За что боролись

10.07.2016

Кому и зачем выгодно поддерживать эти страхи и раздувать любой антирусский миф? Когда эта атака стала такой явной? Чтобы найти ответы на эти вопросы, наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН вернулся на четверть века назад, в те годы, когда наш общий союз только распался и мы вышли к НАТО один на один.

Исторические кадры - декабрь 1995 года, первая группа российских миротворцев прибыла в Боснию. Они должны плечом к плечу с бывшими потенциальными противниками патрулировать районы между православными сербами и албанскими мусульманами.

Николай Стаськов, заместитель командующего ВДВ по миротворческим силам (1993-1998 гг): «Сегодня мы выезжаем в свой батальон 554, который расквартирован в Клите».

Босния и Герцеговина была поделена на 3 сектора, нашим достался участок в американской зоне влияния. Солдаты ходили друг другу в гости - мы к ним на день независимости, они к нам на 9 мая. Вместе проводили рейды и спецоперации.

Военнослужащий: «Ты переведи, что только 10 минут назад отняли».

Бывший в те годы министром обороны США Уильямм Перри сейчас вспоминает с ностальгией - это был самый и, возможно, единственный успешный пример взаимодействия России и НАТО. Бывший в те годы командиром российских миротворцев генерал Николай Стаськов объясняет почему американцам так понравился тот опыт сотрудничества.

Николай Стаськов, заместитель председателя ДОСААФ России: «НАТО выполняло там свои задачи, как геополитический блок, военно-политический блок, а мы помогали им это делать».

У России в то время не было ни сил, ни средств, чтобы противостоять Альянсу - Москва погрязла во внутренних проблемах: первая чеченская война, выборы , экономические трудности. в 97 году Москва с НАТО  подписали так называемый «основополагающий акт», где так и указано, мы  друг другу не противники. Возник вопрос, а кто тогда?

Патрик Бьюкенен, американский политик, публицист: «Советская идеология и коммунизм «выпали из окна» - это было окончание холодной войны. Насколько я это понимал. Потому что Россия – великая страна с большими силами и своими собственными правами. И многие консерваторы тогда сказали – давайте расширять НАТО на восток».

В Югославии Альянс - миротворец быстро понял, что ему никто не может противостоять,  и уже в косовском конфликте однозначно встал на сторону Албанцев, хотя теоретически должен был быть независимым посредником. Сербов бомбили с воздуха. На протесты России никто не реагировал.

Николай Стаськов, заместитель председателя ДОСААФ России: «Нас не слышали, не слышат и не желают слышать. Иногда идет извращение понятий».

Всё что могла сделать в тех условиях Москва - так это знаменитый разворот Примакова над Атлантикой - неслыханный демарш в тогдашних условиях, да еще марш-бросок наших десантников под командованием Юнус-бека Евкурова на Приштину. Рейд через всю Сербию на 700 километров в обстановке невероятной секретности - войдет в учебники по спецоперациям. Наш отряд опередил английские части на несколько часов. НАТОВцы, которых было в десятки раз больше, опешили, но не решились применить оружие.

Николай Стаськов, заместитель председателя ДОСААФ России: «Такой махине мы не могли противостоять, это была огромная бронетанковая группировка с поддержкой с воздуха, особенно армейской авиации, но наши солдаты были готовы на все».

Тогда в 99 году возник первый за постсовесткие годы конфликт между Россией и НАТО. Разрешили его быстро - Москва уступила. Мы отдали аэродром и отступили в обмен на другой, менее важный участок. Это решение было уж слишком похоже на предательство, а уступки окончательно развязали руки Альянсу.

Питер Мэтью,политолог: «Когда СССР развалился, США обещали президенту Горбачёву, что не будут расширять НАТО на восток к русским границам. И конечно,  не включать бывшие республики СССР в НАТО. И к сожалению, США не сдержали слово».

Все эти годы разговаривать становилось только труднее - Альянс разбухал  - в 3 раунда 12 стран из бывшего соцлагеря перешли к НАТО.  Сейчас еще и Черногория. Америка предоставляет защиту за умеренную плату и окончательную потерю суверенитета, но это все интересно только при одном условии - должен быть враг.

Майк Грейвел, сенатор США от штата Аляска (1969-1981 гг.): «НАТО стало агентом для военной экспансии под предводительством Америки. И это неправильно в нашей внешней политике на сегодняшний день».

Разгромив Югославию, Альянс в течение нулевых напряженно искал смысл существования: война в Афганистане, вторжение в Ирак, свержение Каддафи - эффектные операции не были эффективными,  ни в одном из случаев заявленных целей - мира и спокойствия - не достигли. Ну, а борьба с киберпреступниками или сомалийскими пиратами - не оправдывают такого количества баз и войск в Европе.

Кирилл Коктыш, политолог, доцент кафедры политической теории университета МГИМО: «НАТО институционально это структура, которая создана для противостояния Советскому Союзу. НАТО очень тяжело структурно адаптировать для решения любых других задач».

В первый раз в НАТО примерили на Россию образ врага в 2008. К тому времени дипломаты упорно втягивали в Альянс Молдавию, Украину и Грузию. В Тбилиси в какой то момент решили ускорить процесс и устроили вооруженную провокацию против Южной Осетии.

Сергей Караганов, председатель коллегии совета по высшей и оборонной политике, заместитель директора института Европы РАН: «Кто-то в американской администрации уверял президента Саакашвили, что Америка не оставит его в случае чего. Саакашвили безрассудно полез на Южную Осетию и на Россию, был наказан, а после этого европейцы испугались того, что натворили их союзники и они сами и сыграли очень позитивную роль в разрешении того кризиса».

На Россию обрушился шквал критики, но быстро сошла на нет: во-первых, Саакашвили сам напал, во-вторых, крупным европейским игрокам не нравилось слишком агрессивное вмешательство Америки в дела ЕС. В итоге уже в 2010 на саммите НАТО в Лиссабоне Россию приветствовали как партнера.

Андрес Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО (2009-2014 гг.): «Сегодня мы не только хороним призраки прошлого, которые преследовали нас слишком долго, сегодня страны НАТО и Россия договорились и прописали в соглашении - перед лицом огромного количества угроз безопасности, мы не враги друг другу».

С того момента были запущены несколько серьезных совместных антитеррористических программ: например, поиск взрывчатых веществ в публичных местах, борьба с захватом самолетов, ловили вместе пиратов у берегов Сомали. А летом 2011 года и вовсе - весь цвет НАТО приехал в Сочи - дружить.  

Андрес Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО (2009-2014 гг.): «Мы намерены обсудить как нам укрепить наше взаимодействие и разить в дальнейшем наше стратегическое партнерство!»

Параллельно, впрочем, рассыпая уверения - да это все не против вас, с 2006 года Американские военные начали строить в Европе систему противоракетной обороны. Формальный повод - угрозы от Северной Кореи и Ирана. Но вот Иран отказался от ядерной программы, у Кима младшего ничего не летает дальше эшелона полёта чаек, а вот Евро ПРО только наращивает темп. В этом году открылась база в Румынии и начали строить объект в Польше.

Анатолий Антонов, заместитель Министра обороны РФ: «Это лишь подтверждает наши самые наихудшие опасения, против какой страны, естественно, Российской Федерации, направлены планы ПРО».

Локомотивом НАТО все эти годы безоговорочно являются США, страна, которая дает до 70 процентов бюджета альянса. Там сильны ястребы - и это не новость.

Джон Маккейн, представитель комитета Сената США по делам вооруженных сил: «Если Путин захватит Мариуполь, устроит сухопутный коридор и будет продолжать оказывать давление на Молдавию и страны Балтии, захватит территорию балтийских стран, а мы никак на это не отреагируем, то это будет конец НАТО». 

Антироссийская истерика выгодна многим членам Альянса: Американцы надеются раскрутить европейцев на увеличение военных бюджетов, европейцы - обретают смысл жизни - могут сплотиться вокруг какой то идеи. Есть и те, кто громче всех кричит в надежде завоевать больше бонусов: Польша и страны Прибалтики.

Даля Грибаускайте, президент Латвии: «Россия практически находится в состоянии войны с Европой. Нам всем надо отдавать себе в этом отчет и действовать решительно и не скрывать эти вопросы, а действовать!»

Альгирдас Буткявичус, премьер-министр Литвы: «Военная угроза для прибалтийских стран становится всё больше, и мы уже не раз предлагали разместить у нас американскую технику».

Разговоры о конфронтация НАТО и России началась в 14 году после Украинских событий - так говорят на Западе, и это отчаянное лукавство. Уже летом 2013 ситуация была накалена. Те учения которые сейчас развернулись на просторах от Варшавы до северной Балтики, лишь повторяют сценарий чуть в больших масштабах - маневров трех и двухлетней давности. Выступления политиков, всевозможные фильмы о «третьей мировой» лишь подогревают страсти. И в этих художественных произведениях северо-атлантические защитники выглядят не самым лучшим образом. Они считают, и всякий раз - не в пользу молодых и дерзких партнеров.

Кадры из д/ф «Третья мировая война: в командном пункте»: «В Латвии проживает 2 миллиона людей. Правильно? Мы серьезно говорим о развязывании третьей мировой войны ради полудюжины городков?»

Россия в сложной ситуации - не отвечать на выходки - значит показать свою слабость. Ответить - значит подыграть, в раскручивании военного маховика.  С высоких трибун, нашу страну, не стесняясь, уже называют угрозой номер один миру. И это уже звучит даже как то привычно. 

Реймонд Ориерно, начальник штаба сухопутных войск США: «Думаю, что Россия наиболее опасна по двум причинам. Во-первых, она имеет больший опыт ведения войны, чем многие наши потенциальные противники. Во-вторых, Россия не раз выступала с заявлениями, которые нас очень беспокоят».

Новейшая история отношений России и НАТО показывает, что как не парадоксально, чем сильнее кризис, тем теснее отношения Москвы и Брюсселя. Так было после 99 года, так было после 2008. Последний саммит НАТО в Варшаве имеет один вполне конкретный итог, о котором, впрочем не распространяются - несмотря на страшилки - ни одна из крупных европейских стран не решила увеличить свои отчисления в бюджет Альянса. Америка очень хотела, чтобы на военных шевронах прибалтов и поляков появился девиз «слабоумие и отвага», но, кажется, здравый смысл побеждает. Говорить горазды все. Делать - единицы.




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ