Нечестная игра

05.04.2015

Казалось бы, любой здравомыслящий человек согласится, что есть в нашей жизни зоны, свободные от политики: спорт, наука, культура. Потому что их достижения принадлежат всем. Бойкотировать Олимпиаду или чемпионат так же глупо, как бойкотировать оперу Чайковского или томик Пушкина. Однако, именно это происходит, когда политические аргументы заканчиваются.
Мы помним историю игр 1980 года в Москве, помним, что было перед играми в прошлом году в Сочи. А сегодня таких примеров становится все больше. От проблем с гастролями у наших ведущих оркестров до запрета на Украине российских сериалов. И вот уже диву мировой оперы Анну Нетребко называют едва ли не террористкой, а на матче сборной России со сборной Черногории футбольные фанаты нападают на нашего вратаря.
Конечно, каждый человек имеет право на позицию. Но где границы здравого смысла? Изучал вопрос наш специальный корреспондент Анатолий МАЙОРОВ.

Глухая подворотня с выбитыми стеклами, двое крепких ребят в спортивных костюмах, одинокий интеллигентный иностранец в пальто. Классическая ситуация, когда парни в спортивном, например, из-за разницы во вкусах, сначала просят позвонить, а потом иностранец, наверняка уже и без пальто, пишет заявление в полицию. К счастью, это впечатление оказалось ложным. И хотя эти спортивные ребята - лидеры самой безбашенной фанатской группировки “Ультрас”, с сектора которой и бросили файер в голову российского вратаря, встреча в подворотне проходит более, чем дипломатично. Взяв с нас слово рассказать всю правду о скандальном матче, лидеры выдают нам человека, за которым всю неделю охотятся десятки европейских журналистов.

Луки Лазаревич, фанат сборной Черногории по футболу: «Тогда я не сразу понял, что натворил. Я был как будто во сне, а после игры мне было очень плохо, я не спал 2 дня».

Заметно, что парня трясет - первое интервью в жизни, первое уголовное дело, международный скандал. Луке 25, живет с родителями, работает парикмахером. В ультрас вступил 10 лет назад, но якобы ни разу не участвовал в беспорядках и драках после матча. Роковой файер на игре с Россией – по его версии, был из серии “получилось как всегда” - он хотел спасти всех от пожара и…чуть не убил российского вратаря.

Луки Лазаревич, фанат сборной Черногории по футболу: «Файер не мой, но он уже горящим упал у меня в ногах. Я испугался, что загорится одежда, очень испугался и просто отбросил его от трибуны, я не метил в Акинфеева».

Теперь посмотрим кадры, снятые болельщиками с северной трибуны - прямо за воротами Акинфеева. Идут первые секунды матча, «Ультрас» скандируют футбольные речевки. Вот между рядами кресел появляется горящий файер. Человек, только что взявший его в руки - тихоня Лука, но вместо того, чтобы сразу отбросить опасный предмет, он почему-то еще 8 секунд размахивает им над головой. Никакой паники не видно, более того, Лука ЗАМАХИВАЕТСЯ перед броском, то есть сознательно хочет перебросить его через натянутую перед трибуной сетку.

Луки Лазаревич, фанат сборной Черногории по футболу: «Мне очень плохо, мне очень стыдно, у меня болит сердце. Я тысячу раз прошу прощения - перед российскими болельщиками, перед Игорем Акинфеевым, перед всем русским народом».

То, что слова фаната частично расходятся с реальными фактами - уже не так и важно, все точки над “и” расставит черногорская полиция. Важнее то, под каким углом развернули всю эту историю официальные представители УЕФА. Судя по их заявлениям, суровые наказания за окончательный срыв матча на 67-й минуте светят и черногорской, и российской сборным. Нас обвиняют в использовании все тех же файеров и флагов на трибунах. То есть, по логике футбольных чиновников, косвенно наши фанаты могли спровоцировать тот самый роковой бросок Луки. Но как это возможно, если на том же видео с северного сектора густой дым от файеров идет с трибуны черногорцев, а на трибуне россиян нет ни одной вспышки? Обратите внимание - пламя файера появляется только в тот момент, когда Акинфееву оказывают помощь.

Андрей Малосолов, блогер, основатель Всероссийского объединения болельщиков: «Факт остается фактом - лучший вратарь страны, голкипер, легенда - получил травму, лишился сознания. А та стычка болельщиков явилась следствием возникшей чрезвычайной ситуации».

Глупо было бы думать, что взбудораженные российские фанаты не отреагируют на чудовищный нокаут своего голкипера. Особенно во время 30-минутной паузы, когда немецкий арбитр думал, что же делать дальше. Важнейшая деталь - последовательность всех событий не впечатляет представителей УЕФА и в истории с флагами. Знамёна Сербии и ДНР появились в нашем секторе после перерыва и - оказались вне закона. Как это? - теперь гадают сербы, россияне и сами черногорцы. Абсолютно анекдотичная ситуация - когда о нелепости запретов говорят те, кто вроде бы должен быть рад чрезмерной заботе европейских комиссаров.

Гергур Милотин, спортивный комментатор: «Ни один флаг, растяжка или баннер на южном секторе никого не оскорблял. Это понимаем мы - сами черногорцы, но я уж не знаю, чем руководствуются футбольные чиновники, когда запрещают флаги ДНР».

Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Госдумы РФ: «Вне сомнения, это звенья одной цепи. Антироссийский ажиотаж, который длится на протяжении всей украинской трагедии. С Майдана и по сей день».

Иосиф Кобзон не видит в истории с УЕФА ничего экстраординарного. Мы можем быть сто раз правы, но если в деле есть хоть намек на больные для Евросоюза темы, то пиши пропало. А в ЕС так и запишут - нарушены права, нормы и еще какие-нибудь правила. Эту формулу Кобзон проверил на себе, когда он - сам родом из Донецкой области - ездил на Донбасс поддержать жителей Юго-Востока, а потом внезапно подхватил санкции - стал «невъездным».

Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Госдумы РФ: «Кобзон приехал развлекать террористов! Ну как не стыдно мировому сообществу? Я приехал к себе на Родину. Мне говорят - надо обратиться в ЕСПЧ. Я пел на своей земле!! Как можно запрещать!»

Конечно, не последнюю роль в этом антироссийском спектакле сыграла государственная служба Иосифа Кобзона. Он все-таки депутат российского парламента, то есть, как считают европейцы, лично планирует захватить полмира. Но если авторы санкций прикрывались именно этой логикой, тогда КАК объяснить историю с оперной дивой Анной Нетребко? После ее благотворительной помощи Донецкому театру оперы и балета в конце прошлого года в Австрии даже предлагали лишить ее гражданства, австрийская авиакомпания не продлила с Нетребко рекламный контракт. А европейская общественность обвинила ее чуть ли не в финансировании терроризма. Тоже санкции? Но с каких это пор бескорыстная помощь певцам и балеринам, страдающим от бомбежек украинской армии, стала преступлением? А где же европейская демократия и свобода слова?

Вадим Степанцов, музыкант: «Это общее давление западной пропаганды, раскручивание образа РФ как Мордора, как врага человечества».

Представитель российского андеграунда, лидер группы “Бахыт-Компот” Вадим Степанцов искренне любит свидания со старушкой Европой, но внутренне уже готов к вероятному разрыву этих отношений. Летом музыкант снял в Луганске клип о жертвах братоубийственной войны, открыто выступал с поддержкой перед жителями Юго-Востока, теперь ждет наказаний.

Вадим Степанцов, музыкант: «Я собираюсь, например, с концертом в Луганск, думаю, что возникнут вопросы».

Самый вероятный сценарий - вопросы в консульстве при продлении шенгенской визы и отказ “без объяснения причин”. Точнее, по причине собственной позиции по тому же пресловутому украинскому вопросу.  Ведь на Западе, судя по всему, уже придумали новую национальность - “неправильные русские” - если они думают неправильно, то они поют неправильные песни, играют в неправильный футбол и пишут неправильные книги. Российскому писателю Герману Садуллаеву так и сказали пограничники в аэропорту Таллина, после встречи с читателями.

Герман Садуллаев, писатель: «На паспортном контроле мне сообщили, что моя виза аннулирована, так как я представляю опасность международным отношениям. Я распух от собственной значимости».

А загранпаспорт писателя стал на один штамп больше. Синей строкой поверх трехлетней визы эстонские пограничники обозначили, что его мультишенген аннулирован. Теоретически, никто не запрещает Садулаеву подать документы на визу в другую страну ЕС. Но вот на практике последует почти стопроцентный отказ - в Европу, а с ней - в Англию и США ему путь заказан. Круговая порука западных контроллеров - надо “отметиться” на одной границе, чтобы “неправильному русскому” закрыли полмира.

Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Госдумы РФ: «Им все можно - так они считают. Когда меня спрашивают - ты очень огорчен? Нет! Я огорчен, что американцам, которых я ненавижу, позволительно унижать честь граждан России».

Фильтруя правильных и неправильных русских, Запад почему-то отмалчивается в тех случаях, когда очевидно нужно реагировать. Когда выход на сцену нашего певца Билана на концерте Евровидения в Лондоне сопровождается минутным свистом публики. Или когда, например, на матче Лиги Европы с участием киевского «Динамо» жгут российский флаг. Куда здесь смотрели европейские футбольные чиновники и чем слушали, когда тысячи обезумевших украинских ультрас читали любимый стишок: «Кто не скачет, тот – москаль»?

Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Госдумы РФ: «Все, что происходит - любая вспышка - Билан, сборная, наши спортсмены. Это нужно претерпеть! Пережить».

При этом, уверен Иосиф Кобзон, нельзя скатываться до уровня западных идеологических рефери. Нельзя вводить контрсанкции, которые так настойчиво в последнее время предлагают некоторые горячие головы.

Какой бы очередной тирадой в поддержку украинской летчицы Савченко ни разразилась Лия Ахеджакова...

Лия Ахеджакова, народная артистка РФ: «Наденька, я восхищаюсь вами! Пожалуйста, живите, моя дорогая».

...на Родине заслуженную артистку России не заклеймили позором, а напротив наградили премией «Ника» в номинации «Честь и достоинство». То есть, оценили ее по профессиональному, а не по политическому принципу.

Такая же реакция, например, и на личные взгляды полузащитника «Зенита» Анатолия Тимощука. Недавно он в составе украинской сборной навещал раненых солдат украинской армии. Сам по себе этот поступок многие у нас посчитали аморальным: если ты считаешь, что Россия – страна-агрессор, то почему здесь живешь и получаешь миллионы долларов. Но это пусть остается на его, Тимощука, совести. Если же мы следовали бы европейской логике, то он должен был автоматически потерять контракт с «Зенитом». Но это – по европейской логике. По которой европейские футбольные чиновники сейчас ведут свое расследование скандального матча Россия-Черногория.

Стоит ли говорить, что все черногорские делегаты УЕФА внезапно заболели, ушли в отпуск или отключили телефоны. Для журналистов из России их просто нет, хотя мы прекрасно знаем, что один из них прямо сейчас находится на этом стадионе. Стоит ли говорить, что нас туда, на стадион, конечно же, тоже не пускают. Более того, намекают на полицию, если, внимание, мы продолжим снимать пустое поле через забор. Интересно, россиянам тут в принципе лучше не ходить? То файер в голову, то автозак в командировке – нездоровая тенденция. Внутри и около мистического стадиона Подгорицы можно подхватить санкции. Санкционный вирус распространяется по местным дипломатическим каналам и в первую очередь поражает тех, у кого в кармане паспорт с двуглавым орлом на темно-бордовом фоне.

Жарко Радулович, бизнесмен: «Я вас уверяю, в Черногории нет ненависти к русским».

Историю с черногорским файером бизнесмен и хозяин сети отелей Жарко Радулович переживает как свою личную трагедию. Стыдно за недалекого черногорского ультраса Луку, стыдно за решение немецкого арбитра продолжать встречу после ТАКОЙ дикости на поле. Стыдно за то, что со стороны может сложиться ложное мнение о ненависти двух народов. Прогуливаясь по фешенебельным холлам своего отеля, сетуя на то, что “за державу все-таки обидно”, он предлагает Игорю Акинфееву бесплатно приезжать на отдых. Когда угодно и на какой угодно срок.

Жарко Радулович, бизнесмен: «Официально на камеру говорю. Если надо, могу подписать».

К услугам российского голкипера люксы с лучшим видом на Адриатическое море. Ведь если механизм европейских санкций и политических гонений уже работает, братство двух народов – единственный возможный тормоз для этого глупого и в высшей мере идиотического процесса. Причем не только на солнечных курортах бывшей Югославии.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ