Прозрачная война

20.12.2015

Немало работы для журналистов было на этой неделе и в Сирии. Причем для западных журналистов. И не где-нибудь, а на нашей базе. Их пригласили даже на флагманский крейсер Черноморского флота «Москва». Даже интересно, с каким чувством на борт этой громадины поднимались американские репортеры, зная, что НАТО называет наш крейсер «убийцей авианосцев»?

Наш специальный корреспондент Игорь МАКСИМЕНКО, который сейчас работает в Сирии, был свидетелем этой уникальной экскурсии по секретной базе. Он же знает, как трудно идет наземная операция сирийской армии, которая пробивается к той самой дыре в турецкой границе - подозрительно бесхозной части протяженностью в 98 километров.

Контртеррористическая операция во всех подробностях. С ежедневными устными, письменными и видеоотчетами. Ни одна армия мира до сих пор не показывала, как она воюет с террористами. Обычный день на авиабазе Хмеймим в Сирии. Группа журналистов получает комментарии о деятельности группировки ВКС. На этот раз сюда приехали представители иностранных телекомпаний. Западных корреспондентов сюда привозят во второй раз. И если месяц назад на приглашение отправиться в пресс-тур отзывались неохотно, то сейчас была очередь из желающих. Крупнейшие американские и английские бродкастеры, ведущие европейские агентства, главные национальные компании. Все хотят знать - что такое российская военная операция в Сирии?

Кристоф Ваннер, корреспондент телеканала N24: «Это очень важно для нас — все увидеть, что здесь происходит. Потому что мы знаем в основном обо всем только из интернета и это не дело. Чтобы понять, что здесь российская армия делает — надо сюда приехать и мы очень рады, что есть возможность посмотреть на это своими глазами»

Немецкий репортер Кристоф Ваннер — специалист по российской военной технике и оружию. На базе Хмеймим многие образцы увидел своими глазами впервые. Безо всяких ограничений со стороны военных. До сих пор не верит.

Кристоф Ваннер, корреспондент телеканала N24: «У меня есть довольно большой опыт по горячим точкам и мне пришлось у американцев побывать на их базах. И там посложнее. С российскими военными можно договариваться и можно довольно хорошо снимать, получается обширная картинка».

В контексте

15.04.2018

Кто Управляет Трампом?

А вообще иностранные журналисты свои камеры на нашей авиабазе, кажется, вовсе не выключали. Снимали безостановочно - с 7 утра до 8 вечера. Хотите посмотреть, как работает зенитно-ракетный комплекс С-400? Пожалуйста! Желаете увидеть подвеску боеприпасов? Нет проблем. А вот вам рулежка, форсаж и взлет. Осторожно, будет очень громко. А еще можно было в любой момент выйти в прямой эфир — прямо с летного поля организовать трансляцию. Так поступили сирийские журналисты. На следующий день - еще больше. Сначала иностранный телевизионный пул привезли на российскую базу материально-технического обеспечения в Тартусе. Тоже впервые. А затем переправили на ракетный крейсер «Москва». Он уже несколько месяцев здесь, рядом на боевом дежурстве.

Ракетный крейсер «Москва» на одном месте в Средиземном море не стоит. В зависимости от полученной задачи он перемещается вдоль сирийского побережья. Сейчас он находится в районе города Тартус. Основная его задача — прикрытие авиационной группировки ВКС. До швартовки к крейсеру, корабль с прессой трижды обошел «Москву» — чтобы можно было снять со всех сторон. А уже на борту любопытных иностранцев за руку водили от одного боевого комплекса к другому. Посмотрите налево это поисково-спасательный вертолет. Посмотрите направо - зенитно-ракетный комплекс «Форт», морской аналог сухопутного ЗРК С-300. Выслеживает и сбивает высокоскоростные и маневренные цели практически на любой высоте. Засекает их за 400 км, а уничтожает, если подлетят на расстоянии в 70. Твердотопливными ракетами. Они вот здесь — в шахтах. Шахт всего восемь. Внизу, под палубой, барабаны с ракетами. По 8 на каждую установку. Стреляет «Форт» быстро. Ракеты выходят одна за другой через 3 секунды. А это другой комплекс. Тоже - надежный и проверенный. Умеет защищать крейсер от нападения любых летательных аппаратов.

Денис Ельнов, заместитель командира боевой части гвардейского ракетного крейсера "Москва": «ЗРК «Оса» предназначен для уничтожения воздушных целей ближнего радиуса действия. Радиус действия данного комплекса до 11 км».

И так, основательно и откровенно — обо всем. Даже о том, что корабль, мягко говоря, не новый - построен еще в прошлом веке, в 83 году. Но солидный возраст на боевые качества не влияет, иначе не был бы крейсер «Москва» флагманом Черноморского флота России и не выполнял бы сейчас сверхважные задачи у берегов Сирии.

Джон Спаркс, корреспондент телеканала Sky News: «Офицеры Министерства обороны были очень откровенны. Для меня это был шок. Они отвечали на все вопросы, которые мы задавали. Например, я спрашивал о том, есть ли еще какие российские базы в Сирии. Что здесь Россия делает, сколько еще планирует быть. Они отвечали открыто. Я этим очень доволен».

О работе с представителями своих армий-участников международной коалиции, иностранные журналисты скромно умолчали. Да и говорить, если честно, не о чем. За все время противостояния с ИГИЛ прессу на их базы никогда не приглашали. Рассказы о т.н. «ударах хирургической точности» по террористам ничем не подтверждали. Мало того, официальные представители коалиции исхитрились даже присвоить чужие достижения.

Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «В эфире телеканала «Euronews» под комментарий представителя центрального командования армии США, о якобы успехах борьбы против ИГИЛ, демонстрировались видеокадры пусков крылатых ракет со стратегических бомбардировщиков Ту-160. А этот самолет находится только на вооружении Российской армии».

Местные телевизионщики, кажется, были готовы остаться тут навсегда. Уже первые сюжеты, с авиабазы Хмеймим, сделали их в своей стране знаменитостями. А когда показали подробные репортажи с крейсера «Москва», сирийские телекомпании так и вовсе перешли на новый формат вещания: каждые 15 минут — горячий материал с борта российского корабля.

Малла Хусам, представитель политического управления ВС Сирии: «Это очень важно для журналистов и для народа Сирии и для сирийской армии. Поэтому все, что они покажут в телевизоре в Сирии, где они были сегодня, что им показали оружие, и корабль — для духа Сирии это очень важно и хорошо. Люди увидят, что Россия конкретно помогает нам, и это поможет нашей армии победить террористов».

Сколько ждать этой победы, сказать трудно. Наступление сирийской армии идет медленно. Радикалы в захваченных районах возвели почти неприступные укрепления. Самые жаркие места: пригороды Дамаска, окрестности Ракки, Пальмиры, Хамы, Идлиба и Алеппо. Здесь круглосуточно - тяжелейшие бои. Деревни и села по несколько раз за день переходят из рук в руки. Бой за небольшой город Сальма, в провинции Латакия. Здесь солдаты армии Асада и ополченцы заняли первый квартал. Помогли российские штурмовики и бомбардировщики: при их огневой поддержке удалось выбить с окрестных высот боевиков союзной ИГИЛ «Джебхат Ан-Нусры». Сирийские военные уже вышли на границу с Турцией. Это значит, что многокилометровый коридор, по которому идет снабжение террористов оружием и припасами, заметно сузился. Еще одна хорошая новость: некоторые отряды сирийской оппозиции стали контактировать с российской авиагруппой. Они, например, сообщают координаты объектов террористов. Мало того, часть оппозиционеров уже воюет против ИГИЛ вместе с правительственными войсками. Многие в Сирии в это даже не поверили. Но российские военные поименно назвали тех, с кем вместе планируют операции.

Сергей Рудской, начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ: «В интересах поддержки наступающих в направлении Ракка отряда «Ганим», входящего в Сирийскую свободную армию, и вооруженного формирования «Демократических сил» только за последние сутки нанесено 17 ударов по позициям ИГИЛ севернее Ракка. Кроме того, нанесено 18 ударов по террористам в интересах отрядов «Львы пустыни» и «Каламун» в районах Эль-Каратьен и Пальмиры».

Возможно, теперь именно от России зависит, как пойдет переговорный процесс внутри Сирии. По крайней мере первые, совсем робкие шаги к сближению официальные власти и оппозиция уже сделали. Это вполне объяснимо. Одни вообще не мыслят борьбу с исламскими радикалами без нашей поддержки. Другие устали питаться только обещаниями со стороны международной коалиции и стали сотрудничать с российскими военными.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ