Варшавский заговор

10.07.2016

В Варшаве вчера закончил работу двухдневный саммит НАТО. Самых воинственных и грозных людей планеты охраняли так, что жизнь в Польше остановилась вовсе. Границы закрыли, в небо подняли военные самолеты. Для защиты главных защитников мира выстроили двухметровые заборы и свезли в столицу почти всю полицию страны. Оно и понятно - страшно же...

Саммит заранее был назван судьбоносным. Но на это не стоит обращать внимание, потому что в прошлом году в Уэльсе он тоже был «судьбоносный». Это просто какое-то любимое пиарщиками альянса пафосное клише. Впрочем, для нас этот съезд президентов и генералов стал показательным. 60 лет назад именно здесь был подписан Варшавский договор. Теперь - окончательно оформился варшавский заговор. И хотя генсек НАТО господин Столтенберг говорил о том, что Москве все происходящее не следует воспринимать как угрозу и даже вспомнил, что Россия - постоянный член Совбеза ООН, тема гипотетической войны с Россией висела в воздухе. И если война эта была придуманная, то решения - реальными: НАТО вплотную подходит к нашим границам.

Этот шаг альянса требует отдельного анализа и выводов. Россия не оставит его без ответа. Но сейчас стоит обратить внимание на то, что тихий сепаратизм есть и в этих воинственных рядах. Так НАТО требует, чтобы все участники блока брали на себя равные политические обязательства. Там даже перефразировали знаменитые слова из инаугурационной речи Кеннеди: «Не спрашивайте, что НАТО может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для НАТО».

Но брать обязательства и давать обещания хотят не все. Даже сейчас курировать бригады НАТО в Эстонии, Латвии, Литве и Польше будут Канада, США, Британия и Германия. Это важная подробность: все остальные предпочли дистанцироваться от этого «восточного проекта». Да и тему «русской угрозы» громче всех обсуждали именно эти четыре страны - те, что сдали сейчас без боя чужим войскам свои земли. Ведь именно так это и выглядит. Но им, похоже, не привыкать - их исторически за последнюю тысячу лет раз в столетие кто-нибудь завоевывал.

Но посмотрим подробнее, какими были эти два дня в Варшаве — и до оцепления, и за ним. Из Польши наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ.

Со стороны это выглядит словно чья-то диверсия, либо провокация. В дни проведения саммита Североатлантического Альянса на улицах Варшавы прошли сразу несколько антивоенных демонстраций. Плакаты в руках - пораженческие: «СТОП НАТО» или «Нет войне». С трибуны и вовсе звучат призывы брататься с предполагаемым противником.

Участник акции протеста: «Нам нужны прагматичные и сотруднические отношения с Россией, но основе общих интересов и принципа разоружения».

Людей не сказать, чтобы много. Человек 200. Но все из разных стран. Фил Уилайто, например, специально проделал путь из США в Польшу, чтобы выразить свой протест и заодно рассказать популярную, как выясняется и за пределами России, байку про НАТО.

Фил Уилайто, участник акции протеста: «Я вообще не понимаю, зачем Россия располагает свои границы так близко от наших военных учений. Это не честно! Российских военных баз нет в Канаде или в Мексике. Ни на Восточном и ни на Западном побережье США их тоже нет. И вообще по сравнению с НАТО Россия тратит на военные расходы в разы меньше. По-моему, очевидно, кто тут агрессор».

По иронии судьбы митинг прошел на улице «Свободы слова», хотя высказаться удалось не всем. Ярый противник членства Польши в НАТО, оппозиционный политик Матеуш Пискорский, у которого в свое время брала интервью и наша съемочная группа, за несколько месяцев до проведения саммита, попал в тюрьму.

В контексте

12.03.2017

Раскол Европы пойдет между Западом и Востоком

Томаш Янковский, член партии «Смена»: «Сначала его обвинили в шпионаже в пользу России, потом в пользу Китая, и самое последнее обвинение в шпионаже в пользу Ирака!»

Константин Рожков, корреспондент: «То есть он, вроде как тройной агент?»

Томаш Янковский, член партии «Смена»: «Да, тройной агент представляете!»

Польский суд, конечно, во всем разберется. Но тут несложно догадаться, сделать успешную политическую карьеру в современной Польше, как и в коммунистический период, можно, если продвигать, а никак не критиковать господствующий в стране военный блок. Раньше это был Варшавский договор, теперь - НАТО, чей флаг, кстати, здесь развивается на одном уровне с государственным. Еще один оппозиционный политик Януш Корвин-Микке, заставший оба периода польской истории, сравнивает, как было тогда и теперь.

Януш Корвин-Микке, депутат европарламента от Польши: «Народная Республика была более суверенна, чем теперь Польша.

Константин Рожков, корреспондент: «Почему?»

Януш Корвин-Микке, депутат европарламента от Польши: «Потому что были границы между Польшей и Советским Союзом, Чехословакией, была своя волюта».

Интересно Хрущева или Брежнева встречали также? Или все-таки скромнее? Ради саммита НАТО в Варшаве на 2 дня полностью перекрыли несколько центральных улицы города. Каждые 5 минут по ним проносились кортежи с мигалками. Фасады домов, вдоль которых должны были проехать высокие гости, споласкивали из шланга. Небо над Варшавой патрулировали десятки вертолетов. В Польше саммит НАТО ждали с большим нетерпением. При чем больше всего, судя по всему, не терпелось польским военным. По крайней мере, у здания министерства обороны выставили специальное электронное табло. Здесь в буквальном смысле считали секунды до начала этого знаменательного события. Сам форум было решено провести на национальном стадионе, который был построен к чемпионату Европы по футболу в 2012. Его территорию не поленились обнести 2-метровым забором, превратив спортивную арену в неприступную крепость. Внутри прямо на газоне выстроили гигантский шатер, где и проходили основные встречи лидеров. И хотя все кордоны уже были пройдены, интервью в чаше стадиона с главой информационного бюро НАТО в Москве, нам разрешили писать только в строго отведенном углу. Чувствуется военный подход: шаг вправо, шаг влево…

Константин Рожков, корреспондент: «Столько мер безопасности, здесь над стадионом самолеты истребители летают. Не через-чур ли?»

Роберт Пшель, директор информационного бюро НАТО в Москве: «Не, ну будьте серьезны, вы же опытный журналист, посещаете разные мероприятия, такой современный мир».

Надежно защищенные с земли и с воздуха лидеры 28 стран Североатлантического Альянса собрались, чтобы обсудить мировые угрозы. В том числе и самую, с их точки зрения, опасную - Россию.

Бен Родс: «Если Россия и дальше будет вести себя агрессивно».

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «По отношению к России наша позиция едина».

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Надо противостоять России и держаться вместе».

На саммите было объявлено о самом масштабном с окончания Холодной Войны наращивании сил НАТО в Европе. И видимо для наглядности, каких именно сил, выставили новейшие образцы военной техники на вооружении польской армии. Вот только то, что называют теперь установкой залпового огня «Лангуста», ни что иное, как переделанный, еще советский «Град». Очень по-польски: перекрашенный осколок варшавского пакта, оказался полезен и в НАТО.

Константин Рожков, корреспондент: «Здесь так много боевых машин, оружия… Скажите честно, стоит ли России вас опасаться?»

Мартин Клужинский, капрал вооруженных сил Польши: «Следующий вопрос, пожалуйста».

Константин Рожков, корреспондент: «Кажется, что вероятность войны выросла по сравнению с тем, что было 2 года назад. А что лично вы думаете?»

Пшемислав Перловски, капрал вооруженных сил Польши: «Я не могу сказать… Следующий вопрос, пожалуйста».

И все же официальная риторика в этом году изменилась. Россия, конечно, по-прежнему главная угроза миру и агрессор, но теперь все стали признавать, что с ней надо вести диалог. В каком-то смысле сенсационно прозвучало заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Россия наш самый большой сосед и постоянный член Совета Безопасности ООН. Эта страна играет важную роль в урегулировании вопросов безопасности по всей Европе. Россия не может и не должна быть изолирована».

Эта последняя фраза говорит о многом. Де-факто политика изоляции провалилась гораздо раньше, но до сих пор никто из статусных фигур на Западе вслух этого не говорил. При чем сказано это было в присутствии Барака Обамы, с лёгкой руки которого Россию стали называть изгоем. И тут вдруг такое потепление.

Константин Рожков, корреспондент: «После визита в Финляндию, российский президент поручил проработать пакет мер по снижению напряженности в регионе Балтийского море. В частности речь идет о том, чтобы военные самолеты летали с включенными транспондерами. Готовы ли в НАТО пойти на ответный шаг?»

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Я приветствую то, что можно назвать повышенным интересом с российской стороны к прозрачности и снижению рисков. Но пока мы читали об этом только в новостях. Надеемся, что сможем обсудить подробнее на следующем заседании Совета Россия-НАТО».

К слову, того самого совета Россия-НАТО, который было решено возобновить опять же по инициативе альянса. Если бы в какой-то момент, мы не вышли за пределы стадиона и не наткнулись на неприметную с виду палатку, так бы и остались в счастливом неведении.

Мадлен Олбрайт, государственный секретарь США (1997-2001 гг.): «Я уже не на дипломатической службе. И вы поймете это по тем резким высказываниям, которые я сегодня сделаю».

Здесь действительно говорили куда более откровенно. Мероприятие назвали обтекаемо «Экспертный форум». Бывшие и действующие политики и военные стран-членов альянса собрались, чтобы поговорить о том же о чем и лидеры на самом саммите НАТО, но уже в неформальной обстановке и главное, не стесняясь в выражениях.

Мадлен Олбрайт, государственный секретарь США (1997-2001 гг.): «Россия нарушили международное право на Украине. А также стала провоцировать членов нашего альянса своей риторикой и действиями».

Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, которой приписывают фразу «не справедливо, что Россия одна распоряжается богатствами Сибири», с высоты прожитых лет объясняет собравшим, кто тут главный враг. А после лекции сразу сбегает подальше от назойливых журналистов.

Константин Рожков, корреспондент: «Вопрос от российских СМИ. Почему вы думаете, что Россия - главная угроза для НАТО?»

Охранник: «Пожалуйста, разойдитесь».

Мы идем сквозь толпу и до нас доносятся обрывки фраз на английском: «Русские думают, что хитрее всех», «Как вы там держитесь в Эстонии?», «Путин на это не пойдет». Чтобы там не говорили гости и с высоких трибун, их подчиненные дружить с Россией точно не намерены.

Константин Рожков, корреспондент: «Скажите правду, НАТО к войне с нами готовится?»

Джон Хербст, посол США на Украине (2003-2006 гг.): «Конечно, нет. Я бы сказал, что мы готовы к ситуации, чтобы не было войны».

Вот только факты говорят об обратном. Самый чувствительный для России вопрос безопасности последних лет связан с системами противоракетной обороны, которые США развертывают в Восточной Европе. И вот почему.

Представим на секунду, что сбылся самый худший сценарий и началась ядерная война. Трижды постучим по дереву и тем не менее. США выпускает боеголовки в сторону России, Россия в сторону США. Мы можем сбить их только на подлете к нашей территории, а это значит вероятность, что хотя бы одна в итоге достигнет цели резко возрастает. Американцы же, благодаря европейской системе ПРО, могут сбивать ракеты за тысячи километров от своих границ, а значит для них вероятность ядерного попадания наоборот, резко падает. А еще Соединенные Штаты все чаще проводят учения у наших границ, например в Эстонии. Зато, когда учения проводятся в России, тут же кричат о «нагнетании напряженности».

Константин Рожков, корреспондент: «Россия проводит учения на своей территории. А США приезжают за 1000 мил от своего дома и проводят учения в Эстонии. Почему наши учения при этом «вызывают напряжение», а учения американцев в Эстонии - нет?»

Роберт Пшель, директор информационного бюро НАТО в Москве: «Если бы какая-то страна приезжала в другую страну без приглашения, тогда это был бы news. Но что вы хотите сказать, что НАТО, которая является организацией коллективной обороны, не может проводить учения в Эстонии?»

Константин Рожков, корреспондент: «Слушайте, а во время карибского кризиса наши ракеты на Кубу тоже по приглашению поехали…»

Это все равно что биться в глухую стену. Ощущение, что услышат только тогда, когда сами захотят. Лишь бы не было слишком поздно. Люди, которые пришли на митинг в центре Варшавы, в большинстве случаев не разбирались в тонкостях военной дипломатии и ракетных системах, но, пожалуй, острее других почувствовали, что мир, как бы этого не хотелось, стал на шаг ближе к войне. И в случае, если произойдет непоправимое, пострадают именно они. Генералы отсидятся в безопасном месте, за высоким забором и под надежной охраной.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ