У берегов Швеции найден любимый фрегат Петра I, затонувший 300 лет назад

У берегов Швеции нашли любимый фрегат Петра Первого. Он потерпел крушение и три века провел под водой. Искали и шведы, и русские. И вот удача улыбнулась учёным. Теперь предстоит борьба за корабль. Россияне хотят перевезти его на родину. Местные исследователи считают, что ему теперь место в их музее.

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Наш корреспондент Игорь Максименко отправился в Швецию, чтобы узнать, как вернуть военную реликвию в Россию:

Удивительными все же бывают исторические совпадения. В октябре 1715 года здесь, у берегов Швеции, под Гетеборгом, на рифах разбилась любимая яхта Петра Первого «Транспорт Рояль». Ее безуспешно пытались найти долгие годы, пока в наши дни это не сделали русские морские археологи. День в день. Ровно 300 лет спустя с момента исчезновения корабля. Это – настоящая сенсация. Ведь здесь, в районе архипелага Тисларна постоянно работают множество экспедиций. Дно буквально перерыто исследователями.

Алексей Михайлов, руководитель научной экспедиции: «Мы искали здесь года три, наверное. Нам попадались обломки самых разных кораблей. И в этом районе, где обнаружен «Транспорт Рояль», мы тоже находили обломки. Нам все время не хватало 100% идентификации, нам нужно было понять гарантировано, что мы ищем».

Этот корабль Петру Первому подарил английский король Уильям III Оранский. «Транспорт Рояль», по военной маркировке, был фрегатом 6 класса. 26 метров в длину, мощное парусное вооружение, два десятка пушек. Его создал знаменитый кораблестроитель лорд Кармартен.

Александр Добренко, старшина Гильдии Судомоделистов Санкт-Петербурга: «Кармартену удалось создать шедевр. Это был самый быстрый корабль своего времени»

Со старофранцузского языка название «Транспорт Рояль» переводится как «Королевский Восторг». Петр распорядился отправить этот суперкорабль в Архангельск, где по его образцу начали строить первые русские фрегаты.

Александр Добренко, старшина Гильдии Судомоделистов Санкт-Петербурга: «Знаменитый фрегат «Штандарт» строили по чертежам «Транспорт Рояль».

В конце июля 1715 года, по приказу Петра Первого, «Транспорт Рояль» и еще четыре корабля отправились из Архангельска в Санкт-Петербург. Яхта благополучно прошла Баренцево, Норвежское и Северное моря. Но на Балтике, у берегов Швеции попала в страшный шторм, разбилась о рифы и затонула.

Алексей Михайлов, руководитель научной экспедиции: «Вот с этих скал шведы сняли 9 моряков английской и датской национальности. Все наши моряки, 16 человек, не покинули корабль».

Точное место гибели «Транспорт Рояль» определила российско-шведская команда историков и морских археологов. До начала подводных работ эти люди несколько лет провели в архивах и библиотеках. Исследователь Ян Фредриксен поискам русского корабля посвятил 25 лет.

Ян Фредриксен, историк (Швеция): «В морских архивах удалось найти свидетельства очевидцев крушения, отчет капитана порта Гетеборга, сведения о судьбе экипажа, даже погодные сводки тех дней. За 300 лет от корабля мало что осталось, но все равно стали искать материальные доказательства».

И они их нашли! Удалось обнаружить несколько гвоздей, кирпичи от судовой печки, части корпуса и оснастки корабля. Фрагменты корабля после осмотра и фотофиксации исследователи обязаны вернуть обратно на дно. Так положено по шведским законам. Поэтому пока большую часть научной работы приходится делать под водой. Глубина погружения в том месте, где сейчас находятся обломки «Транспорт Рояль», около 12-15 метров. Вода достаточно холодная, поэтому работать получается недолго – полчаса-час максимум. Обломки затонувшего русского корабля на несколько метров занесены илом и песком. Но все же сквозь темноту и донную муть можно разглядеть части киля, остатки шпангоутов и мачт. В одном из раскопов удалось найти еще один гвоздь.

Достоверных изображений «Транспорт Рояль» не сохранилось. Но нашлись чертежи и описания корабля. По ним мастера из Николаева сделали модель. Вот так выглядело «его корабельное совершенство» как называли яхту современники.

Чтобы достать с балтийского дна то, что осталось от яхты обломки «Транспорт Рояль», нужно специальное разрешение шведского правительства. При этом инициатор подъема, Россия, должна гарантировать, что поднятые фрагменты станут музейными объектами. Это значит, что история долгожданного возвращения на родину любимого корабля Петра Первого только начинается.



Последние новости

10:52
10:51
10:40
10:37
10:24
10:23

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров