Причины гибели Боинга

18.10.2015

Вторник стал особым днем в затянувшейся трагичной истории гибели пассажирского самолета Малазийских авиалиний под Донецком 17 июля прошлого года. Именно во вторник, в один день, были представлены результаты сразу двух обширных расследований.

На военном аэродроме Гилзе-Рейн был зачитан отчет о причинах крушения рейса MH17 по версии Совета безопасности Нидерландов. В Москве российский концерн "Алмаз-Антей" представил подтвержденные натурными экспериментами выводы собственного расследования этой катастрофы.

Давайте подробнее остановимся на этих документах. Начнем с выводов Совета национальной безопасности, который работал в Голландии. Но сначала я предлагаю зафиксировать все-таки три момента, которые важны.

Во-первых, Россия юридически не является заинтересованной стороной в этом расследовании: эта трагедия произошла не в нашем небе, этот борт не принадлежал российской компании и в этой трагедии нет погибших российских граждан.

Но (и это второй важный пункт): Россия с первого дня внимательно следит за тем, как идет расследование причин этой авиакатастрофы, потому что, как мы все помним, именно тогда, 17 июля прошлого года, когда обломки самолета еще дымились на поле в Грабове, виновный был объявлен сразу. И больше года в неком аморфном сознании мировой общественности уже прочно сидит сформулированный Западом готовый вывод: самолет сбили русские, используя для этого русское оружие. И обсуждать здесь, мол, нечего.

Я напомню, с какими заголовками сразу же вышли газеты в США и Европе: Путинская ракета, Путин убил моего сына! Русские бандиты убили наших близких. Они заплатят! Как писала Гардиан, «репутация России разорвана в клочья». Сутки не прошли! И почти сразу, без всяких разбирательств,  Россия моментально получила новый виток санкций.  Так что для нас это был и остается именно вопрос репутации и справедливости.

Ну, и, наконец, третье. На данном этапе отчет голландцев не ставил своей целью ответить на этот главный вопрос: кто сбил самолет. Это был сугубо технический отчет. Комиссия должна была ответить на четыре вопроса. Два задали родственники погибших: почему в течение нескольких дней им не могли подтвердить список погибших пассажиров и находились ли люди на борту в сознании в момент крушения. Третьим был вопрос о том, что стало причиной разрушения и падения самолета. И, наконец, четвертый важный вопрос: виновата ли Украина в том, что пассажирский борт МН17 оказался над конфликтной зоной.

Всё. На этом данный этап расследования закончен.

Журналистам, которых привезли услышать этот доклад, была даже выдана памятка о том, что «Совет безопасности не предоставляет политическую интерпретацию конфликта». Но получилось ли уйти от политики? И почему даже после ответов экспертов остались вопросы?

Наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ был на авиабазе Гилзе-Рейн и сам слушал этот доклад. Ему слово.

Пробка из гражданских машин на въезде, здесь это в первый и, скорее всего, в последний раз. Авиабаза Гилзе-Рейн до сих пор объект сверхсекретный. Это один из старейших в мире аэродромов, первый самолет сел здесь еще в 1910 году. Но в историю авиабаза войдет, конечно, как место, где без малого 15 месяцев эксперты пытались установить причины одной из крупнейших воздушных катастроф современности. Военная база была выбрана для проведения расследования по нескольким причинам. Во-первых, здесь можно соблюсти режим абсолютной секретности. Но главное, ангары, которые тут находятся, позволяют произвести так называемую полную выкладку элементов фюзеляжа. Впрочем, по неофициальным данным, голландским следователям удалось собрать далеко не все фрагменты корпуса. Через несколько минут мы убедимся в этом сами.

Еще до начала доклада представители Совета Безопасности Нидерландов растолковали сотням репортеров условия работы. Видеосъемки во время доклада запрещены, и главное - никаких вопросов по итогам выступления.

Сотрудник службы безопасности: «Фотографы налево, остальные журналисты в эту сторону».

Ровно в 13 часов 15 минут к трибуне не спеша подходит Тьибии Яустра. Почти сразу после начала выступления председатель Совета Безопасности Нидерландов подтверждает: рейс MH17 был сбит из зенитно-ракетного комплекса «БУК».

Презентация: «В 13 часов 20 минус и три секунды боевая часть ракеты взрывается слева над кабиной пилотов, около 800 осколков различной формы пробивают самолет».

Тьибии Яустра, председатель Совета Безопасности Нидерландов: «В результате взрыва с левой стороны корпус самолета был разрушен в воздухе, обломки лайнера оказались разбросаны на площади в 50 квадратных километров».

Потом Тьибии Яустра по-бюрократически дотошно перечислил версии причин крушения, которые отмела комиссия за время расследования. Теракт, технические неполадки, рассматривали даже вариант столкновения с метеоритом. В целом из той суммы слов, которые за первые 15 минут доклада произнес глава Совбеза, можно было вычленить главное. Полностью характеристикам сбившей «Боинг» ракеты соответствуют оружие, до сих пор используемое именно армией Незалежной. Казалось бы, выводы напрашиваются сами собой. И Совет Безопасности Нидерландов просто обязан был проверить «БУКи», стоящие на вооружение ПВО Украины. Чтобы узнать, все ли комплексы и все ли ракеты на месте. Но этого сделано так и не было.

Йост Нимёллер, эксперт по катастрофе МН17: «Книгу я написал через три месяца после катастрофы, уже тогда понял: на Западе об этой трагедии рассказывают далеко не все».

Йост Нимеллер - один из немногих голландских экспертов, кто открыто решается обвинять Совет Безопасности своей страны в необъективности. Изучив итоговый доклад комиссии, он еще раз убедился: в ходе расследования было проигнорировано мнение российской стороны. На комиссию явно давили внешнеполитические обстоятельства.

Йост Нимёллер, эксперт по катастрофе МН17: «Они называют это голландским расследованием, но в реальности это голландско-украинское расследование. Комиссия находилась под сильным влиянием Киева. Большинство информации, большинство данных приходило именно с той стороны.

Этим можно объяснить и многочисленные странности в ходе расследования. Например, явное нежелание голландской стороны оперативно приступить к вывозу обломков разбившегося «Боинга». Их начали собирать только спустя 4 месяца после катастрофы. Более того, последняя партия элементов корпуса была собрана только этой осенью, когда с момента падения рейса MH17 прошло больше года. А место трагедии было не раз обработано артиллерийскими ударами с украинской стороны. Казалось бы, при таком "неторопливом" подходе корпус «Боинга» должен был быть воссоздан с необычайной точностью, но нет - в Нидерландах восстановили всего лишь кабину пилотов и часть салона бизнес-класса. В этом огромном ангаре собраны остальные части разбившегося «Боинга». Видно, что в Голландию эксперты привезли только самые крупные фрагменты: элемент хвостового оперения, двигатель, левый стабилизатор. Все остальное, видимо, продолжает лежать на полях Донбасса.

Почему была проявлена подобная небрежность - так и осталось загадкой. Запрет на уточняющие вопросы вообще не раз выручал Тьибии Яустра. Например, после того как глава Совета Безопасности заявил: более чем за год расследования эксперты так и не смогли выяснить, откуда был осуществлен запуск ракеты «БУКа».

Тьибии Яустра, председатель Совета Безопасности Нидерландов: «Расчеты показывают, что ракета была выпущена с территории площадью в 320 квадратных километров. Были проведены реконструкции места запуска со стороны России, Украины и голландских исследователей. Хотя результаты трех реконструкций показывают сравнительно одинаковую географическую область, требуются дополнительные экспертизы, чтобы определить точное место запуска».

Получается, что почти за 1,5 года работы комиссия так и не смогла ответить на ключевой вопрос: кто 17 июля 2014 года нажал на кнопку «пуск»? И это - в 21 веке, когда планета буквально пронизана спутниками. США в первые же месяцы после трагедии кричали, что у них есть и снимки, и разведданные, которые почему-то в итоге не были переданы даже в комиссию Совета Безопасности Нидерландов. В чём честно признался соотечественникам её руководитель.

Кейс Ван Дер Пил, политолог: «Само собой разумеется, он имеет тесные контакты с различными спецслужбами. И конечно, он поехал в Америку на переговоры с ЦРУ, чтобы запросить спутниковые снимки, но американцы ему сказали, что не могут показать их, так как это является их государственной тайной. Где логика? Вывод напрашивается один: правдивый доклад был не в интересах США».

Но возможно, голландцы просто боятся принимать на себя политическую ответственность. Ведь если открыто заявить: стреляли с территории Украины, то получится: все это время Европа и США поддерживали по сути террористов, засевших в киевских властных кабинетах.

Макс Ван Дэр Верф, независимый эксперт: «Я не доверю выводам комиссии, не доверяю западным медиа, западным политикам. Пусть в Голландии кричат, что я пророссийский, что я путинист, но пока я не увидел ни одного доказательства виновности России».

В Донецке Макс Ван дэр Верф уже во второй раз. Пытается лично разобраться в обстоятельствах трагедии. Делать это сложнее с каждым месяцем, но голландский журналист обещает в скором времени представить результаты своего расследования. По его мнению, определить место запуска ракеты не составляет труда, было бы желание.

Макс Ван Дэр Верф, независимый эксперт: «Конечно, мог стрелять только один «БУК». Почему у комиссии три версии места? Ну, это политика! Потому же, почему они так и не стали искать свидетелей запуска. Тут все понятно».

Впрочем, был в докладе голландской комиссии момент, когда ей пришлось проявить принципиальность. И открыто назвать виновных в гибели «Боинга». Слишком очевидным оказался факт: Украина, отвечающая за свое воздушное пространство, так и не стала отменять полеты летом 2014. Хотя власти Незалежной отлично знали: летать в небе над Донбассом смертельно опасно.

Тьибии Яустра, председатель Совета Безопасности Нидерландов: «Украинские власти знали, что применяется воздушное оружие, но не закрыла небо. Украина, согласно своей позиции, посчитала причины для закрытия воздушного пространства над восточной частью страны недостаточными. Однако мы заключили, что в качестве мер предупреждения возможной угрозы такие шаги могли быть приняты и основания для этого были. Риски для гражданской авиации были неправильно оценены».

Но что такое человеческие жизни, если речь идет о деньгах, больших деньгах? За год нищая, погрязшая в долгах Украина, получает от воздушного транзита от 160 до 200 миллионов долларов. Вот только теперь, возможно, с этими деньгами придется расстаться. После доклада голландской комиссии у родственников погибших есть юридические основания требовать многомиллионных компенсаций от Киева.

Эльмар Гимулла, юрист, эксперт по воздушному праву: «Комиссия совета безопасности подтвердила, что было серьезное нарушение правил полетов, и на данный момент признание этого факта поможет нам в европейском суде. Я думаю, что суд только и ждал этого решения, и теперь это аргумент в нашу пользу при рассмотрении иска. Я уже созванивался с родственниками погибших, и они были очень довольны этим докладом».

В день публикации доклада родственников погибших собрали в этом отеле в центре Гааги. Они первыми узнали о результатах расследования. Для жен, матерей и отцов 298 жертв катастрофы самым важным стал вывод комиссии, который прошел почти незамеченным для широкой общественности. Как выяснили следователи, пассажиры Боинга погибли почти мгновенно.

Барри Свини, родственник: «Стало чуть легче, потому что мы узнали - никто из них не страдал. Ракета, взрыв, падение. Похоже, они погибли мгновенно, а то разное сообщалось, якобы они были в сознании. Теперь доказано, это не так. Что немного утешает меня, думаю, и других родственников тоже».

Теперь впереди у этих людей череда судебных заседаний по гражданским искам и очередные месяцы ожидания. Ответ на вопрос, кто же именно ответит за гибель их родных, они получат только в следующем году, когда должна закончить работу очередная комиссия, занимающаяся уже поиском непосредственных виновников самой страшной авиакатастрофы 21 века.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ