Завидуйте, я – гражданин!

23.04.2017

В пятницу Басманный суд Москвы арестовал десятого подозреваемого в организации теракта в Петербурге. Но спецслужбам и следствию надо еще проделать огромную работу - выяснить всю цепочку террористов, способы связи, финансирование, роль каждого, кто заказал этот акт устрашения и каковы были его истинные цели. Еще 11 апреля глава ФСБ и Национального антитеррористического комитета Александр Бортников заявил, что «основной костяк террористических групп, действующих на территории России, - граждане стран СНГ, прибывшие в страну в потоках трудовой миграции». Но ведь в деле о взрыве в петербургском метро главными обвиняемыми уже становятся не только мигранты из Центральной Азии, но и так называемые натурализованные граждане - люди, получившие наше гражданство и наши паспорта.

Таким был смертник Джалилов, такими являются арестованные братья Азимовы. И судья на этой неделе в числе прочих обвинений Акраму Азимову назвала его роль в оформлении фальшивых документов для членов преступной группы и для их беспрепятственного пересечения границ.

Да, таково нового лицо терроризма: быть не пришлым, а своим - по всем законам и документам. Братья Царнаевы, взорвавшие марафон в Бостоне, были гражданами США, братья Куаши, расстрелявшие Шарли Эбдо - были французами, террорист, давивший людей на Виндзорском мосту - британцем.

Но как получали официальные документы те, кто готовил теракт в перегоне метро? Ведь сегодня тысячи людей, которые ждут разрешения на получение российского гражданства, подтвердят, что даже при упрощенной схеме, это трудный и довольно долгий путь, занимающий несколько лет.

Максим ВАХРУШЕВ исследовал пути, по которым идут в Россию те, для кого они закрыты по закону.

Врач: «Будем мы с тобой исключать у этого ребенка аллергический компонент - бронхиальную астму».

В первой детской городской больнице Нижнего Новгорода круглосуточная борьба за жизни и здоровье маленьких Россиян. Алиса Шалабода – одна из лучших студенток Нижегородской медицинской Академии, проходит здесь ординатуру и уже решила связать свое профессиональное будущее именно с педиатрией.

Алиса Шалабода, ординатор Нижегородской Государственной Медицинской Академии: «Это очень ответственная работа потому что мы как бы спасаем жизни детей – это вдвойне ответственность. Это интересно, ты приносишь пользу своей работой».

Наверное, она хотела бы сказать, что приносит пользу своей стране, причем, на самом деле, именно так и считает, но есть одно обстоятельство.

Алиса Шалабода, ординатор Нижегородской Государственной Медицинской Академии: «В душе ты русский, ты себя чувствуешь… это второй дом, у меня муж русский, но по факту какие-то моменты, связанные с гражданством, ты чужой в этой стране».

А значит должна платить за обучение 100 тысяч рублей в год, и периодически подтверждать свое знание русского языка – золотая медаль Дебальцевской средней школы миграционному контролю не документ.

Алиса Шалабода, ординатор Нижегородской Государственной Медицинской Академии: «Я учила в школе русский язык, я учила русскую литературу, но все равно я должна сдавать этот экзамен».

Максим Вахрушев, корреспондент: «Сколько за него нужно заплатить за сдачу?»

Алиса Шалабода, ординатор Нижегородской Государственной Медицинской Академии: «Т.к. у меня прописка – Донецкая область - 2,5 тысячи. Если я не из Донецкой области, то 5 тысяч».

Сегодня жертвами теракта в метро Петербурга уже стали 15 человек. 16 – сам смертник, на момент совершения преступления россиянин Акбаржон Джалилов. Родился в Киргизии, и в 16 лет, как и полагается гражданам этой страны получил паспорт, но только не синий, как у всех его сверстников, а красный – российский. Гражданами России являлись и предполагаемые сообщники Джалилова, и вероятные организаторы теракта братья Аброр и Акрам Азимовы.

Роман Свистин, генеральный консул РФ в г. Ош: «Отец братьев Азимовых получил гражданство в России. Приехал к нам сюда, с российским паспортом (внутренним) и с постоянной регистрацией в России, то есть он был полноценным гражданином России. В таком случае дети гражданина могут подать документы на гражданство».

Любопытно, но по оценкам некоторых специалистов сейчас в 6-миллионной Киргизии чуть ли не каждый шестой – россиянин.

Алымбек Апызаков, продюсер телеканала: «Я получил российское гражданство в 2007 году по упрощенной процедуре. Многие кыргызстанцы получили тогда гражданство, и воспользовавшись случаем я и моя семья получили гражданство России».

А вот как гражданство России получают те, кто в России живет и работает. Конечно, должно наверное быть как-то иначе, но есть так как есть.

«Народ не толпитесь пожалуйста! Здесь женщины!»

Очередь в единый миграционный центр Москвы - настоящий интернационал.

Максим Вахрушев, корреспондент: «А кто за гражданством?»

Очередь: «Много кто».

Остальные молчат, но точно мечтают.

Максим Вахрушев, корреспондент: «А у вас номер какой?»

Посетитель миграционного центра: «Шесть».

Максим Вахрушев, корреспондент: «Хорошая позиция».

Посетитель миграционного центра: «Нет. Посчитайте, я шестая стою?»

Чтобы оказаться в начале очереди, нужно было приехать еще вечером.

Максим Вахрушев, корреспондент: «Вы за гражданством?»

Посетитель миграционного центра: «Да».

Максим Вахрушев, корреспондент: «А почему вы не в очереди?»

Посетитель миграционного центра: «Я в очереди, почему?»

Максим Вахрушев, корреспондент: «Вот люди в очереди».

Посетитель миграционного центра: «У меня вообще электронная на 8.20».

Максим Вахрушев, корреспондент: «Вы третий раз уже приезжаете?

Посетитель миграционного центра: «Одиннадцатый».

Но такое ощущение, что ни номер на руке, ни талон электронной очереди не дает никакого преимущества. Потому что кто вперед - того черед. К тому же от метро пересекая кордон каждое утро приходит еще целый автобус таких же. И все-таки самыми первыми в очереди оказываются те, кто заночевал в гостинице за двумя периметрами охраны, видеонаблюдения и колючей проволоки. Огромное здание миграционного центра, которое, казалось бы, должно принять всех желающих, по сути, превратилось в строго охраняемый режимный объект. А никакого удобства нет и в помине. Для того, чтобы быть первыми в очереди, люди приезжают с вечера, ночуют в автомобилях, ставят номера на руки. Но и это еще совершенно не гарантия, что услуга будет получена. Потому что впереди их ждет человеческий фактор. И это самое сложное испытание, которое приходится преодолевать.

Посетитель миграционного центра: «Государство Украина. Русская, по маме по папе. Родилась здесь в Подольске».

Максим Вахрушев, корреспондент: «Который раз сюда приезжаете?»

Посетитель миграционного центра: «Четвертый».

Максим Вахрушев, корреспондент: «А почему не получится с первого раза?»

Посетитель миграционного центра: «Запятая не там, слово неправильное как-то стоит. Ну инспектора все время что-то. Одному так хочется, другому во так».

Завсегдатаи рассказывают, что для одного мигранта пенсионного возраста эта двухсотметровка уже стала последней в жизни. Не выдержало сердце. Некоторые боятся - не стать бы следующим.

Посетитель миграционного центра: «Инженер-механик, сейчас работаю механиком цеха, главный инженером был».

Максим Вахрушев, корреспондент: «И 20 лет гражданство не можете получить?»

Посетитель миграционного центра: «Ну, у меня был казахский паспорт, я по нему жил, потом он закончился, и потом это все РВП ВНЗ, ну бог даст, может и получится, ну вообще так вот похожу, по-моему, я не доживу до гражданства».

Казалось бы, вот они те люди, которые нужны нашему обществу – детский врач-анестезиолог, инженер-механик. Но очередь для всех одна, пусть даже и порядок не для всех общий.

Ирина Цыпляева, заместитель начальника отдела по вопросам гражданства управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по г. Москве: «По упрощенному порядку может обратиться иностранный гражданин и лицо без гражданства, если он имеет основания по упрощенному получению гражданства. Такие как: 3 года в браке, не менее трех лет в браке с гражданином РФ».

И вот поподробнее. 

«Делаете гражданство?»

«А у тебя РВП есть?»

«У меня нет РВП, но хотелось бы с чего-то начать»

«РВП, брат, 120 тысяч».

«120 тысяч РВП?»

«Да».

«Как вы его делаете?»

«Есть ли у тебя ЗАГС ?»

«Нет ничего нету».

«Сделай перевод паспорта и приходи на садовый рынок».

Молодым людям подыщут невесту. Возможно, даже подходящую по возрасту. Дамам – подберут кавалера.

Сотрудник брачного агентства: «Можно сделать фиктивный брак, по стоимости это 74 тысячи».

Журналист: «Скажите, а сколько времени это будет делаться? Я хочу как можно быстрее получить гражданство».

Сотрудник брачного агентства: «Ну это в любом случае 5 лет».

Журналист: «В смысле?!»

На этой неделе в Твери полиция разоблачила подобное брачное агентство, которое по версии следствия, помогло легализоваться на территории России полутора тысячам мигрантов. Но их коллег это похоже ничему не научило. 

Сотрудник брачного агентства: «Вы подаете сейчас документы, вам подбирается жених - это в течение недели-полутора, далее вы идете с ним в ЗАГС, пишете заявление, рассматривается это заявление месяц, через месяц вы идете расписываетесь».

И теперь – пугающий факт:

Михаил Емельянов, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству: «Через заключение брака с гражданином РФ количество таких приобретений российского гражданства увеличилось в 51 раз. Появились профессиональные жены и мужья. Три года пожили развелись следующие».

Возможно ли отсеять таких новоиспеченных россиян и доказать, что брак был фиктивным? Вряд ли. И даже перепроверить все справки и документы получивших разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство. Если только не найдется повод заглянуть в личное дело. Как это случилось с родителями Акбаржона Джалилова и братьев Азимовых.

Сотрудник полиции: «За что задержаны, догадываетесь?»

Задержанный: «Да».

Оказалось, что их отцы когда-то давно предоставили в органы миграционного контроля ряд подложных документов. Значит и сами они и их дети права на гражданство не имели и на этой неделе его, как и полагается в таких случаях, были лишены. А вот закон, который позволял бы автоматически лишать террористов гражданства, Госдума на минувшей неделе принять не смогла – гражданство понятие конституционное, надо быть предельно внимательным в формулировках.

Михаил Емельянов, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству: «Им все равно чьими гражданами они являются, для них это просто бумажка, с помощью которой удобнее жить, заниматься той деятельностью, которой они занимаются. Это важно для нас, для общества в целом, потому что больше мы их терпеть в своих рядах не будем. Вот пафос этого закона».

Пафос этого закона гражданка Украины Алиса Шалабода ощущает не хуже любого россиянина. Она выбрала свое непростое призвание и выбрала страну.

Алиса Шалабода, ординатор Нижегородской Государственной Медицинской Академии: «Я из того края Донецкой области, где у нас люди работают тяжелым трудом, шахтеры, железнодорожники, металлурги, люди привыкли работать. Они привыкли работать не просто так чтобы получить деньги, они привыкли работать хорошо, отдавать себя, так же учиться в университетах. Я хочу работать».

Пусть не сразу, пусть преодолевая время и трудности, но Алиса понимает, что это путь домой, и его надо пройти.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ