«Троица» Андрея Рублева: Какие тайны зашифрованы в знаменитой иконе

| Обновлено: |
Светлана Александрова
Светлана Александрова Светлана Александрова Журналист
5 218

Написав свой шедевр в XV веке иконописец нарушил существовавшие до него каноны изображения трех ипостасей единого Бога.

«Троица» Андрея Рублева: Какие тайны зашифрованы в знаменитой иконе

Фото: © РИА Новости / Владимир Трефилов

«Троица» — это один из 12 главных церковных праздников, который приходится на 50-й день после Пасхи. Он посвящен сошествию на учеников Христа Святого Духа, когда таким образом миру были явлены все три ипостаси Единого и Неделимого Бога.

Главная и самая известная икона праздника — «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева, написанная знаменитым иконописцем в XV веке.

Библейское повествование о Троице

Икона "Троица" соответствует иконописному сюжету "Гостеприимство Авраама" (Книга Бытия, 18 глава). К праотцу избранного народа Аврааму приходят трое странников. Хозяин узнает в гостях Самого Бога и приглашает их за стол.

Во время трапезы ангелы сообщают Аврааму о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога от Авраама должен был произойти "народ великий и сильный", в котором "благословятся… все народы земли".

Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными грехами его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.

Загадки "Троицы" Рублева

Икона Рублева, которую называют «богословием в красках» принципиально отличается от того, как принято было изображать Святую Троицу до этого. 

До Рублева все иконы Троицы писались по типу, известному как „Гостеприимство Авраама“. Здесь изображалась не только Троица, но и Авраам с Саррой, угощающие дорогих гостей, иногда и заклание тельца отроком. Это сразу снижало возникающий образ, приближало его к повседневному земному быту — он представлял уже не горний мир, но мир дольний, который, правда, посетил Бог.

www.globallookpress.com / Russian Look

Появление в XV веке рублевской «Троицы» было не следствием постепенного развития, а взрывоподобным скачком. Художник полностью исключил сцены гостеприимства и убрал с полотна все земное, бытовое, человеческое.

В результате икона невероятным образом открывает людям даже не просвещенным сложнейший богословский постулат — о неразделимости и одновременно неслиянности всех трех ипостасей Бога. Как же удалось Андрею Рублеву добиться этого? Все три Ангела на полотне выглядят совершенно одинаково, между ними нет никаких различий, так у смотрящего на них создается впечатление единого целого. В иконе зашифрованы и другие «послания». 

На светлом, изначально золотом, фоне изображены три Ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний Ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым Ангелом — гора, за левым — палаты. Головы Ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи — будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца, знак жертвы. Основной смысл образа прозрачен — в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества.

И еще одна загадка. Как правило, на иконах взгляд одной из изображенных фигур обязательно направлен на молящегося. Например, если младенец Иисус смотрит на Богородицу, то сама она будет смотреть на стоящего перед иконой. Рублев нарушил этот принцип — все Ангелы его «Троицы» обращены друг к другу и все они склонились к «чаше жертвы». Образуя вокруг нее этот круг, художник будто открывает тайну бесконечной Божественной Любви к человечеству и вечности.

В результате совокупности использованных Рублевым средств кажется, что три Ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долго будут продолжать сидеть здесь. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей — они в вечности. Но в вечности время не течет, оно все целиком — в ней. Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда.

Важные детали "Троицы" и их значение

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание (палаты Авраама), дерево (Мамврийский дуб), гора (гора Мориа).

  • Ангелы. Линии фигур ангелов образуют замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.
  • Чаша. Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
  • Голова тельца. Символ жертвенности Бога Сына, прообраз агнца новозаветного.
  • Бог Отец. Он сидит в центре. Его отличают одежды пурпурного цвета и золотая полоса через правое плечо. Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас (на искупительную жертву)?" Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
  • Лазурные одежды. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
  • Скипетр. Символ власти - он есть у всех сидящих за столом ангелов.
  • Дерево. В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева это - древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме. Дерево служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. 
  • Бог Святой Дух. В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения на этот тяжелый путь, и жест повеления. 
  • Алые одежды. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
  • Здание. Символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа. Созидание внутреннего мира человека уподоблялось труду зодчего и называлось домостроительством.
  • Бог Сын. Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. 
  • Зеленый гиматий (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Иисус Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах ангела указывает на его двойственную природу: божественную и человеческую.
  • Гора. Символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу. Символ духовного восхождения.


Последние новости

6:16
6:04
5:51
5:39
5:27
5:15

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров