Консервативный выбор

11.05.2015

Он не будет собирать вещи и съезжать с Даунинг-стрит. Кэмерон остается премьером. Он уже съездил к королеве и пообещал сделать Великую Британию еще более великой. Впрочем, теперь, после победы консерваторов на выборах ему придется выполнить многое, что он успел наобещать. И если главные соперники после проигрыша потянулись в отставку (вот такая у них есть в Англии странная политическая традиция), то шотландцы напротив готовы испортить Кэмерону немало крови.
Результаты выборов в Парламент устроили не всех, но аналитики предсказывают Англии нескучный политический сезон. Главное — кому хватит решимости начать перемены? Кстати именно решимости, на этой неделе не хватило молодому наследнику престола. Как известно, у Кейт и Уильяма родилась дочка. По слухам из дворца, они мечтали дать принцессе имя Диана, но — побоялись гнева бабушки. Теперь она Шарлотта (женский вариант имени Чарльз). И это похоже на утешительный приз принцу Чарльзу, который, судя по всему, так и не станет королем.
Но вернемся в парламент. О главных интригах и первых итогах самых непредсказуемых выборов рассказывает наш собственный корреспондент в Лондоне Евгений КСЕНЗЕНКО.

Второй день после выборов. Послание победителям - консерваторам от социалистов: мы проиграли, но не надейтесь, что нас нет. Совсем другое настроение было за несколько дней до голосования. Британцев пугали сами консерваторы - сменой власти, прежде всего.

Страшный сон консерваторов - шотландские националисты управляют марионетками-лейбористами на Даунинг-стрит. Почти вещий сон - Первый министр Шотландии Никола Стёржен заранее предложила Эду Милибанду союз -  вместе избавиться от правительства Кэмерона. Ведь националисты рассержены: Англия обманула Шотландию - не выполнила обещаний, сделанных во время референдума о независимости. Никто из политиков и не надеялся на победу собственными силами - все разговоры только о новом подвешенном Парламенте и о том, кто же всё-таки будет дёргать за верёвочки партнёров по коалиции. Среди других возможных кукловодов называли лидера партии Независимости - Найджела Фаража. 

Найджел Фараж, лидер партии Независимости Соединенного Королевства: «Почему нас зовут армией народа? Да потому что мы обычные ребята, выступившие против политического эстеблишмента».

Обычно Фараж выступал против элиты в пабе с пинтой пива в руках. Но накануне выборов лично обходил дома избирателей. Его политические рассказы с годами не менялись: «во всех британских бедах виноваты иммигранты и Евросоюз. А ещё лучше так: иммигранты из Евросоюза и не только». Фараж был готов вступить в союз с консерваторами, которые уже закрывают двери Королевства для мигрантов. Лейбористы хотели сыграть наверняка, не делая резких движений. Ведь последние 5 лет рейтинг партии был стабильно выше, чем у консерваторов. Левые рассчитывали на голоса тех, кто устал от экономии - урезания пособий, сокращений работников, замораживания зарплат.  Впрочем «Красного Эда» - так лидера партии прозвали за его социалистические взгляды всегда недолюбливали даже сами партийцы: за комическую внешность, отсутствие харизмы и за роль в почти шекспировской трагедии - победы на собственным братом Дэвидом Милибандом во время выборов лидера партии.  

Эд Милибэнд, лидер Лейбористской партии Великобритании: «Оптимисты выигрывают, а пессимисты проигрывают. И поэтому мы выиграем эти выборы».

В контексте

25.03.2018

Из Лондона с особой любовью! Зачем Мэй развязала дипломатическую войну с Россией?

Сам действующий премьер Дэвид Кэмерон накануне выборов тоже попытался стать ближе к народу. Агитировал даже не в дорогом костюме, напоминающем о его элитарном образовании и положении, а в рабочей униформе.

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Соединённого Королевства: «На кону будущее нашей экономики и нашей страны».

Во время избирательной кампании политики обходили стороной такие острые темы как борьба с Исламским государством, отношения с Россией. Обсуждали только три проблемы: иммиграцию, здравоохранение. И совместное будущее, а точнее – будущий развод с Евросоюзом. 

Тони Траверс, политолог, Лондонская школа экономики: «У всех больших партий одинаковые взгляды на внешнюю политику и оборону. Им просто нечего сказать на эту тему, чтобы отличаться друг от друга. Например, и консерваторы, и лейбористы хотели бы видеть Британию в качестве государства, у которого есть сдерживающее ядерное оружие».

Итоги выборов стали шоком для страны - их сравнили с политическим землетрясением в Королевстве. В той же Шотландии националисты завоевали 56 из 59 возможных мест, вытолкнув оппонентов. В горной республике голосовали так, как будто вновь на кону был референдум о независимости. В депутаты даже выбрали 20-летнюю студентку из Глазго. Эдакий привет Лондону от раздражённой Шотландии.

Алекс Салмонд, депутат парламента Великобритании, член Шотландской национальной партии: «Эти выборы - необыкновенное заявление о намерениях народа Шотландии. Шотландский лев прорычал этим утром и его рёв услышала вся страна».

Англия и Уэльс в свою очередь раскрашены в синий, цвет консерваторов. У них 331 мандат, то есть большинство голосов. Лейбористы - красные - получили 232 места. Либерал-демократы всего 8. У партии зелёных один мандат - как и у партии независимости Великобритании. Никакого подвешенного Парламента. Победа консерваторов и отставка лидеров сразу трёх партий.

Эд Милибэнд, лидер Лейбористской партии Великобритании: «Британии нужна Лейбористская партия, которая могла бы вновь подняться после поражения. Нам нужно правительство, которое будет защищать интересы рабочих людей. Пришло время, чтобы у партии появился новый лидер. Я ухожу в отставку».

Найджел Фараж, лидер партии Независимости Соединенного Королевства: «Как я и говорил во время кампании, если я не выиграю, то покину пост лидера партии. Я знаю, что СМИ привыкли слышать бесчисленные обещания лидеров партии, которые они не выполняют, но я человек слова. Через пару минут напишу заявление об отставке».

Найджел Фараж расстроен. Эти выборы показали все перекосы хваленой британской демократии. Его партия набрала почти четыре миллиона голосов, то есть почти 13 процентов голосов избирателей. А в итоге получила лишь один депутатский мандат. Мажоритарная система, когда выбирают только по одному кандидату от каждого избирательного участка, сыграла на руку консерваторам. Фараж отобрал голоса у лейбористов, расчистив дорогу правящей партии. С другой стороны, как считают эксперты, консерваторам помогли успехи в экономике и нежелание британцев видеть шотландских националистов на Даунинг-стрит. 

В Великобритании есть примета. Кого поддерживает жёлтая газета Sun, тот обычно и побеждает. На этот раз таблоид Руперта Мердока сделал ставку на консерваторов, изобразив накануне выборов лидера лейбористов Эда Милибанда в виде человека, не способного справиться даже с сэндвичем, не то чтобы страной управлять. Получается, приметы оказались достовернее опросов. В Великобритании даже назначили комиссию, которая проведет расследование: как могли ошибиться с опросами столько агентств сразу. У Дэвида Кэмерона теперь развязаны руки - больше не надо ни с кем делить власть, а самое главное - думать о следующих выборах - премьер-министр уже заявил, что не собирается идти на третий срок. Кэмерон обещал провести референдум о выходе Великобритании из Евросоюза. Теперь его проведение неизбежно. Так что, возможно, победа консерваторов означает ещё и первый шаг на пути к развалу Евросоюза.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ