День метеорита или как космос на Землю падал

| Обновлено: 582 0

15 февраля в 2013 году на Челябинск упало небесное тело. Ярчайший метеор загорелся на высоте 15-25 километров над городом. В атмосфере гигант пробыл чуть более половины минуты. Волнующее зрелище впечатленные жители записали на видео. В NАSА заявили, что это самое большое из известных небесных тел, падавших на Землю после Тунгусского метеорита в 1908 году. Такое событие якобы происходит раз в 100 лет. Тунгусский метеорит, к слову, до сих пор не нашли. На днях геолог Сергей Колисниченко заявил, что опыт Челябинского метеорита позволит наконец-то отыскать затерявшееся космическое тело. Пятый канал вспомнил, кого же забыли и потеряли.

Фото, видео: Пятый канал

Сергей Колиснеченко  призвал искать осколки Тунгусского метеорита в 80-100 километрах дальше по траектории полета от эпицентра. Именно такой метод и помог обнаружить осколки метеорита в 2013 году.

Фото: d.sdska.ru

«Наблюдение Челябинского метеорита дало очень богатый опыт <…> Взрыв был здесь, стекла повылетали здесь, а метеорит оказался в 80 километрах от Челябинска. Вот эта инерционность, о которой забывают многие исследователи, явно относится и к Тунгусскому явлению: нужно искать явно не в эпицентре взрыва, а в 80-100 километрах далее по траектории полета. Если исследователи пойдут по стопам поиска, они его обнаружат», — заявил геолог.

Общее количество высвободившейся энергии при падении Челябинского метеорита по оценкам НАСА составило около 440 килотонн в тротиловом эквиваленте. Историческое событие произошло в 9 часов 20 минут по местному времени. Самый крупный кусок метеорита упал в озеро Чебаркуль, — 570 килограммов. Позже космический болид выставили в качестве экспоната в местном краеведческом музее.

Фото: tassphoto.com

При падении Челябинского метеорита пострадали более полутора тысяч человек. Большинство — от выбитых ударной волной стекол. Двое человек попали в реанимацию. Материальный ущерб населению был оценен в 490 миллионов рублей.

Фото: ru.wikipedia.org

Тайна Тунгусского метеорита

Более века назад, 30 июня 1908 года, в Сибири упал метеорит в районе реки Подкаменная Тунгуска. Очевидцы рассказывали, что взрыву предшествовал полет огромного огненного шара. Взрыв был такой силы, что разбросал деревья как спички в радиусе 40 километров. Однако, первая экспедиция на место происшествия была отправлена лишь спустя 19 лет, — в 1927-м году. Осколки метеорита так и не были найдены. Однако ученые зафиксировали скопление микроскопических силикатных и магнетитовых шариков, коим приписывается космическое происхождение. Мощность взрыва, по некоторым данным, была в 10 раз сильнее, сброшенной атомной бомбы на Хиросиму.

Фото: apod.nasa.gov

Полуторакилометровое космическое тело способно «убить» Землю

Максимальная скорость столкновения космического тела с Землей около 70 километров в секунду, но таких тел и скоростей практически нет. Обычно это 5-10 километров. И даже это — огромные скорости. Челябинский болид пробыл в атмосфере всего лишь 32 секунды. По мнению эксперта, ракеты не успеют предотвратить такие угрозы, потому единственный способ избежать катастрофы — долгосрочный прогноз при помощи автоматического наблюдения с помощью телескопов. Однако, от Челябинского метеорита даже это не спасло бы, — он шел со стороны Солнца. Об этом рассказал в интервью Пятому каналу Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН.

Фото: Архив Пятого канала

«Чем меньше тело, тем выше частота падения. Крупные объекты, чей размер достигает ста метров и больше, вероятность их падения — раз в несколько столетий. А вот Тунгусское тело, которое по энергии, которую с собой несло, по размеру, — такое происходит раз в тысячу лет. Мелкие же тела, которые сгорают в атмосфере, не долетая до земной поверхности, наподобие Челябинского болида, — чаще. Есть уже два случая, когда за сутки до падения, открывали метеороид, несколько метров в поперечнике, которые должны были упасть на Землю. Это в октябре 2008 и 1 января 2014 года. Такие тела падают раз в несколько лет. Но они не долетают до земной поверхности, просто сгорают в атмосфере. Мы гарантирует, что рано или поздно Земля столкнется с опасным объектом, который устроит катастрофу. Такая вероятность существует, но когда это произойдет, через 10 или тысячу лет — мы пока не знаем. Среди обнаруженных рядом с Землей объектов, а их уже несколько тысяч, — пока таких объектов нет, но процесс поиска идет. Более того, если Земля столкнется с телом, у которого в поперечном сечении от полутора километров, это принесет глобальную катастрофу Земле. Дело в том, что нужно оценивать кинетическую энергию тела. Скорости у этих тел космические. Если их помножить на массу — получаются энергии, сопоставимые с атомными бомбами. Даже Челябинский болид, который взорвался в атмосфере, у него мощность взрыва около 200 килотонн. А вы представляете, если тело будет 50 метров или сто, — там уже будет измеряться мегатоннами. Угроза будет вполне ощутима. Мы пока не можем сказать, когда столкнется достаточно массивное тело с Землей. Все известные объекты под контролем. Все рассчитывается и наблюдается. Вопрос лишь в том, какие еще остались неоткрытые тела», — подытожил Николай Железнов.

Впервые падение метеорита на землю было зафиксировано в 1790 году. Но этот факт ученые из Парижской академии наук признали лишь спустя 13 лет, списав поначалу рассказы трех сотен очевидцев на шутку. По некоторым данным ежедневно с Землей проходят около 20 метеоритных потоков. Известны полсотни комет, которые потенциально могут пересечь орбиту нашей планеты. Фактическое столкновение с поверхностью Земли с относительно небольшими телами, размерами в несколько десятков метров, происходят раз в десять лет.

Каменный дождь — Метеорит Царёв

После падения Тунгусского метеорита в России лишь спустя полтора десятка лет зафиксировали следующее «прибытие» небесного тела. Огненный шар пролетел над Астраханской губернию в декабре 1922-го. Опять же, снимков никто в силу технических возможностей не сделал. По словам очевидцев, шар был огромен и издавал оглушительный шум. После взрыва начался каменный дождь. На следующий день жители нашли на полях обломки странных камней. Геологи и искатели «космических диковинок» бросились с экспедициями в Астрахань со всей страны. Но найти куски метеорита удалось лишь спустя полвека при распашке картофельных полей совхоза «Ленинский». Добычей копателей стали 82 хондритовых метеорита, собранных с 25-ти квадратных километров поля. Самый крупный из обломков весил 284 килограмма. Сейчас он выставлен в Московском музее имени Ферсмана. Общий вес обломков - 1225 килограммов.

Фото: vorgo.ru

Сихотэ-Алинский метеорит

100-тонное космическое тело разрушилось в атмосфере Земли и пролилось каменным дождем на Дальнем Востоке 12 февраля 1947 года, в Уссурийской тайге в горах Сихотэ-Алинь. Кратеры, образовавшиеся после падения заметили летчики и передали информацию геологам. В итоге было собрано более 3,5 тысяч фрагментов общей массой 27 тонн. Крупнейший целый фрагмент весит 1745 килограммов.

Фото: rgo-sib.ru

Ого! Какая Гоба!

Самым крупным среди упавших на Землю метеоритов считается метеорит Гоба. Глыба объемом девять кубических метров и весом в 60 тонн находится в Намибии. На нашу планету космическое тело прилетело еще в доисторические времена и возможно даже причастно к смерти динозавров. Обнаружил глыбу в 1920-х годах при вспахивании поля местный фермер. За сто лет «камешек» досконально изучили. Поверхность метеорита — чистое железо без примесей. Внутри — 16% от общего объема, — никель с примесью кобальта. Цельного куска железа природного происхождения таких размеров на Земле больше нет. По подсчету ученых, когда метеорит коснулся земли, он был в полтора раза больше. Объекту присвоен статус национального памятника.

Фото: STENA.ee

Самый крупный метеорит в СНГ

20 июня 1998 метеорит приземлился у города Куня-Ургенч в Туркмении. Аналогично другим случаям жители видели яркий свет перед его «приземлением». Небесное тело упало в хлопковое поле и образовало пятиметровую в диаметре воронку. Самый крупный кусок метеорита весил 820 килограммов. Возраст космического тела ученые оценили в более чем четыре миллиарда лет. «Гость» получил сертификат Международного метеоритного общества и считается самым крупным среди каменных метеоритов, падавших в СНГ и странах третьего мира.

Фото: ok.ru

Перуанский метеорит

Спустя всего лишь девять лет еще один метеорит ударил по Земле. 15 сентября 2007 он упал в Перу у озера Титикака, недалеко от границы с Боливией. Сначала был сильный шум, похожий на звук падающего самолета, но вместо воздушного судна очевидцы увидели шар, охваченный огнем. На месте падения метеорита образовался 30-метровый в диаметре кратер. Глубина была шесть метров. Из кратера забил фонтан кипящей воды. Ученые предположили, что космическое тело содержало ядовитые вещества. Так как полторы тысячи людей, живущих в окрестностях, пожаловались на сильные головные боли.

Фото: kpcdn.net

Вселенная над Вашингтоном

Еще один «твердотелый пришелец» оказался на планете Земля 22 апреля 2012 года. С умопомрачительной скоростью в 29 километров в секунду метеорит пролетел над Невадой и Калифорнией, усыпав землю штатов раскаленными осколками. Взорвался метеорит над Вашингтоном. Мощность была 4 килотонны в тротиловом эквиваленте. Ученые изучили «Саттер Милл» и оказалось, что космическое тело-прародитель сформировалось свыше 4566,57 миллионов лет назад, то есть в первые  дни существования Солнечной системы.

Фото: ru.wikipedia.org

Несложно подсчитать, что «космические атаки» участились в последние годы. Стоит ли копить на билет в космос? Пожалуй, что слишком дорого и рано для всего человечества. Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, советует паникерам немножечко подождать с концом света.

Фото: 24smi.org

«Когда тело влетает в земную атмосферу и от трения воздуха начинает гореть и светиться — это болид. Челябинское тело стоит именно так называть. А когда уже упало на землю и мы находим — это метеорит. Предсказать падение можно. Но все зависит от наблюдений. Если мы открываем новый объект, то можно просчитать траекторию его движения. Для этого нужно минимум три наблюдения. Чем больше наблюдений, тем точнее можем орбиту построить, просчитать траекторию и возможное сближение с Землей, а также время столкновения. Среди ближайших объектов по Туринской шкале — я смотрел, опасных объектов нет», — подытожил астроном Николай Железнов.

У всего живого есть начало и конец. Конец планеты Земля, по мнению ученых, непременно настанет. Но это точно будет не на нашем веку.

Ания Батаева