Приручить шайтана

10.07.2016

Прокуратура Стамбула предъявила обвинения в причастности к теракту 28 июня в аэропорту имени Ататюрка 17 арестованным по этому делу. Из них шесть граждан Турции. Остальные 11- граждане России и бывших союзных республик. То, что Средняя Азия и Северный Кавказ сегодня остаются основными центрами вербовки боевиков, знают все спецслужбы региона.

Нередко они уже владеют информацией по конкретным именам.

Всё это повод к большому разговору о том, что сегодня борьба с этим злом становится общей. И общей должна быть международная координация, готовность дать информацию, а главное использовать ее вовремя — до того, как пойдут новые взрывы.

Но слишком часто мы слышим одну и ту же фразу: знали, но отпустили, знали, но не придали значения. Как это было с Царнаевыми, о которых Россия предупреждала спецслужбы США. Или со стрелком в Орландо, которого вели свои спецслужбы, но отпустили. В Брюсселе - тоже знали, брали, но отпустили.

Дамаск еще до терактов в Париже предупреждал спецслужбы ЕС, что в ИГИЛ напечатаны тысячи новых паспортов. В них пока нет имен, но известны номера и серии. По ним боевики могу прийти в Европу под видом беженцев. Но реакции Европы не было - что верить Дамаску. И только после терактов в Париже у двоих террористов именно эти паспорта из этой серии были найдены.

Но есть другие примеры, когда страна точно знает имя преступника и требует его выдачи для суда и приговора. Практика экстрадиции работает в мире давно, по почему-то именно в переговорах с Россией о выдаче террористов и участников бандформирований Европа медлит.

По словам главы антитеррористического центра СНГ Андрея Новикова, у них в международном розыске по подозрению в террористической деятельности сегодня несколько тысяч человек. Мы годами просим их выдачи у Грузии, Англии, Турции, Австрии. Многие преступники, на чьих руках кровь мирных людей, за годы жизни в Европе уже успели постареть и привыкнуть к хорошему костюму и светской жизни. А ведь другие, что помоложе, еще вполне могут пойти на новые убийства.

Разыскиваются правоохранительными органами России — в материале Дмитрия ПИЩУХИНА.

Кровавый след нападения на аэропорт Стамбула  протянулся уже не только через всю Турцию, но и через пол-Европы. Уже сегодня ясно, Ахмед Чатаев – всего лишь посредник между исполнителями и организаторами теракта. Расследование взрывов в международном терминале должно вывести на подпольную террористическую ячейку. И распутать этот  клубок могли бы российские спецслужбы. Ведь еще несколько лет назад мы готовы были передать западным спецслужбам подробное досье на каждого террориста. Но ни тогда, ни сейчас в нашей помощи почему-то демонстративно не нуждаются. 

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «В Европе вообще считают, что если им не угрожает тот или иной человек, значит, это не террорист. Да, в России его разыскивают, да, в России его считают террористом – ну, ради бога, это проблема России, зачем мы его будем арестовывать».

Если бы турецкие спецслужбы тщательно изучили солидный список боевиков, бежавших из России, то наверняка бы нашли подозрительные взаимосвязи. Если бы захотели. Ведь среди близких друзей и единомышленников Чатаева называют Ахмеда Закаева – участника двух чеченских войн, бывшего полевого командира самопровозглашенной Ичкерии. На его счету в 90-ых - нападения на милиционеров, подрывы железнодорожных путей и станций,  похищения и убийства людей.

Ахмед Закаев: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».

В контексте

11.09.2016

9/11. Месть, которая изменила мир

Но наказать его пока не представляется возможным. Сбежав в Европу и сбрив окладистую бороду, бывший террорист неожиданно  превратился в правозащитника и борца за свободу, а все обвинения против себя считает политически мотивированными. И самое главное - ему верят. С 2001 года Закаев объявлен в международный розыск. С тех пор прошел через несколько судебных процессов в Копенгагене и Лондоне, но в 2003 был оправдан и получил - внимание - политическое убежище в Великобритании. Со стороны кажется, что биографии большинства современных террористов, будто написаны под копирку. Стамбульский подрывник Чатаев также долгие годы чувствовал себя в полной безопасности. 13 лет он беспрепятственно перемещался по Европе и странам бывшего Советского Союза. Его неоднократно задерживали, но каждый раз находились влиятельные покровители - в Швеции, на Украине, в Грузии, да и в самой Турции. Теперь выясняется, Закаев и Чатаев прекрасно знали друг друга. Бывший полевой командир, а ныне - респектабельный лондонский борец за права человека - вполне мог направлять деньги на финансирование террористической ячейки в Стамбуле. 

Анатолий Несмиян, политолог: «Финансирование терроризма сейчас идет, через частные фонды. Некий принц, создает некий частный благотворительный фонд, собирает деньги и выделяет гранты на образовательные, культурные и прочие программы. Но эти деньги целевым образом попадают таким людям, как Ахмед Закаев, Удугов, люди старой генерации».

Еще одна ниточка от Чатаева тянется к другому кровавому террористу - Мовлади Удугову. Прозванный в 90-е  «чеченским Геббельсом», он по-прежнему является одним из идеологов боевиков. В свое время Удугов занимал должность министра информации и печати самопровозглашенной Ичкерии, считался пресс-секретарем Джохара Дудаева. Он был одним из главных организаторов нападения на Новолакский район Дагестана, которое фактически привело ко второй Чеченской войне. Еще в 2000 году Удугов был объявлен в международный розыск. По последним данным сегодня он спокойно живет и работает в Турции.  

Франц Клинцевич, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности: «Он сказал, что он из Чечни, что боролся за независимость своей родины, что старорежимная КГБшная власть - там тираны, что они не дают нам дышать, и конечно он стал национальным героем, сразу статус беженца, пособие, возможность передвижения по всей Европе. Как результат, свободное общение с террористическими организациями».

На минувшей неделе исполняющий обязанности главы Чечни Рамзан Кадыров высказал  недоумение по поводу того, что Турция, несмотря на все запросы, не выдает России лиц, обвиняемых в терроризме. Чтобы облегчить работу спецслужбам, Кадыров даже привел внушительный список таких, как он сам выразился, шайтанов.      

Рамзан Кадыров, и. о. главы Чечни: «Если турецким властям нужны данные о террористах, в очередной раз их называю: Тархан Газиев, Ахмад Умаров, Ахмад Патаев, Ширвани Басаев, Махран Саидов, Ризван и Усама Якубовы, Асланбек Вадалов, Мовсар Чатаев, Хади Аласханов, Рустам Наурбаев их идейный наставник Мовлади Удугов». 

Несколько примеров для иллюстрации, о каких людях идет речь. Тархан Газиев – чеченский полевой командир с позывным «Билан» еще в 1998 году похищал людей, разорял мирные села, участвовал в  разбойных нападениях. В федеральном розыске с 2004 года. Последний раз был замечен в Сирии, сейчас может находиться в Турции или Грузии.  Асланбек Вадалов - полевой командир террористической организации «Кавказский эмират». Предполагаемый приемник Доку Умарова. Разыскивается с 2008 года. Доказанное место нахождения  - Турция. Террорист Махран Саидов также известный по прозвищу «Красная борода» в поле зрения турецкой полиции попал еще год назад, по подозрению в совершении теракта в Анкаре. Но после допроса почему-то был отпущен и бежал в Грузию.  

Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД РФ, официальный представитель МИД РФ: «Когда террориста отмечают не по тем деяниям, не по тем терактам, которые он совершает, не по экстремистским заявлениям, не по насилию, а когда их делят на своих или плохих, вот это путь в некуда. К сожалению, мы видим, как это заканчивается».

Всего в базах Интерпола числится порядка двух тысяч человек-выходцев из России, так или иначе связанных с международным терроризмом. Часть из них была замечена или осела за рубежом, но нам боевиков никто никогда так и не выдал. Например, обвиняемый в терроризме Арби Бугаев был арестован в Чехии еще в 2013 году. От экстрадиции его спас статус беженца. Проходящий по тем же обвинениям Аслан Кагерманов также избежал правосудия, но только в Хорватии. Некоторые личности из российского списка безжалостных убийц заслуживают особого внимания – например, двое террористов из группы Басаева, напавшие на Буденовск – Исмаилов и  Темирбулатов. Один из основных исполнителей теракта на Дубровке – Герикхан Дудаев. С именем Казбека Матаева связывают взрывы смертниц в московском метро. Сейчас он, кстати, спокойно живет то во Франции, то в Монако.           

Анатолий Несмиян, политолог: «Запад относился к Чеченской войне весьма неоднозначно. То есть он продолжает считать обе войны – борьбой чеченского народа за независимость. Запад относится к боевикам не как к боевикам, а как к революционерам, борцам за независимость, за свободу. Ну и они себя так же позиционируют».

Уже много лет США и Европа пытаются разыграть так называемую «чеченскую карту», создавая искусственное напряжение между Россией и всем остальным миром. По поводу Чечни до сих  пор сохранился устойчивый стереотип, что это территория, где не только высокая террористическая опасность, - там, дескать, систематически нарушаются права человека. И потому оттуда бегут. И вот всем известные братья Царнаевы устраивают теракт на Бостонском марафоне. Может быть, их тоже притесняли на родине? А, может, стоит открыть глаза и увидеть документы: браться долгое время жили в Турции и были тесно связаны с радикальными исламистами. Эксперты утверждают: Царнаевых завербовали спецслужбы США. Иначе как объяснить тот факт, что иностранные коллеги просто проигнорировали информацию от нашей ФСБ. Ведь контрразведчики предупреждали заокеанских партнеров о готовящихся терактах.  

Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД РФ, официальный представитель МИД РФ: «Нельзя безумных хищников, а террористы именно такими и являются, интегрировать в свое общество и иметь иллюзии, что все будет нормально».

Вот и в случае с организатором стамбульских терактов, Москва давно предупреждала – Чатаев не тот за кого себя выдает. По данным национального антитеррористического комитета, несколько лет назад он уехал в Сирию и присоединился к запрещенному «Исламскому государству». «Однорукий» бандит руководил в ИГИЛ особым подразделением, укомплектованным исключительно выходцами с Северного Кавказа.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «В Стамбуле всегда располагались центра крупных террористических группировок, например исламское движение Узбекистана. Они открыто действовали под прикрытием турецких спецслужб. Они не реагировали, думали, что их можно использовать в Сирии, в Ираке, против России, но против них это не будет. Но, как известно, с коброй опасно целоваться – она может укусить».               

Глупо полагать, что западные силовики не осознавали, кого они прикрывают. Знали они и о том, какого масштаба угроза исходит от террориста-калеки. Пока не грянул гром, им был нужен мученик российского режима. После трагедии в турецком аэропорту защитников у Чатаева заметно поубавилось. Впрочем, пересматривать вопросы экстрадиции других террористов, которые нашли защиту в государствах Европы и в США, похоже, никто не собирается. Напротив, в Дании, например, даже хотят организовать выставку, посвященную так называемым мученикам мировой истории. Уже известно, что среди героев окажутся и террористы-смертники, совершившие теракты в Париже и Брюсселе. В таких немыслимых обстоятельствах, наверное, никто даже не удивится, если Чатаева в очередной раз не только оправдают, но, возможно, даже наградят.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ