Трамп в посудной лавке

23.04.2017

В конце апреля Дональд Трамп сдает свой первый неофициальный экзамен: заканчиваются первые сто дней его правления на посту президента. Есть такая традиция - подводить итоги именно первых ста дней, чтобы увидеть, каков новый президент. Плох или хорош. Умеет ли держать удар и собственное слово. А ведь слов и обещаний было сказано Трампом превеликое множество - сначала избирателям во время кампании, потом - на ступенях Капитолия в инаугурационной речи.

И вот теперь аналитики и эксперты ломают голову, как бы прилично определить стиль его работы. Конечно, три месяца - срок ничтожный. Но стиль принятия решений президента Трампа уже заставил напрячься сначала Европу, потом Ближний Восток, а теперь и Азию. Но можно ли рулить политикой, как бизнесом - путем внезапных выгодных сделок и краткосрочных кредитов?

Впрочем, может, самой Америке это нравится? В конце концов, американцам всегда была интереснее собственная жизнь, чем войны на дальних рубежах. Сто дней Трампа анализировала наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Нина ВИШНЕВА.

Из небоскреба в двухэтажку. Из золотого кабинета в Овальный. Из бизнеса в политику. Многие жалуются, что не могут понять действий Трампа-президента. Его бесконечную смену настроений и курсов. На самом деле все просто, если держать в голове: президентство для Трампа – очередной деловой проект. Просто теперь вместо быстрых денег - быстрая политика. Краткосрочные сделки. Даже свою программу на первые 100 дней он назвал контрактом.

Дональд Трамп, президент США: «Мой план на 100 дней сделает Америку опять великой! Это контракт между Дональдом Трампом и американским избирателем. Перемены начнутся с возрождения честности и ответственности в Вашингтоне».

О честности и ответственности говорить не приходится - сегодня один контракт, завтра другой. Ставка на политические акции сообразно сиюминутным выгодам. То, что заявлено раньше – в стол. Или вообще на свалку истории.

Дональд Трамп, президент США: «Мы осушим вашингтонское болото и заменим его новым правлением – народным!»

Народное правление в итоге вылилось в семейное. Семейный бизнес из политики внутренне перешел во внешнюю: советник-зять оценивает ситуацию в Ираке, советница-дочь убеждает бомбить Сирию. Добро на отправку авианосной ударной группы к берегам Северной Кореи тоже, видимо, дали домочадцы. Разобраться с «нарывающимся режимом».

Джон О’Шей, президент финансовой корпорации: «Мы должны судить о нем не по первым ста дням, а по последним ста дням. Не то, что он делает в начале срока, а то, что будет под конец».

Он наобещал столько, что хватило бы на нескольких президентов, но за 100 дней не сделал и части того, что смогли его предшественники за тот же срок:

Медицинская реформа с ненавистным именем Obamacare живет;

Миграционный запрет в двух версиях застрял на уровне федеральных судей;

Стена с Мексикой вместо обещанных 5 млрд. (за мексиканский счет) выросла в цене до 70 млрд. (из кармана своих же налогоплательщиков).

Единственное, что пока удалось провернуть, – назначение своего человека в Верховый суд. Но для этого пришлось изменить закон.

Чарльз Ортел, финансовый аналитик, политолог: «У него мастерство договариваться. Это могут подтвердить даже Буш и Клинтон. Какой у него опыт в политике? Никакого. Он руководствуется своей работой». 

В контексте

25.03.2018

Интернет – поле боя. Как виртуальные данные предоставляют реальную власть?

Десятилетиями Штаты вели себя на международной арене без тормозов и оглядки на международное право. Отсутствие внешнего контроля привело к деградации политической стратегии. Перенимая прежний опыт, Трамп забывает об интересах других игроков. А последние жесткие заявления в адрес Москвы от представителей его кабинета и вовсе заставляют задуматься – что ими руководит? Безрассудство, организационный паралич или ставка на все те же краткосрочные сделки – раз уж тон на Капитолийском холме сейчас задают непримиримые борцы с Россией.

Ричард Вайц, директор Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона: «Он хотел улучшить отношения с Россией, но потом понял, что это будет гораздо труднее, чем представлялось».

Вопрос не столько в трудностях, сколько в выгоде. Дивидендов на данный момент, по его расчетам, недостаточно. И в остальном такая же схема. Признавался в любви WikiLeaks, сейчас вдруг арест Ассанджа – приоритетная задача администрации Белого Дома. Обзывал Китай «валютным манипулятором» и «насильником», теперь льет в уши китайского президента мед и перекладывает на его плечи севекорейскую проблему. Одной рукой вычеркивает Сирию из списка стратегических интересов США, другой лупит по ней «Томагавками». Говорит о любви к России, а его люди обвиняют Москву в преступлениях против американского народа и влиянии на американские выборы.

Крис Кобб, организатор движения «Occupy Wall Street»: «Люди боятся. Трамп теперь контролирует ядерный арсенал. Люди боятся, что он поругается с кем-то в твиттере и начнет войну».

Политический паралич. Разногласия Трампа со своей собственной командой становятся нормой. Чиновники не слушают президента и друг друга. Конгресс, хоть и с республиканским перевесом, сам себя загнал в стагнацию. Налицо кадровый дефицит в Госдепартаменте, ЦРУ и ФБР. На этом фоне новая администрация игнорирует устоявшиеся институты и одной левой смешивает внутреннюю и внешнюю политику. Это сейчас самая популярная книжка в Соединенных Штатах. И не смотрите, что комиксы. Американцы обожают их в любом возрасте. Таким языком удается сказать гораздо больше, нежели многостраничными политическими эссе. Причем, это не просто комиксы, где Трамп представлен в разных образах – вот он и в Белом Доме, и с Ким Чен Ином, и с Путиным, - это еще и книжка-раскраска. Граждане США могут сами выбрать – в каких тонах прожила Америка первые сто дней президентства Дональда Трампа? В радужных цветах? Мрачных? Или даже после ста дней президент Трамп – белый лист с непредсказуемым результатом? Но до часа «икс» всего неделя, похвастаться особо нечем, и президент заранее нашел виноватых: «Независимо от того, сколько я сделаю в течение этого нелепого стандарта первых 100 дней (и делается много), пресса это уничтожит».

Точно так же Трамп готовил народ к своему проигрышу на выборах. Когда даже он сам еще не мечтал о лавровом венке.

Джон О’Шей, президент финансовой корпорации: «Ирония в том, что 100 дней Трампа совпадет с приостановкой работы правительства. Это звучит пугающе. И это для него не очень хорошо».

Подчищая «хвосты» к своим ста дням, Трамп выдает указ за указом. Правда, все эти меморандумы, как правило, просто обращение к своему кабинету: изучить проблему и дать рекомендации по ее устранению. Вряд ли за неделю все проблемы исчезнут, но на потребителя такие реалити-шоу всегда действуют безотказно.

Джонатан Сандерс, политолог, журналист: «Он, как его избиратели, без хорошего образования, но кичится, что очень умен. Это человек, который сочетает пошлость, примитивизм и наивность о том, как устроен мир».

А тут еще опросы выдают антирекорд за антирекордом: Популярность Трампа в качестве главы государства намного ниже, нежели у его предшественников. А то, что Трамп выполняет свои предвыборные обещания, сейчас считают лишь 45% американцев. Еще в феврале таковых было 62%. То есть 17% американцев, по сути, разорвали с ним контракт. До лучших времен. Похожая история и в международном масштабе: главных игроков - Европу, Россию и тот же Китай непредсказуемая манера Штатов вести дела, мягко скажем, настораживает. Микросделки в глобальной игре, на которые делает ставку новая администрация, оборачиваются хаосом. Встает вопрос о том – кто будет чинить мировой порядок? И это явно не тот, кто его ломает.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ