занимался, нас на совещании знакомили с этими людьми. Правила дорожного движения – это закон существования на дороге. Все мы знаем, как мы относимся к законам. И правила эти сейчас выучить недостаточно. Нужно иметь навык, надо, наконец, осознать, что автошкола – это учебное учреждение фундаментального образования, которое даёт навык. То, чем сейчас занимаются в стране органы безопасности дорожного движения, это всё направлено на то, чтобы автошкола давала навык вождения. Говорят, женщины плохо ездят. Мужчины тоже плохо ездят сейчас. Я всегда привожу пример: вот мама ваша варит вам суп, всю жизнь она это делает, в результате она, имея опыт, может одновременно по телефону говорить, телевизор смотреть, стирать и т.д. Она знает технологический процесс, поэтому у неё всё равно получится вкусный суп. Вождение автомобиля – это технологический процесс.

Ника: Интересно, женщин надо учить один к одному, как мужчин?

Гроховская Галина Павловна: Нет. На дороге нет женщин, мужчин – всё водители. А вот учить их надо по-другому, хотя бы потому, что природой для разного предназначены, правильно? Женщина природой предназначена для воспроизведения рода

Ника: А это к дороге какое имеет отношение?

Гроховская Галина Павловна: Прямое. Материнский инстинкт и инстинкт сохранения. В одинаковых ситуациях, где будут мужчина и женщина, он поедет так, как ему удобно, она поедет безопасно прежде всего для окружающих, потом для себя.

Ника: Это правильно, так себя вести?

Гроховская Галина Павловна: Это неправильно, потому что те, кого она оберегает, уедут, а она со своими проблемами останется. Как говорилось здесь, останется посреди дороги и, как он говорит, сидит и стрижёт ногти. Она стрижёт не потому, что она такая совершенная дура. Это значит, уже что-то произошло, и она просто сидит и ждёт либо ГИБДД, либо страховую кампанию, что-то делать надо, вот она этим и занимается.

Морозов Андрей Олегович: Я считаю, что абсолютно неправильно различать вождение мужчины и женщины. Я месяц проработал инструктором по вождению. Да, в первый момент шевелятся волосы, когда садится либо женщина, либо мужчина, но у меня не было ни одной пьяной женщины, которая пришла на урок. Все женщины на самом деле схватывают намного быстрее. Я абсолютно согласен, что женщины больше заботятся о безопасности. Мужчины, вы часто пристёгиваетесь? Женщины пристёгиваются, наверное, в процентах 70-ти. Они более чётко выполняют правила, значит, они менее опасны на дороге. И я абсолютно не согласен с тем, что если женщина встаёт и включает аварийку, она опасна на дороге. Для меня опаснее люди, имеющие 30 лет стажа, 40 лет стажа. Он не пристёгивается, он одной рукой курит, он второй переключает передачу, третьей рукой настраивает «Радио шансон», говорит, что женщины не умеют ездить. Да ты сам не умеешь! Если ты едешь в левой полосе сейчас, я дико боюсь, что какой-нибудь «газелист» или «волгарь» в кепке, вот он получил «Волгу» свою ещё при советской власти, и он считает, что ему должны уступать дорогу. Он тогда научился ездить. И вот что он выедет без поворотника, я вам говорю. Женщины, которых правильно научили, они, конечно, себе этого не позволят. Потом любой водитель со мной согласится, что если человек показывает, что он будет делать, то никаких опасностей для тех, кто умеет водить, он не представляет. Я назову некоторые цифры. Сегодня 30 % водителей на дороге в России – это женщины. А из тех, кто покупает новые автомобили, 50 %. Поэтому говорить о том, кто у нас на дороге хуже водит, это бессмысленно, потому что это уже данность. Я не согласен, что вождение автомобиля – это тяжкий изнурительный труд. Может, «Газели», КАМазы», старые «Лады», но это опять же мы, мужики виноваты. Ну, кто купил своей жене «Жигули», вы попробуйте классику повернуть вот этими хрупкими руками.

Звонок телезрителя: Хочу добавить. Так много появилось новых автомобилей, прогрессивных, с коробками автомат, милые женщины, садитесь за хорошие машины, иномарки. С ними не обязательно знать техническую составляющую транспортного средства.

Ника: А как Вы относитесь к тому, что сейчас есть поветрие среди женщин-водителей, что надо сразу садиться на большую машину, на джип, тогда от тебя все будут шугаться на дороге?

Морозов Андрей Олегович: Это неправильно. Вот у меня жена сейчас получает права, она боится, например, садиться за джип, мне придётся покупать ей маленький автомобиль.

Вопрос телезрителя: Откуда стереотип, будто женщины воспринимают машину как аксессуар и подбирают её по цвету, и обязательно женщина должна выбрать маленькую машину?

Ника: Как вы к этому относитесь?

Гроховская Галина Павловна: Я никак к этому не отношусь, потому что любая машина управляется чувством и газом. И в это понятие – чувство автомобиля, входит и габарит. Оно безразмерно, и или оно есть, или его нет. И если ты ездишь, например, на «Оке», потом пересаживаешься в более большой автомобиль, то в нём посидишь 10 минут, если ты, действительно, водитель, и ты начинаешь ездить и чувствовать свой крайний правый задний фонарь. Женщины выбирают маленькие машины не потому, что в ней легче ездить, а потому что в них это - поцеловать да погладить, да маленький – это хорошенький. Или, наоборот, у них 2 крайности, очень большие. Это в основном те женщины пытаются выбрать что-то большое, это желание выбрать то, что её защитит.

Вопрос телезрителя: Большая машина вызывает большую уверенность. Это не значит, что от неё все будут шугаться. Это не значит, что она будет вести себя как страшная красавица – всем лежать.

Ника: Ольга Ивановна, ваш взгляд на большие и маленькие машины и прочее?

Скорова Ольга Ивановна: Женщинам, которые приходят ко мне на консультацию, начинающим водителям, я рекомендую садиться на машину с коробкой автомат. Потому что женщины, особенно начинающие, освобождаются от лишних движений, от этого контроля, на машине с коробкой автомат она следит за окружением, она следит за дорогой, она следит за соседними машинами и лучше воспринимает ситуацию на дороге. Что касается маленькой или большой машины, позвольте не согласиться. Наверное, всё-таки женщине начинать лучше с маленькой машины. Во-первых, проще маневрировать на дороге, проще парковаться, проще ею управлять. Да, есть психологический момент - большая машина лучше меня защищает, например, крутой джип, её действительно боятся, уступают дорогу. Но сама женщина чувствует себя более уверенно, когда знает, что в любой момент сможет припарковаться, она где-то правильно и легко перестроиться, это немаловажно. И ещё. Мне кажется, автошкола даёт какие-то базовые знания, но учитывать всё-таки женщина или мужчина учится, я считаю, нужно. Психологически мы всё-таки разные. Мужчина звонивший сказал, что была ситуация, с которой он справился, а женщина вряд ли смогла бы. Я с ним соглашусь, потому что женщина в силу психологических особенностей теряется в сложных ситуациях. Она более эмоциональна. Бывает, и мужчины теряются, но чаще всё-таки женщины в силу своих психологических особенностей. Я согласна, что женщина, которая много и долго за рулём, и когда она уже приобрела эти навыки вождения, она справится с любой ситуацией на дороге.

Улица Петербург: Ксения, 18 лет, водит машину. Мой молодой человек водит машину, и он совершенно против того, чтобы я водила. И меня удивляет та фраза, что мужчины обычно говорят, что женщина за рулём – это всё равно, что обезьяна с гранатой.

Вопрос телезрителя: Я заметила, что трамваи обычно водят женщины. Почему?

Морозов Андрей Олегович: Трамваи водят, наверное, и женщины, и мужчины в равной степени, просто настолько низкие зарплаты, что мужчина не пойдёт на эту работу за такие деньги. И никакого отношения это не имеет к полу. Потом начальники трамвайных парков всегда мужчины, эта вот разница в нашей стране, к сожалению, сохраняется. Это первое. А по поводу женщин с гранатой, я вам скажу, я мечтаю, чтобы моя жена, наконец, села за руль. И молодой человек, став более взрослым, поймёт, в чём прелесть, когда жена водит машину. Потому что, приехав в гости, ты можешь позволить себе выпить, ты можешь, в конце концов, встретить Новый год с бокалом шампанского. А женщины не пьют, они не так радуются алкоголю. Поэтому женщины, дорогие, вы должны водить машину. По поводу больших и маленьких машин единственное моё психологическое наблюдение, мой совет, машину женщине надо выбирать так: машина –это платье, которое надо будет носить, как минимум, 2 года, в нём можно что-нибудь пришить, но в принципе не изменишь модель. Исходя из этого, выбирать, большая она будет, маленькая.

Ника: Как вы относитесь к проблеме возраста? Наверное, навыки лучше приобретать в юном возрасте. Но, тем не менее, сегодня женщины постарше, есть и к 50-ти, и далее садятся за руль. Есть ли здесь проблема, ваше мнение?

Морозов Андрей Олегович: На мой взгляд, все эти вопросы возникают из-за того, что 20 лет назад автомобиль был настолько роскошью, что никто не знал, как его водить. Я стал автомобилистом только из-за того, что в тот период из Москвы и из Ленинграда всех мальчиков готовили к Афганистану, в те самые колонны, и мне там дали права. Потом машина появилась у меня в силу разных обстоятельств, но это неважно. Пройдёт даже не поколение наших детей, которые ещё не привыкли, что в гараже стоит машина, есть ли этот гараж, есть ли этот дом. А вот ещё лет 20, когда автоматически снимутся эти вопросы, когда моя дочь будет ездить с 14 лет в школу за рулём своего автомобиля, как это происходит в США. Не модно у нас сейчас приводить в пример США, но там это данность. Там нет общественного транспорта, там нет трамваев, и все должны ездить на машинах. А женщина или мужчина за рулём – там не обращают внимания. И все ездят по правилам.

Ника: Ваше мнение по поводу возраста? Говорят, когда человек поздно садится за руль, у него уже и координация не та, страхов больше, так ли это?

Гроховская Галина Павловна: Да, очень много сейчас народу идёт учиться в возрасте, и женщин, и мужчин. И это понятно. Но всё-таки люди за 40 лет должны понимать, что наступает момент, когда уже есть сложности с моторикой, с координацией. Есть сложности с восприятием, даже с тем, чтобы повернуться назад и посмотреть, что там сзади. И самое главное, если у молодого человека информация, попадая в голову, сразу выходит умением, то чем старше человек, тем это расстояние между информацией и умением становится больше. Это может быть месяц.

Ника: Есть ли люди, которым вообще не дано сидеть за рулём?

Гроховская Галина Павловна: Раньше я была уверена, что вроде как нет. Раз медсправку дают, значит, наверное, надо учить. Но сейчас я знаю, пусть на 1 миллион - один, но есть, которому ну просто нельзя к машине близко подходить. Хотя бы потому, что он не воспринимает её как, во-первых, средство повышенной опасности и для себя, и для окружающих. Он невнимателен, у него в голове Бог знает что. Приходя в автошколу и пытаясь научиться водить, независимо от возраста, нужно, во-первых, осознать, что тебе придётся напрягаться; во-вторых, придётся учиться.

Ника: Есть психологический момент, прокомментируйте. К сожалению, сегодня на дорогах очень много не агрессии явной, но эмоции не сдержаны, начинают нецензурно ругаться те, кто в жизни не употреблял таких слов. Почему-то мы распускаемся за рулём.

Скорова Ольга Ивановна: Безусловно, агрессия на дорогах присутствует. Последнее время всё больше. Запретом с агрессией, наверное, не справиться. Но контролировать свои эмоции следует. Если говорить о женщинах, они по природе более эмоциональны. Они болезненно реагируют на несправедливость, как ей кажется, на дорогах: кто-то обогнал, кто-то подрезал. Что касается агрессии, видимо, сказывается стрессовая ситуация, очень много машин на дорогах, очень много пробок, все мы спешим. Один выход – уметь контролировать свои, особенно негативные, эмоции.

Ника: Вы – водитель с большим стажем. С другой стороны, вы психолог-консультант. Когда вы попадаете в стрессовую ситуацию, вы себе говорите: Олечка, а мне наплевать, я не буду нервничать по этому поводу?

Скорова Ольга Ивановна: В принципе, я очень спокойно реагирую на любые пробки, на любые ситуации. Если мне надо куда-то ехать – заранее выезжаю. И я призываю контролировать себя. Если мы не будем этого делать, то у нас на дорогах будут сплошные «козлы» и «козы».

Интернет-вопрос: Много написали, и в основном мужчины. Начиналось с того, что у женщин нужно отнимать права – пусть сидят дома, варят борщи; как можно управлять на каблуках и держать руль с длинными ногтями; в том числе было мнение, что у женщин вообще отсутствует чувство габаритов, и оно гораздо меньше развито, чем у мужчин. Дальше всё изменилось. Один из зрителей написал, что его жена – потрясающий водитель, сам он выполняет роль штурмана. Женщина за рулём если и попадает в ДТП, то по неосторожности, по невнимательности. А мужчина осознанно садится или в нетрезвом состоянии, или старается как-то перед друзьями предстать в более брутальном образе. И вопрос от Анастасии: получила права и боится садиться за руль. Вот важный момент: как преодолеть этот момент, а то ведь можно получить права и потом не сесть за руль никогда.

Гроховская Галина Павловна: Надо выяснить, почему она боится, чего боится. Женщины боятся не того, что едут вокруг, они не имеют технологического процесса вождения автомобиля. Она не знает, что делать в той или иной ситуации. Её не научили водить. Научили её ездить по прямой, но ей не давали задний ход. Женщина на первых порах всегда планирует маршрут: проехать прямо, повернуть, а там, ох, надо дать задний ход и припарковаться. Никому не хочется выглядеть дура дурой. Кроме того, она боится за свою машину, она не поедет, она сядет в такси. Раз, второй, третий – всё, она прекратила ездить. Для того чтобы этого не произошло, надо просто прийти и заполнить те пустые места, которые её волнуют.

Ника: Вы на больших каблуках умеете ездить? Это что, большая проблема?

Гроховская Галина Павловна: Здесь нет никакой проблемы, кроме того, что портятся туфли. С длинными ногтями действительно долго не поездишь, это мешает, ногти без конца ломаются. Поэтому кто действительно ездит на машине, длинные ногти не отращивают. На каблуках можно ездить, особенно женщинам, у которых маленький размер ноги, часто бывает, что она, поскольку пятка должна же на полу стоять, и у неё не хватает этого. Когда нога на каблуке, на небольшом, то это удобнее. Учиться надо в той обуви, в которой вы обычно ходите.

Ника: Помню старую шутку: самоучитель для женщины по техническому обустройству машины, там написано: мотор – это та часть, которая находится между бампером и пепельницей. Прошли те времена, когда мужчины все выходные лежали под машиной. Надо ли женщине вообще знать устройство машины?

Морозов Андрей Олегович: Если вы хотите знать моё личное мнение, я считаю, что и мужчине не надо знать. Каждый должен уметь делать то, что он умеет. А что не умеет, не делать. Если я полезу под капот, где у меня сейчас находится компьютер, инжектор, я знаю, куда мне жидкость для омывания залить, у меня куплена страховка, также аварийные комиссары, которые в вашем городе, кстати, очень популярны. Ведь очень часто мужчины участвуют в приобретении автомобиля и вдруг неожиданно начинают учить: вот здесь у тебя находится аккумулятор, тут у тебя ещё что-то. Зачем ей это? Уважаемые мужчины, подарите своим женщинам сервисные службы, через полчаса к вам приедут, мы живём в 21 веке! Вы звоните по телефону, вы же не вникаете, как идёт сигнал? Как летит самолёт, почему он крыльями не машет? Я утрирую сейчас. Конечно, нужно что-то устранить, но не будет женщина накачивать колесо, даже если она знает. Это не её дело. Моё дело, мне приятно, увидев женщину со спущенным колесом, подъехать, достать свой компрессор и помочь. Ведь это автоклуб, совершенно новые отношения. Главное – первый раз не испугать дорогой, чтобы управление автомобилем доставляло удовольствие.

Ника: О культуре вождения. Мужчины хамят на дороге, и женщины сегодня им, в общем, не уступают, к сожалению. Ну, с кого нам начать, в конце концов, может, нам по отношению друг к другу быть как-то сначала повежливее, а потом и к другим научимся?

Морозов Андрей Олегович: Я попробую ответить. На самом деле женщины не так хамят. Они не матерятся, допустим. С женщинами приятнее ездить: ты её, во-первых, видишь, если она не опытный водитель, её заметно. Во-вторых, она всегда пристёгивается, куда бы она ни ехала. Она всегда показывает поворот, потому что её так научили. Если, дай Бог, что инструктор был хороший, женщина в отличие от мужчины, будет ездить и будет это всю жизнь свою исполнять. Ведь что такое хамство на дороге – это неисполнение элементарных методов вождения: показывать повороты, пристёгиваться и т.д.

Гроховская Галина Павловна: Я абсолютно согласна с Андреем. А, с другой стороны, всё в головах, профессор Преображенский был прав. Если человек - хам в жизни, то сев за руль, он становится хамом за рулём и изыскивает для себя возможности этого хамства. Изменится жизнь наша, начнём мы детей по-другому воспитывать, сами себя начнём иначе вести, и дорога изменится.

О программе

«Открытая студия» — актуальное общественно-политическое ток-шоу Пятого канала. Известная телеведущая Инна Карпушина — не просто компетентный собеседник и опытный интервьюер, она чувствует, пропускает через душу, сопереживает и вместе с вами ищет выход.


Комментарии

Комментирование закрыто

ТвиттерВконтакте