Черное и белое

10.07.2016

В Далласе в четверг была открыта охота на полицейских. По ним били прицельно - из снайперской винтовки. Убийца достиг цели: пять человек убито, семь ранено. Все убитые - офицеры. И все белые. Снайпер тоже убит. И он - черный.

Америка на этой неделе снова вышла на митинги. Как и два года назад в Фергюсоне, причина в расовом конфликте и произволе полиции. Но на этот раз всё обернулось еще большей трагедией. Полиции приготовили месть. Когда в центре Далласа люди вышли на площадь с плакатами: «Жизнь черного имеет значение», раздались выстрелы, и - жизнь белого значение утратила.

Подробности у нашего собственного корреспондента в США Нины ВИШНЕВОЙ.

Этот сериал никак не заканчивается. Сценарий неизменен и набор персонажей тот же – «белая Америка» против «черной», силовики против населения, политики против своего народа. И обязательный реквизит – оружие. Оружие, которое – и это известно заранее, как в плохом фильме, – обязательно выстрелит. Даллас в трауре - пятеро сотрудников правоохранительных органов убиты, семеро ранены – по числу жертв в течение одного дня большие потери среди личного состава полиция несла лишь во время терактов 11 сентября 2001 года. Глава ведомства Дэвид Браун говорит с трудом. Видно, что потрясен до глубины души.

Дэвид Браун, шеф полиции Далласа: «Нет слов, чтобы описать зверства, которые произошли в нашем городе. С эти необходимо покончить. Это раскол между нашей полицией и нашими гражданами».

Раскол давний, не один день существующий, только вспоминают о нем почему-то лишь в такие моменты. И противоречие не в служебном статусе одних и отсутствии такового у других. На полицейских, в рядах которых в подавляющем большинстве белые американцы, объявлена охота. Снайпер

Майка Ксавиер Джонсон методично отстреливал именно их. Без суда и следствия один человек (пока, во всяком случае, власти утверждают, что он был один) решил отомстить за действия силовиков против черного населения. Был недоволен тем, как вяло за свои права борется движение Black Lives Matter, «Черные жизни важны».

В контексте

22.01.2017

Занять место и выкурить косяк: как ждали нового президента

Дайамонд Рейнолдс: «О боже! пожалуйста, не говорите мне, что он умер!»

Движение Black Lives Matter, «Черные жизни важны» всколыхнуло Америку, - впрочем, далеко не в первый раз, - после этого случая в Миннесоте. Дайамонд Рейнолдс почти 10 минут в режиме онлайн трансляции в Facebook комментировала расстрел и смерть своего спутника, 32-летнего Филандо Кастила. За что? Согласно протоколу – за неподчинение требованиям полиции и угрозу окружающим при наличии огнестрельного оружия.

Полицейский: «Я говорил ему ничего не доставать!»

Дайамонд Рейнолдс: «Вы сказали ему предъявить водительское удостоверение».

Днем ранее в другом штате - Луизиане - полицейский застрелил 37-летнего Элтона Стерлинга. Согласно протоколу – тоже за неподчинение требованиям полиции и угрозу окружающим при наличии огнестрельного оружия. Но черная Америка решила, что люди в форме вершили самосуд. И народ вышел на улицы.

Джефф Худ, праворадикальный активист: «Мы хотели создать такое пространство, где можно сбросить свой гнев. Мы хотели создать такое пространство, где можно погоревать».

Это организатор протестов в Далласе - праворадикальный священник, преподобный (как его именуют) Джефф Худ. В движении Black Lives Matter довольно много белых активистов. Студентов, безработных и прочей богемной молодежи, которая борется с расизмом, но почему-то не видит, что приоритетный подход к жизням одной категории населения и есть высшая степень расизма.

Хава Касат, основатель движения «Одно общее единство»: «Это определенно расовый вопрос. Мотивация большинства актов насилия, которые мы видим, в основном, расовая».

Активист и правозащитник Хава Касат – основатель движения против насилия «Одно общее единство».

Хава Касат, основатель движения «Одно общее единство»: «Это расовая проблема. Но также и криминальная. Люди не должны убивать других людей. Если ты нарушаешь закон, ты преступник. И, конечно, в том, что случилось, замешана проблема свободного хождения оружия».

Он готовил свою месть хладнокровно и, видимо, не первый день. Майка Ксавиер Джонсон. 25 лет, резервист, полтора года провел в Афганистане. Именно оттуда, как говорят друзья и близкие, вернулся совершенно другим человеком. В доме – склад оружия, компоненты для изготовления бомб, тактический справочник снайпера и дневник, в котором записи и контакты экстремистских организаций типа «Черных пантер». Новое поколение левых афроамериканских радикалов. Тех, первопроходцев, которые в 60-е требовали трудоустроить всех черных, выпустить заключенных, и объявить капитализм вне закона. Политический посыл Джонсона, как выяснилось, еще конкретнее – убивать полицейских, точнее - белых полицейских.

Грегори Красовский, адвокат, бывший полицейский: «На моем опыте, когда ты работаешь в полиции в криминогенных районах, конечно раньше или позже ты будешь задерживать людей с холодным оружием, с огнестрельным оружием».

Грегори Красовский – адвокат, несколько лет проработал в рядах американской полиции.

Грегори Красовский, адвокат, бывший полицейский: «У тебя всегда есть выбор – ты можешь разоружить человека без применения огнестрельного оружия. А если тебе лень, или не хочешь рисковать, или не любишь афроамериканцев, ты будешь полностью оправдан, если вооруженного человека пристрелишь».

Полицейских, застреливших афроамериканцев из Миннесоты и Луизианы, бросилось прикрывать ведомство. Мол, видео из Миннесоты, на котором умирает Филандо Кастил, подруга начала делать уже после выстрелов и о случившемся известно только с ее слов. То же самое говорят про Луизиану: Элтон Стерлинг якобы угрожал кому-то оружием, потому и был вызов стражей порядка. От рук полиции ежегодно гибнет в 5 раз больше черных американцев, чем граждан с другим цветом кожи – возмущаются активисты движения «Черные жизни важны». При этом забывают про статистику преступности среди черного населения. Более половины всех нарушений закона приходится на афроамериканцев – и это притом, что от общего состава жителей США они составляют всего 13%.

Барак Обама, президент США: «Это проблема не только чернокожих. Это проблема всей Америки. Это должно обеспокоить нас всех».

Страна истекает кровью, но действующий, точнее, бездействующий президент находит более важные дела – саммит НАТО. Понятное дело, не до внутренних проблем. Президенты потенциальные на кровавое противостояние отреагировали гораздо быстрее. И, в отличие от Обамы, все встречи отменили. Что тоже понятно – им еще зарабатывать голоса избирателей.

Хиллари Клинтон, кандидат в президенты США: «Белые американцы должны как следует прислушаться к тому, что говорят афроамериканцы о барьерах, которые их разделяют».

Дональд Трамп, кандидат в президенты США: «Наша нация слишком разделена».

#МыФергюсон, #МыБалтимор, #МыОрландо, #МыДаллас. Число траурных хэштегов растет в геометрической прогрессии. Отметив на прошлой неделе фейерверками и хот-догами 240 лет собственной значимости, Америка обнаружила себя зависимой. Зависимой от проблем, которые замалчивались десятилетиями. Их больше не удается прикрыть звездно-полосатым стягом и заглушить разговорами о демократии и гражданских свободах. Раздираемая противоречиями Америка встает по разные стороны баррикад.

Ньют Гингрич, бывший спикер Палаты представителей США: «Обычный белый американец не понимает, что такое – быть черным в Америке».

Сара Пейлин, кандидат в вице-президенты США 2008 г.: «Движение «Черные жизни важны» - это фарс».

Джо Уолш, конгрессмен 2011-2013 гг.: «Это война. Смотри по сторонам Обама. Смотрите по сторонам, придурки из Black Lives Matter. Настоящая Америка вами займется».

«Настоящая Америка» ими занималась и занимается определенным образом. «Белый супремасизм» - тот самый костер, на котором раньше подогревала свою ненависть расистская ККК. Теперь супремасизм переоделся в черное. Расовая война переплелась с классовой. И все это - с оружием в руках, разрешенным столь любимой американцами Второй Поправкой к Конституции.

Хава Касат, основатель движения «Одно общее единство»: «Американские лидеры должны осознать, что они слишком медленно реагируют на важный вопрос о контроле оружия в стране. Они уже должны, наконец, законом запретить его продажу».

Ситуация все больше и больше выходит из-под контроля. После гибели полицейских в Далласе казалось – стороны пойдут навстречу друг другу, хотя бы попытаются выслушать. Но демонстрации протеста напротив, набирают обороты. В некоторых городах против митингующих полиция применила слезоточивый газ. Полвека назад выстрелы в Далласе изменили ход истории Соединенных Штатов. С убийством Кеннеди закончился период американского романтизма. Нынешняя стрельба у многих американцев уничтожила последнюю надежду на то, что решение сложившейся в стране ситуации возможно мирным путем. Политики, при всем их многословии, озабочены исключительно собственным положением: Трамп и Клинтон – будущими выборами, Обама – будущей свободой. Кстати, последний его на данный момент указ – увеличить число американских военнослужащих в Афганистане. Именно оттуда «другим» человеком вернулся снайпер Джонсон.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ